Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

10 способов выучить и рассказать стих на пять

Автор:

Здравствуйте, дорогие читатели! Меня зовут Евгения Климкович и я рада приветствовать Вас на страницах блога. И сразу к делу. Скажите, как у ваших маленьких школьников обстоят дела с заучиванием стихов наизусть? А вы помогаете детям учить стихи? А бывало такое, что о килограмме маминых нервных клеток остались одни воспоминания, а стих до сих пор не выучен? Наверняка знакомая ситуация, правда? И что же делать? Ну, во-первых, не нервничать, а сесть и спокойно подумать о том, как научить ребенка учить стихи наизусть. Ну или просто налить себе вкусного чайку и читать статью дальше.

Ситуация из жизни

Представьте себе ситуацию.

Понедельник. Урок литературы в школе подходит к концу. Учитель быстро диктует домашнее задание: «Учить наизусть к четвергу стихотворение Некрасова «Мужичок с ноготок» (Крестьянские дети)». Весь класс, за исключением двух отличников, грустно вздыхает и записывает домашнее задание в дневник.

Вечер. Уже несколько часов вы всей семьёй зубрите строки «В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо...».

Два последующих дня. С утра до вечера, вы повторяете и повторяете вместе с ребёнком надоевшие вечные строки, но нет! Ну не получается рассказать стих у ребёнка без единой остановки и запинки, и всё тут!

 

Четверг.  Ваше чадо, со всеми остальными «любителями» стихов, усаживается подальше от учителя и старается сделаться невидимым, чтобы его не вызвали к доске рассказывать злополучный стих. Все 45 минут урока ребёнок испытывает волнение и тревогу, зорко следя за пальцем учителя скользящим по странице журнала. Да вы наверное и сами помните, как это бывает. Ощущения непередаваемые!

А ведь все может и должно быть по-другому! Пришел на урок, быстро поднял руку, смело рассказал, получил пятерку, сидишь довольный.  Как этого добиться? Просто нужно знать, как учить стихи правильно. Ниже представлены 10 способов, проверенных на практике и дающих отличные результаты.

 5 Х 5

 

Этот метод основан на том, что ребёнок пять раз читает стихотворение про себя, задумываясь и вникая в смысл каждого четверостишия. Затем 5 раз читает стихотворение вслух, с выражением и правильной интонацией. А вы послушайте, как ребёнок будет читать, поправьте его, если нужно, исправьте интонацию, укажите, где необходима долгая пауза, а в каком месте не стоит останавливаться. С этого можно начать изучение стихотворения.

Великолепная восьмерка

 

Иногда ребенка пугает не само стихотворение, а его размер. Бывает, моя дочь Александра только в книжку посмотрит, а потом жалостливо так: «Ооооо, я это никогда не выучуууууу, так мнооооого...». В этом случае мы делим стихотворение на части, на четверостишия, и заучиваем каждое по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше!

Так, ребёнок легче освоит стих, поскольку восемь строк – это объём, который запомнить среднестатистическому ученику несложно. Когда, он увидит, что два четверостишия быстро запоминаются, страх выучить весь стих пройдёт.

Полное погружение

 

Ну а теперь включаем воображение и ныряем с головой в стихотворение. Постарайтесь перенестись в то время, которое описано в стихе. Оживите текст. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Когда вы визуализируете текст, ребёнок легче примет его, он проникнется эмоциями. А то, что вызывает эмоции, запоминается намного легче.

Ассоциации

 

Частенько затруднения возникают с отдельными словами, использованными поэтом и потерявшими актуальность. И, как правило, ребёнок сложно запоминает именно их. Он запинается, когда доходит до слова, например, «полушубок», в который был одет «мужичок с ноготок». Вроде бы всё ясно, что это короткая шуба, но ребёнку тяжело запомнить слово.

Придумайте ассоциацию к этому слову, любую. Спросите у ребёнка, что первое приходит ему в голову при слове «полушубок». Ребёнок вам расскажет. Постараетесь выразить ассоциации в одном слове. И к этому слову, мысленно ваш маленький школьник будет обращаться во время рассказа стиха. А со временем, он и сам научится придумывать ассоциации, ведь они помогают запомнить самые редкие в наше время слова поэтов.

Всё наоборот

 

А этот метод позволит немножко отдохнуть, но с пользой для дела! Это метод чтения строк стихотворения с самой нижней и по порядку к самой верхней. Это нестандартный способ, с помощью которого вы покажете ребёнку, что заучивание стихотворения это не тяжёлый труд, а скорее развлечение.

Рисование стихотворения

 

А еще стихотворение можно нарисовать! Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Лучше если они будут прикольными, конечно в том случае, если содержание произведения это допускает. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.

Книжку под подушку

 

Самый волшебный способ! Вечером перед сном нужно прочитать стихотворение, спрятать книжку под подушку и лечь спать. А на утро вдруг выяснится, что стихотворение из книжки перекочевало за ночь в голову! Скажу честно, я тоже так делала, когда в школе училась.

Оказывается, этому магическому способу существует вполне научное объяснение. Не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь, что мозг человека так устроен, что он очень хорошо запоминает, то, что было написано, прочитано или услышано перед сном.

Диктофон

 

Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком. Главное, чтобы оно было прочитано с выражением. А затем, пусть школьник включит запись и прослушает её три раза. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются. Кроме того, данный способ дает возможность услышать себя со стороны и в случае необходимости поработать над своей речью, произношением и интонациями.

