Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Первый раз в 5 класс! Трудности перехода в среднее звено

Автор:

Доброго дня, дорогие мои читатели! Ещё немного, и скоро весна. А это значит, что у кого-то будет выпускной школьный бал. Стоя на линейке, посвящённой выпуску из начальной школы, дети горделиво переглядываются между собой: «Всё! Они взрослые! Они без пяти минут старшеклассники!». И лишь родители, радуясь за своих юных выпускников, знают, какие трудности при переходе в 5 класс их поджидают.

Новые знакомства, новые условия, новые требования. Всё новое! «Это же здорово!» — скажете вы, и стоит ли особенно заморачиваться, ведь все перешагивали на старшую ступень, и ничего. Однако не все справляются так, как бы нам этого хотелось, и далеко не все знают,  как помочь своему ребёнку найти общий язык со всеми педагогами одновременно и не скатиться в первые месяцы по учёбе.

Первый раз в 5-ый класс

 

Родители тех детей, кто «на хорошо» и «на отлично» окончил начальную школу, непременно ждут от своих чад новых побед, ну или хотя бы, чтобы успевающие ранее школьники оставались на той же планке, которой они смоги достигнуть за 4 года. Но заканчивается первая четверть, и мы наблюдаем такую картину:

  • нервный ребёнок постоянно дома и в школе что-то забывает, дневник исписан замечаниями учителей, простые задачки никак не даются, а новые предметы и вовсе «не хотят лезть в голову»;
  • бывший дружный класс вдруг раскололся на «группировки», отчаянно враждующие между собой;
  • общая успеваемость упала «до нельзя», все хором твердят, что они устали, им трудно, да и вообще неинтересно, хотя прошло-то всего пару месяцев;
  • почерк у каждого второго отвратный — кура лапой пишет лучше, лучшие друзья учёбы – небрежность и неаккуратность.

Ужас! Что случилось с нашими детьми?! К такому повороту событий мы вовсе не были готовы! А оказывается, что с Вашим ребёнком, как впрочем и со всеми его с остальными одноклассниками, на самом деле всё в порядке, и вина этих временных неудач- адаптация при переходе из 4 класса на следующий уровень.

Что мешает перестроиться на новый лад?

Переход из младшего школьного звена в среднее – период переломный, кризисный. У психологов он связан в первую очередь с обретением осознания взрослости, когда дети перешагивают со ступени младшего возраста на ступень подросткового периода. Итак-то задача сложная стоит: найти в себе изюминку и познать своё «я», а тут ещё «подводные камни», которые настроила школа.

Смена педагогов

Это, пожалуй, основное, что тревожит родителей. Вроде только привыкли к одному учителю, разговаривать стали на одном языке, а тут на тебе: теперь нас 10, а то и больше!

 

И каждый со своими требованиями, со своим характером. Один хочет, чтобы все принесли тетради синие по 48 листов, другой кричит, что таскать на себе такой груз не собирается: подавай тонкие, и найдите обязательно одинаковые. У одного мнение приветствуется, а другой выслушивать детскую критику не готов в принципе: «Поучи ещё меня!». Попробуй, подстройся сразу под каждого.

Куча предметов и кабинетов

Как было раньше? Пришёл в класс, все уроки там высидел, разве что только на физкультуру выбежал. А теперь придётся бродить из кабинета в кабинет, и на первом этапе для всех это настоящая проблема. А где кабинет биологии? А куда нам после математики? А с кем я сижу на английском? А ещё когда расписание в начале учебного года меняется ежедневно, то подготовиться заранее, обозначив для себя алгоритм «куда сначала, а куда потом», практически невозможно.

 

И вот тебе пожалуйста: привыкшие к одному рабочему месту, новоиспечённые пятиклашки в спешке оставляют в кабинетах ручки-тетрадки-дневники и пакеты со второй обувью и физкультурной формой. Думаю, найдётся довольно много родителей, кто именно в пятом классе приобрёл не одну пару сменки да обновил ребёнку спортивный гардероб, а всё потому что «я где-то забыл».

Бесконтрольность

Вспомните, как бывало в начальной школе. Учитель всем на уроке напомнит, что и когда нужно принести, проверит, все ли записали домашнее задание, родителям особо беспамятных ещё будет вечерком сделан «контрольный звонок». В средней школе никто про вас помнить не будет. Индивидуальный поход теряется, начинается прямо-таки «безнадзорность».

 

Учителя не нянчатся и не тягают за рукав. «Взрослым» детям предоставлены свобода и самоконтроль, которая сначала напрягает, так как «чего-то недостаёт», а потом особо раскрепощённых начинает «пьянить». Кто-то справляется и начинает надеяться только на себя, а у кого-то, «опьянённого свободой» всегда будет «не задано» вплоть до последнего школьного звонка.

Дырки в учёбе

Как мы привыкли в младших классах? Все на виду. Если сегодня у Пети «дырка» в знаниях по математике, то учитель взял на заметку, и пробелы в знаниях будут сглаживаться индивидуально, в свободное у учителя время, но оно обязательно найдётся! Как это происходит в средней школе? Да никак! Не понял материал, не обратился за разъяснением, и вот уже не комочек, а целый снежный ком проблем готов тебя смести с учебной дистанции.

