Здравствуйте, мои любимые читатели! Недельку назад мы с вами познакомились с такой интересной техникой как скорочтение, посредством которой можно буквально за считанные часы проштудировать громадный объём информации, усвоив для себя только самое необходимое.
Сегодня, в продолжение темы, мы постараемся с вами понять, нужно ли скорочтение для детей, применима ли такая методика для школьников и можно ли ей заниматься дома самостоятельно.
План урока:
Когда начинать учиться скоро читать?
Из предыдущего урока мы с вами уяснили, что скорочтение – это совсем не то, что школьное чтение на скорость. Это специальная техника, позволяющая среди информационного массива быстро найти нужные данные, усвоив их за короткий промежуток времени.
Согласна, что многие родители сталкиваются с плохой техникой чтения у детей, особенно в первом-втором классе. Но спешу вас огорчить, дорогие родители, что скорочтение в данном случае – не выход из положения.
При знакомстве ребёнка с чтением как таковым, главным для него становится научиться читать сначала правильно, а не быстро. А правильно – это значит, проговаривая все буквы, складывая слоги в слова, ничего не пропуская и главное! — понимая, про что. Скорочтение здесь – не помощник, более того, оно может и навредить.
Рано освоенная техника скорочтения станет выступать стимулятором для школьника поспешить, поторопиться. В результате мы получим абсолютно противоположный результат, когда смотрит в книгу, а видит определённую конфигурацию из пальцев рук, создаёт видимость, что читает, а на самом деле вовсе нет, либо читает настолько невнимательно, что на перечтение потребуется вдвойне больше времени. Надо ли это нам?
Более того, в основе скорочтения лежит и умение по первым слогам догадываться о «хвостике», по первым словам узнавать о том, что последует далее, а как, скажите мне, неопытный, ещё малоэрудированный школьник лет семи-восьми с этим справится? В результате возникнет неправильная интерпретация текста, недопонимание мысли автора и ошибки при пользовании полученной информацией.
Поэтому-то многие педагоги рекомендуют начинать обучение младших школьников скорочтению лишь тогда, когда ребёнок повзрослеет и начнёт ставить для себя цели получения информации самостоятельно, отделяя «зерна от плевел», информационный мусор от ценных данных.
Вот именно тогда методика скорого чтения сможет оказать ему незаменимую услугу. А этот период взросления, безусловно, у каждого свой, но обычно приходится на возраст не ранее 10-12 лет.
Причиной того, что не стоит торопиться с обучением скоро читать, становится также физиологическая особенность детей младше 10 лет усваивать лишь ту информацию, которая считывается со скоростью, как мы говорим. А это значительно медленнее, чем предполагает техника.
Ещё одним аргументом против раннего скорочтения в полном его смысле для младших школьников у многих педагогов является то, что в школе дети не читают отраслевую литературу, которую надо проштудировать быстро, как студентам в ночь перед экзаменом.
Ученики младших классов читают красивые художественные произведения, заслуживающие их пристального внимания, предполагающие наслаждение литературным текстом и книгой в целом, и должны от этого процесса получать удовольствие. А этого ну никак не сможет дать скорочтение, и мы с вами это уже проходили.
Какое скорочтение подходит для детей?
То, что скорочтение больше подходит для подростков и взрослых – это факт.
Однако, это вовсе не значит, что нельзя использовать упражнения на развитие быстроты чтения для детей, и уже в первом классе можно начать заниматься, что станет полезным подспорьем для развития читательских навыков. Хорошо и быстро читающие легко запоминают и пересказывают объёмные блоки информации, а для школьников это чрезвычайно важно. Низкая же скорость овладения данными затормаживает выполнение учебных задач, и мы с вами не понаслышке это знаем.
Основным условием для начала обучения является умение ребёнка свободно читать. Среди часто используемых приёмов для младших школьников большинство основано на игре. Они не требуют особенных усилий и напряжения и довольно просты для выполнения дома:
- можно потренировать угол зрения, когда взгляд концентрируется в разных направлениях, особенно хороши для этого таблички Шульте, есть специальные программы, развивающие боковое и бинокулярное зрение, рассчитанные на тренировку восприятия текста сетчаткой глаза,
- чтобы освоить «неправильное чтение» рекомендуется читать слова задом наперёд, это запустит процесс угадывания слов,
- упражнение на поиск слова в тексте «кто быстрее» учит эффективно пользоваться текстом,
- помогает наращивать скоростные темпы быстрое и лаконичное чтение скороговорками,
- есть приёмы, когда после медленного выразительного чтения знакомого материала, например, стиха, сразу предлагается незнакомый текст, читать который следует ускоренным темпом.
