Приветствую вас, дорогие читатели!
Сталкивались ли вы с особо одарёнными детьми? Или может выделяющийся своими знаниями и умениями ребёнок живёт с вами в одной квартире? А вообще, кто такие вундеркинды? Любого ли малыша, который умеет читать в пять или рисовать в три, можно считать необычным и вписать в ряды вундеркиндов? Или это особая каста, которую избрала для себя природа и дала ей немножко больше, нежели всем остальным?
На самом деле, не знаю, как у вас, а вот у меня много вопросов. Понятно, что мы, родители, совсем даже не против, чтобы наши дети выделялись среди сверстников. Но как даются эти сверхъестественные способности? Рад ли им ребёнок? Комфортно ли ему такому, необычному? И что с вундеркиндами происходит дальше – находят ли они своё предназначение в жизни или закапывают свой талант, «пока не началось»?!
План урока:
Что значит быть вундеркиндом?
Вообще, само по себе слово не несёт ничего сверхъестественного и необычного. В переводе с немецкого языка «Wunderkind» обозначает «чудесный ребёнок». Каждый не только второй, каждый первый – чудесный ребёнок, ведь правда? Но вундеркиндами принято называть тех детей, у которых есть от природы особые способности. Они признаются одарёнными по причине того, что значительно превосходят границы интеллектуального развития сверстников.
Рано проявившие таланты дети реализуются в разных сферах. Совсем не значит, что чуть лучше рисующий или поющий – это уже вундеркинд. А вот умеющий в детсадовском возрасте решать математические задачки, которые не под силу и выпускнику школы, и сочиняющий сонаты подобно великому музыканту ребёнок вполне может претендовать на это звание.
Как правило, еще до подросткового периода вундеркинды экстерном получают среднее образование, поступают в институты и защищают кандидатские и докторские.
Ранняя речь, способности всё улавливать и запоминать, делать несколько дел одновременно – всё это отличает маленьких самородков.
Какие бывают таланты?
Выдающихся детей-вундеркиндов делят на три типа.
- Одарённые дети. Такие явно являются ярким пятном среди окружающих благодаря более высокому умственному развитию.
- Гении. Они с природными талантами рождаются. Без своего дара они не то чтобы жить не могут, они шага не ступают. Примером такой талантливой личности может быть всемирно известный Моцарт, который в свои восемь уже сочинял сонаты.
- Саванты. Особое явление, которое находится под пристальным вниманием учёных. Редкая форма природного дара, которая сопровождается ограниченностью общения. Поэтому часто на фоне других они выглядят как умственно отсталые. «Остров гениальности» чаще всего относится к математике или искусству. Такие уникальные личности – обладатели чего-либо в острой форме. Они могут обострённо чувствовать временные промежутки или запахи, феноменально запоминать информацию.
Вундеркинды и индиго: есть ли разница?
Очень часто между вундеркиндами и детьми индиго проводят параллель. Хотя по своей природе это разные явления. Понятие «дети индиго» внесла в нашу жизнь экстрасенс Нэнси Тэпп, которая у таких одарённых малышей видела особого тёмно-синего цвета оболочку, у магов называемую аурой. Дети с этой «одеждой» цвета индиго отличаются от обычных с аурой других цветов высоким интеллектом, они по-особому чувствуют и обладают экстрасенсорикой.
Может, конечно, по-иному видящим педагогам и учёным это кажется просто обычной мистикой и фантазией тех, кто умеет «видеть сквозь стены». В любом случае среди нас есть те, что вдруг начинают говорить на иностранных языках, которых вовсе не учили, или наизусть читать по сто страниц поэм, пролистав их лишь за пять минут.
Однако, с талантливыми вундеркиндами дети индиго, обладающие паранормальными способностями, одновременно и схожи, и различны.
- Оба уникальны и выбраны природой из миллионов.
- И тот, и другой могут блистать не в одной сфере, раскрывать таланты в разных областях.
Но!