Театр

 

О, это наш любимый семейный способ запоминания стихов! Каждая строчка произведения не просто читается, а еще и показывается. Либо самим ребенком, либо всеми членами семьи (если действующих лиц много). Уверена, что фразу «Отец, слышишь, рубит…» моя дочь никогда не забудет. Так как наш папа очень живописно ее показал) Смеялись все. Так что заданный на дом стих, может обеспечить вам интересный семейный досуг.

Разрезанные строчки

 

А это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. О том, что такое долговременная память подробно описано здесь. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.

Очень надеюсь, что приведенные выше 10 способов, помогут вам и вашему ребенку убедиться, что заучивание стихов наизусть — процесс творческий, интересный, а иногда еще и очень веселый! Такой же как и подготовка к пересказу.

На сегодня у меня все. А может быть вы знаете еще какой-нибудь метод запоминания стихов? Смею надеяться, что вы поделитесь своим опытом в комментариях и заранее вас за это благодарю.

Всего вам самого доброго!

Детишкам привет!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 12
  • seoonly.ru
    17.05.2016 | 07:10

    За видео спасибо, подняло настроение :-)

    • Евгения
      17.05.2016 | 08:53

      На здоровье! Очень эмоциональный ребенок)

  • Ольга
    17.05.2016 | 21:11

    Женя, хорошие способы выучить с детьми стихи.

    Я в школе сама любила учить стихи, проблем не было. И на русском языке учила, на немецком и на молдавском тоже.

    Помню, перед экзаменами тоже книгу под подушку клали, даже в институте. Может быть, и работал метод.

    Внучка сейчас тоже стихи учит замечательно. С детства с ней учили стихи. Читаю я, потом повторяем понемногу, по 4 строчки.

    Сейчас недавно был случай в школе. Задали выучить им в первом классе любой из 3 стихотворений о весне.

    Пришла мама Юли и спрашивает, что она выучила. Показала — самый короткий стих. мама, естественно, сказала, что это для ее способностей не подойдет и стали учить самый длинный стих. Выучили без проблем.

    А я еще в детстве учила стихотворение перед зеркалом, декламировала сама себе, так быстрее получалось запомнить, вслух. :-p

    • Евгения
      17.05.2016 | 23:02

      Спасибо, Ольга! Я и забыла про этот способ. Это я про зеркало говорю. Тоже так делала и правда помогает)

  • Надежда
    17.05.2016 | 22:28

    У меня самой был самый простой способ выучить стихотворение: 10-15 раз подряд прочесть стих. 1й раз просто читать, второй раз то же самое, 3й раз, 4й. А потом уже слегка подглядывая в стихотворение. А потом взяла за практику: до 10-ти раз читала стихотворение и оно на автомате запоминалось. Все получалось легко. Некоторые стихотворения запоминала с 5го раза. И сына также научила не зубрить, а читать: сначала вникнуть в смысл, снова читать... И у сына некоторые стихотворения как Отче наш на 5е прочтение запоминалось. Утром он вставал, еще 2-3 раза читал, потом на ходу мне рассказывал и счастливый приносил 5ку. Остальные предметы я и сына научила — не зубрить, читать по несколько раз, вдумываясь в смысл, кое что добавляла. Потому что в свое время я помимо школьной программы читала очень много литературы не по возрасту. У детей вообще память отличная, но я еще мотивировала сына: хвалила, поддерживала, между перерывами в чтении что стихотворений, что других предметов устраивала отдых — читали другие детские книги. Сын у меня очень любил, когда я ему читала сама.

    • Евгения
      17.05.2016 | 23:21

      Спасибо вам большое, Надежда, за то, что поделились своим способом) Насколько я понимаю, он основан на многократном повторении. Мозг так устроен, что если повторять что-то много раз, то он воспринимает информацию как важную и нужную и предпочитает сохранить ее в памяти. Думаю, что ваш комментарий прибавит пятерок в дневниках маленьких школьников)

      • Надежда
        17.05.2016 | 23:29

        Я и сейчас Евгения, если нужно что запомнить, несколько раз повторяю информацию, а потом все выплывает именно в нужный момент. Верно, если повторять многократно, мозг эту информацию считает важной и очень даже хорошо запоминает. Но в магазин и на рынок я предпочитаю ходить со списком в руке))) Вот мама у меня молитвы по полтора час читает на память. Одно время она мне пожаловалась, что стало ускользать от внимания многое. я ей предложила по несколько раз читать своим методом. За месяц она выучила все, что нашла нужным в Библии. А повторение — мать учения.

        • Евгения
          18.05.2016 | 22:28

          А я иногда тоже себе список для магазина напишу чтобы не забыть ничего... а потом забуду его дома)))

  • Юнона
    25.05.2016 | 16:54

    Стихи запоминать — это хорошо, и лексикон расширяет, и память улучшает

    • Евгения
      25.05.2016 | 23:04

      А хорошо запоминать стихи — еще лучше!!!

  • Кира
    24.04.2017 | 22:29

    Спасибо! А я ещё отсюда брала некоторые нейропсихологические приёмы запоминания vps-psycho.host4g.ru/?page_id=70 8-)

  • Bamu
    27.01.2024 | 09:52

    Классные советы, спасибо! Заметила, что когда дети рассказывают стих с жестами и выражением лица, лучше запоминается. Еще иногда мы стих превращаем в песенку, так веселее учить, и слова как-то сами запоминаются. И еще интересно, что чем чаще ребенок рассказывает стих, тем увереннее он чувствует себя.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.