Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Делаем проект на тему "Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»

Автор:
Рубрика: Русский язык

Здравствуйте друзья!

ШколаЛа желает вам отличного настроения, прекрасного самочувствия и предлагает окунуться детскую классическую литературу.

Сегодня будем делать проект Имена прилагательные в Сказке о рыбаке и рыбке. Рассмотрим это известнейшее произведение нашего любимого классика со всех сторон и постараемся выполнить все задания, предложенные составителями учебника по русскому языку программы Школа России.

Задания из учебника

Вот страничка с описанием проекта из учебника.

Заданий, скажем прямо, много.

  1. В первую очередь детям конечно же предлагается внимательно прочитать сказу.
  2. При чтении обратить внимание на то, какие именно прилагательные использовал А.С. Пушкин в своем произведении.
  3. Выяснить, какие именно прилагательные встречаются в истории про бедного рыбака и волшебную рыбку чаще остальных и почему.
  4. Предлагается обратить внимание также и на имена существительные, которые составляют словесные пары к исследованным уже прилагательным.
  5. Нужно составить словосочетания из данных имен существительных и подходящих по смыслу имен прилагательных из сказки.
  6. Найти прилагательные, которые автор использовал в переносном значении.
  7. Подобрать к словам-признакам антонимы и синонимы.
  8. Найти в тексте устаревшие имена существительные.
  9. Проиллюстрировать одно из словосочетаний, но это уже по желанию.

Думаю, после выполнения всех заданий этой проектной работы, ученики 4 класса, сами того не замечая, выучат наизусть как минимум половину сказки о рыбаке и рыбке. И это здорово!

Ну а мы пойдем по списку.

Читаем сказку

Сказка не такая уж и большая, попробуем разместить её прямо здесь, на картинках ниже.

Прочитали? Едем дальше.

Ищем прилагательные

Та же сказка с уже выделенными искомыми словами.

Мы тут посчитали и вот что у нас получилось.

Итог: самое часто встречающееся в тексте прилагательное – «золотая», на втором месте «синее», все остальные капитально отстают от лидеров.

А почему именно «золотая» и «синее» лидируют? Здесь все просто. Золотая рыбка, наряду со стариком, главная героиня сказочной истории. Она часто появляется, часто упоминается. Живет рыбка в море и рыбак рыбачит в море. То есть, два главных героя связаны с морем самой жизнью.

 

Поэтому море является основным фоном сказки. И чаще всего море было синее, ну пока рыбка совсем не расстроилась к концу истории, тогда оно названо глубоким.

Ответ на вопрос «почему?» мы дали. Двигаемся дальше.

Ищем имена существительные

К каждому прилагательному прилагается свое существительное, вместе они составляют пару или словосочетание.

Сказочные существительные представлены ниже в списке на картинке.

В сказке некоторые существительные употребляются не с одним, а с двумя прилагательными. Ниже представлены сказочные словосочетания.

Слова в переносном значении

Что значит переносное значение? Это когда автор говорит одно, а подразумевает немного другое. Такие переносные выражения позволяют украсить речь, сделать ее более яркой и живой.

Примерами прилагательных в переносном значении из рассматриваемой сказки являются:

Говоря, что волны сердитые, Пушкин не имел в виду, что у волн появился жесткий взгляд, сдвинутые брови и сжатые губы. Он имел в виду, что волны были огромные, страшные, такие, к которым лучше близко не подходить, а то в море смоют, не выберешься. Такие волны, которые еще и шумят сильно и жутко.

 

Говоря о том, что рыбка золотая, писатель не имел в виду, что рыбка была сделана из чистого золота, ведь тогда бы она вряд ли смогла со дна морского на поверхность выплыть. Золотая она потому, что цвет ее чешуи имел ярко выраженный золотистый оттенок. Чешуя сияла на солнышке, как чистое золото.

 

То, что буря названа чёрной, не значит, что она была именно такого цвета. Скорее всего имеется в виду страшный шторм, с уже известными нам суровыми волнами, сильнейшим ветром, густыми тучами. Страшная буря, опасная.

 

Крестьянка тоже названа черной. Но это не значит, что она была афроамериканкой. Здесь имеется в виду бедная крестьянка из самого низшего сословия.

 

Печатный пряник – это не в смысле, что он был изготовлен на печатном станке подобно газете. Это самый обычный пряник из теста, который испекли в печке, но на нем есть оттиснутый рисунок или буковки.

