Здравствуйте, друзья! Прежде чем представить вам мощные упражнения на развитие памяти младших школьников, хочу рассказать о том, как я на парикмахера училась. Не удивляйтесь. Скоро будет понятно, к чему это я.
Итак, пришла я в учебный центр с твердым намерением стать парикмахером. И, вы знаете, никто мне не сказал: «Вот тебе, Женя, ножницы, вот клиент! Давай, подстригай! Чего смотришь? Давай, вперед!» Нет, сначала мне объясняли и показывали, что такое градуировка, окантовка, филировка и все остальное. Потом дали попробовать. Потом я тренировалась. И только потом до меня дошло, какие приемы нужно применять для того, чтобы получилась та или иная стрижка.
В результате диплом я получила, но парикмахером так и не стала. Почему? Как-нибудь обязательно расскажу. А сейчас вернемся к нашим дорогим младшим школьникам.
Приходит дитё в школу учиться. И буквально с первых дней слышит: «Вот тебе, Вася (Маша, Вова, Лена), материал, вот тебе знания! Запоминай! Запомнил? А теперь вспоминай! Чего смотришь? Рассказывай, давай!» Но почему-то редко кто задумывается о том, что детям нужно объяснить и показать, как это делать. Как запоминать? Как пользоваться памятью? А еще и дать попробовать, потренироваться.
Вы же и без меня знаете, сколько в школе приходится учить, то этот параграф зададут, то тот. Очень много работы с текстом. Причем, у детей есть такая особенность, если им задают пересказать (Не выучить!) какой-нибудь текст, то они все равно будут сидеть и зубрить, тратя время и нервы (свои и родительские). Вызубрят, конечно, но в чем был смысл? Это останется тайной. А все потому, что не знают наши дорогие малыши, как правильно запоминать. Сейчас будем учиться.
Представляю вам наши упражнения:
- «Ты и я, мы с тобой семья»
- «Объединяем необъединяемое»
- «Ассоциации»
- «Рисую стихотворение»
- «По кочкам»
- «Что? Где? Когда?»
- «Чехарда»
Найдете их ниже вместе с «инструкцией по применению».
План урока:
«Ты и я, мы с тобой семья»
Скажите, сможете ли вы определить, что некие люди являются членами одной семьи? Скорее всего сможете. Они похожи внешне, они ведут себя одинаково, у них одни повадки, даже речь похожа и походка. Вот так и слова, на первый взгляд разные, но если присмотреться, то можно увидеть, что они из одной семейки.
Переходим к упражнению. Для начала нам потребуется карточка, на которой написана цепочка из двенадцати слов. Например, таких:
Слон, лужа, дерево, тигр, гроза, ствол, волк, дождь, лес, медведь, капля, лист.
Покажите эту карточку ребенку и предложите прочитать слова и запомнить их. Затем уберите карточку и проверьте, что удалось запомнить? Да, будет трудно. Даже для родителей это сложновато. Все-таки двенадцать слов, а не два и не три.
Теперь возьмите вторую карточку, на которой те же слова, но уже объединенные в группы.
Слон, тигр, волк, медведь.
Лужа, гроза, дождь, капля.
Дерево, ствол, лес, лист.
И покажите ее своему маленькому школьнику. Предложите прочитать и снова запомнить. Уверяю вас, результат будет куда лучше, чем в первый раз. Ведь слова объединились в семьи.
Какой вывод? Группировка слов способствует более легкому запоминанию! Значит нужно учиться группировать.
Вот и учитесь, тренируйтесь! Используйте карточки с цепочками из двенадцати слов, которые не разделены на группы. Разделить их по какому-либо принципу и запомнить – это задача ребенка.
Примеры цепочек:
Нота, ромашка, туфли, песня, цветок, платье, гитара, пчела, шляпа, голос, луг, плащ.
Юла, штанга, карамель, кукла, силач, шоколад, дети, цирк, фантик, мяч, арена, конфета.
Ночь, море, парта,звезда, океан, учитель, луна, река, школа, темнота, вода, оценка.
«Объединяем необъединяемое»
Об этом чудесном упражнении я рассказывала в статье про развитие мышления. Сейчас еще раз расскажу, но уже с точки зрения развития памяти.
Упражнение направлено на запоминание понятий абсолютно разных, не связанных друг с другом.
Вот попробуйте запомнить такую пару слов:
лестница – пирожное
Ну, конечно же, у вас получилось! Слишком просто, да?
А если так?
Песок, муравей, бумага, дождь, игрушка, автобус, ласточка, тапки, кастрюля, парта, зима, пальма.
Давайте, прочитайте, а лучше пусть вам кто-нибудь прочитает, а вы запомните. А теперь расскажите в том же порядке, как и написано)
Уже сложнее, не так ли?
А ведь это вполне возможно. Даже более длинные цепочки разных слов можно легко запоминать.
Но начинать, конечно же, нужно с малого. С пары слов.
Вернемся к паре «лестница – пирожное» и попробуем их объединить. Придумаем предложение, в котором оба эти слова будут присутствовать.
Например
Мальчик сидел на лестнице и кушал пирожное.
У ребенка это простое предложение вызовет зрительный образ (не забывайте, что его образная память находится на довольно высокой ступени развития), и он легко запомнит эти совершенно разные слова.
Таким же способом можно запомнить и 15 слов, и 20, и намного больше. Только там уже не предложения будут, а целые рассказы.
