Добрый день дорогие друзья! Рада видеть вас на страницах блога. Сегодня решила вспомнить как мы с моей дочерью Сашулей пересказывать учились. Думаю, что у многих младших школьников возникают проблемы с такого рода заданиями. Они вместо того, чтобы пересказывать начинают зубрить наизусть, при этом совершенно не понимая о чем речь, и нередко доводя себя до слез. Ведь выучить текст не так-то просто!
Сейчас моя Александра уже в четвертом классе, и с пересказами она справляется самостоятельно, легко и просто. Но по-началу, мы с ней закрывались в комнате, просили, чтобы нас не беспокоили и учились пересказывать. Думаю, что наш опыт будет полезен тем, кто в данный момент задается вопросом, как подготовиться к пересказу? Как научить ребенка работать с текстом?
Хочу представить вам наш пошаговый план подготовки пересказа. План рабочий. Проверено! Так что пользуйтесь на здоровье.
Итак, для того чтобы подготовить пересказ нужно предпринять следующие шаги:
- «Первое чтение»
- «Ловец слов»
- «Немое кино»
- «Борьба с неизвестностью»
- «Мы делили апельсин»
- «Иллюстраторы»
- «По кочкам»
- «Что? Где? Когда?»
- «Как вы лодку назовете…»
- Пересказ по частям
- Полный пересказ
У некоторых шагов необычные названия, это сделано для того, чтобы ребенку было интереснее заниматься.
Да, не короткий план. Согласна. Но, вполне возможно, что когда вы доберетесь до шестого пункта, текст уже будет в голове у ребенка. Но для надежности советую идти до конца.
Этот план работает не только в отношении уроков чтения, но и окружающего мира, где также приходится многое пересказывать.
Руководствуясь предположением, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, предлагаю прямо сейчас поработать по этому плану с вполне конкретным текстом. Мне кажется, так будет понятнее. Вы с нами? Тогда начинаем.
План урока:
Образец текста
Юные спасатели
Наступило лето. В школе начались длинные каникулы. Бывший второклассник Димка начал собираться в дорогу. Каждый год в начале июня он уезжал в деревню Давыдово к своей бабушке Клаве. Отвозила Димку мама. Сначала они целый день ехали на поезде, а потом еще 2 часа на автобусе и еще полчаса шли пешком. Потом мама отправлялась обратно в город, а Димка оставался в деревне до середины августа.
Бабушка очень любила своего внука. Всегда старалась накормить его чем-нибудь вкусненьким и многое ему позволяла. А Димка помогал бабушке в огороде и в саду. А когда было свободное время, мальчик вместе со своим деревенским другом Васькой ходил на речку купаться. Речка называлась Ягодка. Она была неглубокая, тихая и теплая.
Как-то раз, вдоволь накупавшись, мальчишки валялись на берегу и загорали. Вдруг они заметили, что по речке плывет полено, а на нем сидит маленький котенок. Димка и Васька тут же бросились в воду и поплыли к полену. Котенок изо всех сил цеплялся за дерево коготками и тоненько пищал.
Друзья вытащили полено на берег. Котенок был весь мокрый и сильно дрожал. Димка завернул кроху в футболку и со всех ног бросился домой. Васька едва за ним поспевал. Дома мальчики напоили котенка теплым молоком. Скоро он перестал дрожать, замурчал, лег на кресло и уснул.
Бабушка Клава похвалила друзей за такой геройский поступок и даже назвала их юными спасателями. Она разрешила оставить котенка у себя. Васька предложил назвать нового лохматого жителя Матросом. Потому что он был весь полосатый и плавал по реке. Димка возражать не стал.
«Первый шаг»
Первый наш шаг – это первое чтение. Прочитайте рассказ ребенку, а он пусть послушает. Пусть поймет, о чем вообще речь. Читайте с выражением, постарайтесь заинтересовать. Поскольку намного легче запоминается то, что вызывает эмоции.
«Ловец слов»
«Ловец слов» — это такое упражнение, которое рекомендуется выполнять для развития слуховой памяти. Задача ребенка поймать в тексте определенные слова.
Скажите ребенку, что сейчас вы еще раз ему почитаете, а он пусть внимательно слушает и постарается поймать имена всех героев рассказа, а также географические названия и запомнить их.
Теперь читайте. После выясните, что удалось поймать. Если ребенок что-то пропустил, скажите ему об этом.
Димка. Давыдово. Клава. Васька. Ягодка. Матрос.
Этот шаг ценен тем, что он аккуратно вынуждает ребенка не просто слушать, а слушать внимательно.
Теперь переходим к шагу номер три. Он самый веселый.
«Немое кино»
Вы снова читаете текст. А ребенок текст показывает. То есть, если вы читаете, про то, что Димка помогал бабушке в огороде, то ребенок должен это изобразить. Если мальчики плавают, то и ребенок как будто плывет. Если котенок дрожит, то это тоже нужно показать.
Этот шаг только на первый взгляд кажется легкомысленным. На самом деле мы включаем в процесс запоминания двигательную память ребенка.
«Борьба с неизвестностью»
Дорогие родители, поздравляю, вам больше читать не придется! Теперь будет читать ребенок. Вслух! Но не просто банально, бездумно читать. У него будет задача. Нужно обнаружить в тексте незнакомые слова.
Если таковые найдутся, то нужно с ними познакомиться, то есть объяснить школьнику, что они обозначают. В нашем примере такими словами могут оказаться, например, «вдоволь» или «возражать».
«Мы делили апельсин»
Как апельсин делится на дольки, так и текст делится на части.
Задача: разделить рассказ на смысловые части. Тут важно объяснить ребенку, что чаще всего текст уже разделен автором. Если видишь, что предложение начинается с красной строки, значит здесь начало новой смысловой части.