- В отличие от вундеркинда, которому для развития своего таланта нужно всё-таки прилагать усилия, ребёнок индиго с готовыми знаниями рождается сразу, ему не нужно их добывать.
- Если вундеркинд делает открытия при помощи полученного багажа знаний, то ребёнок с фиолетовой аурой «выдаёт перлы» из сердца, интуитивно, иногда даже не зная, о чём он говорит.
- Одарённый гений стремиться учиться, тоннами поглощая информацию, а вот природный индиго не желает ни школу посещать, ни учебник открывать – он знает то, что ему дано знать, и этого для него достаточно.
Где делают вундеркиндов?
Десятилетиями учёные пытаются найти ту природную мастерскую, которая выпускает избранных. И всё тщетно. Даже в век современных технологий никто не может быть на сто процентов уверен, что у двух гениальных родителей появится необычный вундеркинд. Как раз наоборот, есть поговорка: «На детях гениев природа отдыхает».
Многие генетики утверждают, что одарённость – это всё-таки отклонение от нормы в устройстве мозга. Такое сложение содержимого черепной коробочки даётся лишь одному из тысячи, продолжает развитие у одного из миллиона и лишь один из десяти миллионов доходит до финала, обретая печать гения.
Особенные способности нельзя взрастить на пустом месте, даже если «учиться, учиться и ещё раз учиться». Они передаются на генетическом уровне и обеспечиваются природой.
Уровень степени одарённости измеряется при помощи интеллектуальных тестов, которые особенного ребёнка относят к одному из уровней:
- просветлённый малыш – у него показатель IQ от 115 единиц, таких детей около 17%, или он 1 уникальный на 6 обычных,
- умеренно одарённый вундеркинд – IQ более 130, их всего 2%, или 1 на 50,
- высоко одарённых с IQ от 145 всего 0,1%, то есть такой бывает 1 на 1000,
- исключительно одарённых, у которых IQ более 160, можно встретить 1 на 30 000, их 0,003%,
- необычайно одарённых вундеркиндов единицы, их IQ составляет 175 и более и всего таких детей 0,00003%, попадается лишь 1 на 3 миллиона сверстников.
Это интересно! Как показывает практика, вундеркиндов больше всего получается среди детей-первенцев. Одарённые детки к четырём годам овладевают до 50% способностей, к шести – до 70%, а к восьми – до 90% своего интеллекта. Что парадоксально, природным даром пользуются только 10%, оставшиеся 90% становятся заурядными людьми.
Ложка дёгтя в сладком мёде
Как бы ни привлекательна была карьера вундеркинда, есть у этой медальки первенства и обратная сторона. Как вы думаете, легко ли протаптывать путь среди окружающих, которые не готовы расступиться и дать дорогу? Какова цена гениальности?
- Самое меньшее из всех зол – быть непонятым. Маленький умник со своими сверхъестественными возможностями оставляет в тени сверстников, поэтому оказывается в изоляции. Не такие, как у всех интересы он не может разделить с другими, поэтому единомышленников найти будет трудно. «Странный чудак» — вот его приговор. Они неудобны не только окружающим, они неудобны самим себе. Желание быть как все, найти друзей и проводить с ними время часто ставит точку на талантах.
- Вундеркинды со стажем вырабатывают высокую самооценку и не готовы играть на вторых ролях. Встретившись с трагическими разочарованиями, часто они не справляются с действительностью. Не реализовавшись в своих талантах, вундеркинды не готовы быть как все. Трагическое несоответствие желаний и возможностей — причина многих суицидов.
- Щедро одаряя интеллектом, природа взамен забирает здоровье. Довольно часто признание приходит уже после смерти гениев. А во время их жизни это вечные переживания, стрессы, депрессии и душевные заболевания. Люди творчества живут в среднем на 15 лет меньше.
- Такое неприятное слово «шизофрения» — частый спутник вундеркиндов. По статистике шизоидов чаще можно встретить среди математиков, меньше их среди конкретных физиков. Все творческие шедевры были созданы в разные эпохи людьми, как мы иногда говорим «не очень далёкими».