Пары слов для тренировки:
колено — ромашка
яблоко — молоток
салфетка — магнит
петух — картина
тарелка — лето
«Ассоциации»
Это еще один способ запоминания материала.
Как объяснить сыну или дочке, что такое ассоциации? Наглядно, конечно. Нам потребуются карточки с изображениями солнышка, штанги, медицинского термометра.
Разложите их на столе и скажите ребенку, что сейчас вы будете говорить слово, а он должен выбрать картинку, которая связана с этим словом.
Ваши слова:
лето, спорт, болезнь
Спросите, почему он выбрал именно эти картинки? И объясните, что этот выбор сделан благодаря ассоциациям. Попросите придумать и другие ассоциации к словам: лето, спорт, болезнь.
Ну а потом позвольте ученику самостоятельно подобрать ассоциации к другим словам.
Например, к таким как:
- собака;
- школа;
- расческа;
- кастрюля;
- парк.
Начинайте со слов, которые понятны, которые обозначают нечто такое, что можно потрогать руками, увидеть глазами. Когда это задание не будет вызывать затруднений, переходите на следующий уровень.
Предлагайте подобрать ассоциации к абстрактным понятиям, таким как:
- дружба;
- погода;
- радость;
- праздник;
- прогулка.
«По кочкам»
Это упражнение уже относится непосредственно к работе с текстом.
Как же его запомнить то, текст этот? Посмотришь на него, а он такой большой, просто ужас, того и гляди, завязнешь в нем, как в болоте. Но ведь в любом болоте имеются кочки, такие твердые, надежные островки. Если прыгать по ним, то можно без труда болото преодолеть.
И как кочки разбросаны по болоту, так по тексту разбросаны ключевые слова или даже словосочетания. Надежные помощники нашей памяти. Правда они немножко стесняются и поначалу прячутся. Но если только научиться их искать, то в конце концов, они осмелеют и сами будут махать вам красными флажками со страницы и кричать: «Я здееееесь! Здееееесь!»
Как же научиться их искать? Вариант только один. Тренироваться как можно больше. Берем текст и работаем.
«Что? Где? когда?»
Есть такая старая телепередача и не менее старый способ запоминания текста. Ответы на вопросы! Тренироваться будем по следующей схеме:
- Ребенок читает текст.
- Вы задаете вопросы по этому тексту (только заранее подготовьтесь).
- Школьник отвечает.
Предлагайте ребенку не только отвечать на вопросы. Пусть он сам пробует их задавать.
После такого «вопросительного» упражнения можно с удивлением обнаружить, что школьник уже вполне сносно может пересказать текст.
«Рисую стихотворение»
Давайте вспомним, как мыслят наши любимые первоклашки-второклашки? Они мыслят образно. И память у них такая же наглядно-образная. Им намного легче запоминать то, что можно увидеть. Поэтому не использовать образную память в процессе работы с текстом или при заучивании стихотворений было бы ошибкой.
Ошибаться мы не будем, лучше будем рисовать тексты и даже стихотворения. Только наши рисунки будут не великолепными шедеврами изобразительного искусства, а простыми схемами.
Попробуем изобразить несколько строк стихотворения Пушкина «Зимнее утро».
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись.
Вспоминаем то, что мы уже знаем об ассоциациях и начинаем создавать схему.
В процессе работы над этой схемой, какая-то часть стихотворения сама собой зафиксируется в голове.
Затем проверяем работоспособность нашей схемы, пробуем рассказать стихотворение, опираясь на нее.
«Чехарда»
С помощью этого упражнения можно понять, достаточно ли хорошо ребенок запомнил текст.
Допустим вы поработали над запоминанием рассказа. Затем вы берете этот рассказ, распечатанный на бумаге, и разрезаете на кусочки. На отрывки, предложения. Выдаете эти кусочки ребенку и просите восстановить рассказ. То есть сложить кусочки по порядочку.
Это упражнение также помогает перевести выученный материал из кратковременной памяти в долговременную. Если произвести действия по восстановлению текста несколько раз, то мозг решит, что информация важная, и, от греха подальше, надежно спрячет ее в своем хранилище.
Если выполнять вышеперечисленные упражнения регулярно, то уже совсем скоро ваш юный мыслитель будет поражать и вас, и учителей способностью быстро и качественно запоминать любую информацию. А еще, используя логику, слуховую и зрительную память вместо банального механического зазубривания, школьник значительно сократит время на выполнение домашних заданий. Так что время на «поиграть» тоже останется.
Уфффф. Длиннющая получилась статья. Надеюсь, она окажется полезной для вас. А так ли это будет, рассчитываю узнать из ваших комментариев. Жду не только отзывов, но и ваших предложений по развитию детской памяти. Давайте будем делиться опытом!
Всего вам доброго!
Ваша, Евгения Климкович!
Очень понравились упражнения.Отправила ссылку на статью своим родственникам,у которых есть дети школьники.
Спасибо Вам большое) Буду надеяться, что вашим родственникам и их деткам информация будет как раз кстати)
Спасибо) Очень полезно для нас.)
Здравствуйте, Ирма) Очень рада, занимайтесь на здоровье) Успехов вам!
Классная статья, помогла понять как лучше работать с памятью у детей. Думаю если эти методы регулярно применять, то у моих ребяток будет крепкая память, и в школе легче будет. Интересно, со временем они смогут и сложные вещи легко запоминать.