Если посмотреть на наш пример, то легко заметить, что он состоит из пяти частей.
«Иллюстраторы»
А теперь поработаем художниками-иллюстраторами и заодно включим в процесс запоминания нашу зрительную память.
Задача: к каждой смысловой части, которые мы определили еще в прошлом пункте нарисовать иллюстрацию. Ну как иллюстрацию… Скорее схему. То есть не нужно брать краски и прорисовывать каждый цветочек и облачко. Нужна простая примитивная схема. Рисунок, который будет понятен тому, кто собирается пересказывать.
Схемы к каждой части рисуйте на отдельном листочке.
Вот какие схемы получились у меня. Сразу предупреждаю, котенок не удался)
абзац № 1
абзац № 2
абзац № 3
абзац № 4
абзац № 5
«По кочкам»
Как болото можно перейти, прыгая по кочкам, так и с текстом можно справиться, опираясь на ключевые слова. Подробно о том, как их искать, я писала в этой статье.
В каждой смысловой части ищем ключевые (опорные) слова.
У меня получились такие:
в первой :
Лето. Димка. Давыдово. Бабушка Клава. Поезд. Середина августа.
во второй:
Вкусненьким. Помогал. Васька. Речка Ягодка.
в третей:
Загорали. Полено. Котенок. Поплыли.
в четвертой:
На берег. В футболку. Теплым молоком. Уснул.
в пятой:
Геройский поступок. Оставить. Матрос.
Нужно отметить, что у вас могут получиться совсем другие ключевые слова. Здесь нет единственно верного ответа, как в математике. Все люди мыслят по-разному. Так что выбирайте те слова и словосочетания, которые вам кажутся правильными. Ключевые слова к каждой части запишите на листочках, на которых вы рисовали схемы.
«Что? Где? Когда?»
Это самый «вопросительный» шаг нашего плана.
Нужно задать вопросы к каждой части текста. Вопросов может быть несколько. И задавать вопросы будете не вы, это задача ребенка. Пусть он вас поспрашивает, а вы будете, как прилежный ученик отвечать. Если будет ну очень трудно, покажите как надо. Придумывайте вопросы вместе. И ищите ответы на них в тексте.
В нашем случае вопросы могут быть такими:
к первой:
В какой класс перешел Димка?
Когда он уезжал к бабушке?
Кто ехал вместе с ним?
Сколько часов нужно было ехать на автобусе?
Как долго Димка будет в деревне?
ко второй:
Бабушка любила Димку?
Как он ей помогал?
Как звали друга Димки?
Как называлась речка?
к третьей:
Что мальчики делали на берегу?
Что они заметили в речке?
Кто сидел на полене?
к четвертой:
Как чувствовал себя котенок?
Во что завернул котенка Димка?
Чем накормили котенка?
Где он заснул?
к пятой:
Как назвала бабушка ребят?
Как назвали котенка?
Кто придумал котенку имя?
Какого цвета был котенок?
«Как вы лодку назовете...»
… так она и поплывет. Сейчас будем давать названия нашим смысловым частям. Но только прежде обсудите, почему автор так назвал свой рассказ? И объясните, что заглавие передает основной смысл всего написанного.
В нашем случае заглавие – «Юные спасатели». Так как текст о том, как два маленьких мальчика спасли котенка.
Теперь озаглавим части.
- В дорогу.
- Жизнь в деревне.
- Странная находка.
- Спасение котенка.
- Кот Матрос.
Примерно так. Это опять же моя версия. У вас может быть другая. Главное чтобы эти названия указывали ребенку, о чем идет речь в той или иной части рассказа. Заголовки разместите на листочках со схемами и ключевыми словами.
Пересказ по частям
Ну вот, основная работа выполнена. Скорее всего ребенок уже запомнил текст. Сейчас это и проверим.
Будем пересказывать рассказ по частям. Чтобы было проще возьмем листочек, где нарисована схема, написаны ключевые слова и заголовок.
С такой мощной, самостоятельно сделанной шпаргалкой, пересказать текст труда не составит.
Пересказываем все части, одна за другой.
Пересказ полный
Выходим на финишную прямую!
Выписываем на отдельный листочек заглавия наших частей.
Поздравьте своего маленького школьника с тем, что он успешно составил план пересказа! Теперь, опираясь на составленный план, можно приступать к полному пересказу.
Получилось? Замечательно! Для того, чтобы закрепить результат в памяти, повторите пересказ перед сном.
Вот и все. Оказывается, работать с текстом можно весело и интересно. Побольше творчества, друзья, и все получится! Это умение пригодится школьникам и сейчас, на этапе начальной школы, и в будущем на уроках истории, географии да и на всех остальных уроках тоже.
Если у вас есть свои способы подготовки к пересказам, то, пожалуйста, напишите о них в комментариях.
Благодарю вас за внимание, надеюсь, что статья окажется полезной)
Всего вам доброго!
Евгения Климович!
Евгения, благодарю Вас. Некоторые элементы использовала, а у Вас стройно, четко и прелестно. Очень полезная статья!
Здравствуйте, Людмила) Спасибо!Очень рада, что вам понравилось.
Евгения, Вы молодец. У вас получилась очень неплохо структурированная методичка, обобщающая основные составляющие алгоритма пересказа" Я учитель английского, и на моих уроках это тоже будет полезно!
Классные советы в статье! Я всегда говорю детям, чтоб они выделяли главное и делали план перед пересказом. Интересно, что в статье упомянули про визуальные карты, это точно поможет запомнить материал. Ещё я добавлю, что полезно пересказывать текст родным, так тренируется память и речь.