 

У учителей-предметников сотни учеников, и они не могут посвятить своё рабочее время индивидуальному отслеживанию чьих-то «успехов» и уж тем более не заботятся о том, как это положение поправить. Так что рассчитывать на быструю благосклонность не приходится, придётся заново доказывать «что умею, что могу».

Переходим в 5-ый класс вместе

Можно, конечно, немножко подождать, и через пару-тройку месяцев адаптационный период сойдёт на нет, и всё наладится. Одно но: так могут действовать лишь те родители, у которых дети справляются с трудностями самостоятельно. Такие дети «как танки, прут напролом», и им ничего не страшно. Но таких единицы, и поверьте, им тоже иногда требуется помощь.

Для большинства же переход в 5-ый класс может обернуться настоящими проблемами, от своевременности решения которых будет зависеть весь успех дальнейшего обучения ребёнка в школе.

Знакомимся со школой

Во многих учебных заведениях начальная школа со средним звеном разделена не только этажами, но и даже зданиями. Потому, чтобы не бегать с круглыми глазами в поисках кабинетов, когда пять минут назад звонок прозвенел, а ты ещё в поиске, где идёт урок, попросите классного руководителя устроить детям экскурсию.

 

Что важно при изучении «новых стен»? Найти место, где раздеться, где висит расписание, где покушать и где (да! это важно) туалеты. В идеале будет, если все родители убедят нового классного руководителя хотя бы первую неделю учёбы детей встречать и провожать до нужных кабинетов. Уверена, правильный «классный» пойдёт навстречу, в особенности, если попросят все сразу.

Знакомимся с учителями

Хотите, лично повстречайтесь с каждым. Но, думаю, будет логичнее поближе, «глаза-в-глаза» узнать классного руководителя и уже через него устроить знакомство со всем остальным педагогическим коллективом.

 

Не откладывая на завтра, пригласите на ближайшее родительское собрание всех, кто будет принимать участие в дальнейшем воспитании ваших детей. Заодно и сами запомните-запишите, как зовут педагогов, чтобы потом не краснеть, если вдруг Ваш ребёнок по досадной ошибке «посоветует» Марью Ивановну Ангелиной Петровной называть.

Выполняем требования

Да, сориентироваться во множестве требований каждого педагога совсем непросто. А что, если завести такой секретный блокнотик, куда вписать предмет, имя учителя, и рядышком его «предпочтения», что для этого педагога важно. Например, на русский – толстая тетрадь и цветные ручки, на математику – обязательно к линейке циркуль и транспортир, на историю – цветные карандаши выделять даты… Ну, и не забывать туда заглядывать периодически.

Контролируем учёбу

Какими бы взрослыми наши дети к 5-му классу не казались, это не повод нам, родителям, «забить» на их учёбу, которую мы контролировали на каждом шагу в начальной школе. Расслабляться рано ещё, потом расслабимся, когда ВУЗовский диплом вместе пойдём получать!

 

Потому не изменяем традициям и продолжаем заглядывать в дневники и тетрадки и настойчиво интересуемся школьной жизнью, выясняем причины «я не справился» и вместе пробуем исправлять оценки. Только так, отдавая не сразу, а постепенно «бразды правления», можно приучить ребёнка к самостоятельности.

И вот когда степень заинтересованности учёбой налицо, о справляемости со школьной программой говорят хорошие отметки, ученик сам всё помнит и уже сам без напоминания всё делает, можете считать, что адаптация прошла «на ура».

Дорогие родители пятиклассников, поделитесь, как вы справились с этим переходом?! Расскажите в комментариях.

Всем хорошего настроения и отличной учебы!

Ваша «ШколаЛа»:)

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 2
  • Мария
    27.02.2018 | 15:27

    Евгения, вы несомненно правы, что есть проблема при переходе ученика из младшей школы в среднюю, но на мой взгляд проблема эта не лечит в плоскости детского восприятия и стресса. Так было во времена нашего с вами обучения, может поколения чуть младше. Сейчас основная проблема в школе в понижении квалификации учителей и их безразличии к ученикам. Старые учителя уходят, новые приходят сами с низким уровнем грамотности. Что тому виной? Факторов-масса.

    Выход для родителей? Их всего два: именно «забить» и не вмешиваться, значит сохранить свое время и нервы или давать ребенку образование самостоятельно не очень рассчитывая на школу. У меня был второй вариант. Ошибки (не только сына, но и самих учителей) проверяла начиная с 1-ого класса. Что изменилось в 5-ом классе? Появилось несколько учителей, которые действительно давали знания. Остальные предметы преподавала сама, английский-с репетитором. Школу сын благополучно закончил. Экзамены сданы на отлично и хорошо. Все ученики, кто не занимался нигде, кроме школы сдали хуже (даже отличники). Вот и результат подобного многолетнего «эксперимента» над родителями и учениками.

  • Лоечсеолд
    17.01.2024 | 08:16

    Ну вот, мой малой тоже в этом году пошел в 5 класс, так что тема как раз по нашей улице. Самое сложное для него — это новый ритм и куча учителей, а не один. И расписание постоянно меняется, приходится следить, чтоб не запутаться. Еще и ответственность больше, самим за оценками следить нужно. Но зато какие интересные предметы пошли! У нас теперь астрономия есть, представляешь?

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
[adwp2]