 

Назвав в одной из строк деда прямым простофилей, Пушкин не имел в виду, что дед стоял прямо-прямо, вытянувшись по струночке как солдатик.

 

Слово «прямой» в данном случае имеет значение «настоящий». То есть, настоящий, стопроцентный простофиля, в чем нет никакого сомнения.

Подбираем антонимы и синонимы

Начнем с антонимов. Давайте вспомним, что это такое.

Мы подобрали антонимы к восьми именам прилагательным из сказки.

Вспомним определение синонимов.

И вот вам шесть примеров синонимов к словам из сказки.

Устаревшие слова

Обратите внимание, нужно найти устаревшие существительные, а не прилагательные.

На картинке ниже, те, которые Пушкин использовал в единственном числе.

И есть еще парочка устаревших форм множественного числа имен существительных.

Наши выводы

Без выводов в проекте никуда. При защите проекта в классе, выводом нужно закончить свое повествование.

В результате нашего литературного исследования мы пришли к следующим выводам.

Имена прилагательные, которые Александр Сергеевич Пушкин использовал в «Сказке о рыбаке и рыбке», придают ей особую красоту, наполняют её жизнью. Особенно ярко это можно ощутить, если попробовать прочитать сказку, пропуская прилагательные.

Используя слова в переносном значении, автор добавил в произведение еще больше красок, с их помощью он сумел оживить неодушевленное, например, волны.

Если вспомнить, что в октябре 2022 года сказке исполняется 189 лет, то наличие в ней устаревших слов объяснимо. Ведь для автора они таковыми не являлись. Но даже сейчас эти устаревшие слова не мешают прекрасно понимать смысл сказки даже самым маленьким читателям.

В общем-то, это все по данной проектной работе. Хотя не совсем. Иллюстрацию к словосочетанию «золотая рыбка» мы тоже нарисовали, её вы увидите ниже, в нашем планшете.

Оформление проекта

Как вы уже поняли, наш проект мы оформили в виде симпатичного планшета. Сейчас покажем.

Вот так выглядит готовый планшет, если смотреть на него спереди.

Вот так – если смотреть сзади.

Подробнее про переднюю сторону планшета.

В уголке расположен титульный блок, содержащий сведения о названии и авторе работы.

Под ним у нас живет блокнот. В нём сказка Пушкина в полном объеме, с уже выделенными в тексте прилагательными. Что доказывает, что произведение прочитано, осмыслено и разобрано.

Всю левую сторону передней стороны планшета занимает диаграмма. В этой диаграмме присутствуют все прилагательные, которые нам удалось отыскать в тексте и наглядно показано, какие из них встречаются в сказочной истории чаще других.

Переходим на заднюю сторону.

Она более интерактивна, чем передняя. Здесь элементы «живые», что-то открывается, что-то переворачивается, что-то достается и складывается. «Живое» все, кроме иллюстрации к словосочетанию.

Вот она.

Кроме «золотой рыбки» легко поддаются иллюстрированию такие сказочные словосочетания как: «красные сапожки», «новое (или разбитое) корыто», «золотые перстни», «дубовые вороты», «сердитые волны», «синее море», «высокий терем», «печатный пряник».

Под иллюстрацией находится элемент перевертыш, на нем с одной стороны мы разместили слова-антонимы.

А с другой слова синонимы.

Еще ниже два кармашка, в которых лежат карточки.

В левом кармашке карточки с устаревшими словами, а в правом – со словами использованными в переносном значении.

Ко всем словам на карточках даны небольшие пояснения.

Ну а по контуру задней стороны планшета мы разместили открывашки. На каждой сверху написано существительное из книжки. Всего их 32 штуки.

Если открывашки открыть, то внутри увидим имена прилагательные, составляющие пары с существительными написанными сверху.

Вот наш готовый планшет на видео.

На сегодня все. Надеемся, статья была полезной для вас и предлагаем выразить свое мнение в комментариях.

Всего вам доброго! До новых встреч!

Ваша ШколаЛа.

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 2
  • NatureWiki
    11.01.2023 | 18:01

    Отличная инструкция по составлению проекта, да еще и на примере интересной сказки. Спасибо автору! :p

  • Syuvaval
    28.01.2024 | 13:28

    Классная статейка, помогла разобраться с темой для проекта дочки. Интересно было узнать как много значений могут нести имена прилагательные и как они работают в тексте. Спасибо за разъяснения, теперь точно будем знать на что обратить внимание в сказке.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.