Как подготовиться к наращиваю читательских скоростей?
Если вы поставили цель к определённому возрасту занять ребёнка освоением навыков скорочтения, то вот эти домашние заготовки вам помогут:
- увеличьте не длительность чтения, а частоту тренировок,
- запланируйте порционные пятиминутки чтения на каждый день с перерывами, когда ребёнок читает пару-тройку строк, а затем делает кратковременный отдых, для такого процесса хороши кадры с субтитрами наподобие ранешних диафильмов, когда ребёнок читает строчки к картинке, а затем, изучая её, отдыхает,
- развивайте оперативную память написанием зрительных диктантов,
- возьмите за правило читать перед сном,
- устраивайте соревнования по чтению на время.
Сегодня существует множество методических пособий, позволяющих обучаться скорочтению дома, то есть бежать за знаниями и навыками куда-то совсем необязательно. Но для ленивых и тех, у кого терпения не хватает учить своё чадо самостоятельно, можно записаться на курсы и тренинги, где зачастую используются авторские методики.
Даже школы есть специальные по обучению скорочтению и развитию интеллекта. И обстановка там рабочая, дружеская, способствует тому, чтобы плодотворно и интересно поучиться. В общем, созданы все условия, было бы желание.
Желающие позаниматься дома, следите за нашими новостями. Скоро мы предложим вам практический набор упражнений, которые лежат в основе обучения детей технике скорочтения. Не забудьте подписаться на новости блога, чтобы не пропустить)
До новых встреч!
Ваша «ШколаЛА»
Даже не знаю... скорочтение... ловлю себя часто на том, что иногда мысли улетают вдаль от прочитанного, а как при скорочтении я бы себя вела, вообще не представляю
Что такое скорочтение знаю не понаслышке. Сама его освоила в старших классах. Благодаря этому все экзамены сдавала без проблем. Но этому виду чтения нужно учиться только в старших классах и имея нормальную скорость обычного чтения.
Сегодняшние же школьники многие и просто читать толком не умеют. А обычную скорость чтения можно получить только одним способом-читать, и читать много. Главное вовремя ребенка читать научить и интерес привить, тогда многие проблемы даже не возникнут.
Что же касается скорочтения, его хорошо использовать тогда, когда нужно усвоить большой объем информации. От все слышу, что удовольствия при таком чтении не получаешь. А самое интересное, при обучении нужно учитывать ведущую руку, а это не все про себя знают.
Отличное упражнение для мл. школьников от Татьяны Джало «Карусель». Читаешь нормально, затем повернул книжку на бок, вверх ногами, на другой бок. Для маленьких читателей отмечать места поворотов карандашиком. Работает для всех возрастных категорий.
Может такие упражнения и помогут чему-то, не знаю, не пробовала. А просчитать это невозможно. Могу одно сказать: для хорошего темпа чтения- нужно читать. Мне всегда было интересно. Вот я скорочтением владела и иногда могу его применять. При обычном же чтении про себя я читаю раза в полтора быстрее, чем вслух. А мой сын, который скорочтением никогда не занимался, про себя читает в три, а то и в четыре раза быстрее. Книга 250-300 страниц читается за 5-6 часов. Я раньше думала, что он пропускает, оказалось нет. Читает очень много и быстро. Как такое возможно?
Ну вот, интересно было почитать про скорочтение для младшекласников. А есть кто попробовал это с своими детьми? Хочеться понять, насколько это реально помогает в учебе и не вредит ли такой способ чтения развитию их навыков. Поделитесь опытом, кто сталкивался, очень интересно.
Классная статья, узнал много нового про скорочтение для детей. Особенно удивило, что так рано уже можно начинать тренировать этот навык. Вот только боюсь, что понимание текста может пострадать. Надо будет с сыном попробовать, но аккуратно, чтобы учеба не превратилась в сплошной забег по страницам)
Ну вот, читал про скорочтение для младших школьников, интересно, конечно. Кажется, это поможет детям быстрее осваивать тексты, но вот задумался, а не пострадает ли понимание? У моего малого иногда и так приходится перечитывать, чтобы суть уловить. Надо будет попробовать, но без фанатизма, чтоб учеба в радость была, а не в стресс :)