Вот такая вот она, цена таланта. «Быть или не быть?» — риторический вопрос, решить который сможет только сам вундеркинд. Так что если ваш ребёнок не готов к минуте славы, наверное, и не надо.
Психологи рекомендуют использовать самый благоприятный вариант – нормальную одарённость. Для специалистов это та высокая норма, при которой природа наделяет избранника всем, что ему нужно: и способностями учиться, и возможностью адаптироваться, и умением общаться, и физическим здоровьем. Такого бросишь в воду, и он выплывет с рыбой в зубах. Чем не счастливый случай?
А на этом я с вами прощаюсь. Хотелось бы услышать ваше мнение, нужно ли стремиться к запредельным высотам?
До новых встреч!
Всегда ваша, Евгения Климкович)
Евгения, спасибо за интересную статью. Чудесные дети и правда удивительное событие и требующее особого внимания.
Здравствуйте, Алена! Рада вас видеть)
Может вначале и легко, но по мне, так пусть человек просто будет счастлив в жизни.
Насколько я понимаю, вундеркиндам с детства несладко приходится.
А есть ли у таких индивидуумов детство? Может быть просто хватит хорошо учиться и применить свой жизненный талант и приобретенный опыт?
Детство конечно же есть. Вопрос в том, какое это детство?
Трудно в нашем мире быть и одарённым, и имеющим сниженный интеллект. Одарённого ребёнка «задвинуть» нельзя, всё-равно проявится. Но вот воспитывать человеком нужно. Порой взрослые здорово портят детям жизнь, воспитывая (часто без оснований) исключительность и пренебрежение к окружающим.
В нашем мире трудно быть не таким как все. И всегда так было и всегда, видимо, так будет. И, как и всегда, дальнейшая судьба ребенка находится в руках родителей.
В каком то плане им легче, а в каком то наоборот сложнее.
И сложностей все-таки больше получается. Непонимание, одиночество, замкнутость, слава, которая быстро заканчивается.
Мне, кажется, что вообще это тяжело, когда ты сильно отличаешься от остальных.
Согласна, быть не таким как все трудно.
Тема вашей статьи интересная для обсуждения. Мое мнение такое — одаренные дети есть и им нужно помогать развивать свой талант, чтобы Россия была не на последнем месте. А то сейчас стоит на 40 месте по развитию экономики. А кто ее будет двигать — только умное поколение.
Для того, чтобы быть блестящим экономистом, не обязательно быть вундеркиндом)
Я за то чтобы у деток было детство! Правильно, в то же время, нужно с детства приучать книги читать, языки учить, формировать правильную речь...
И я за это! И желательно, чтобы оно было ярким, счастливым, веселым. Настоящим, одним словом.
Моя любимая присказка «все хорошо в меру». Вот к любой теме подходит всегда )) В меру надо развивать и обучать ребенка. Только проблема в том, что у каждого родителя своя «мера».
С одной стороны — выше своей головы не прыгнешь. С другой стороны, а почему бы и да? Со мной в классе учился мальчик, который был отличником по всем предметам. Любую новую тему тут же схватывал на лету (и физику в том числе).
Друзья у него в школе были, но он был довольно замкнутым (на мой взгляд). Спустя много лет мы с ним пересеклись в сети и я узнала, что он так и не женился. Хотел заниматься наукой, но так как зар.плата у научных сотрудников весьма скромная, сказал:"Я не готов ходить в драных штанах ради науки". Живет для себя и в свое удовольствие...
Я даже не берусь судить, видит ли он проблему в том, что в 40 лет у него так и нет своей семьи. Но не реализованным назвать его не могу, так как он вполне счастлив по-своему и доволен своей жизнью.
Так получается, что он науку тоже забросил? Ну, видимо нашел свое счастье в другом чем-то. А раз жизнью доволен, значит все правильно делал. Видимо, не для всех счастье в семье заключается, хотя лично мне это понять трудно.
Евгения, у меня среди знакомых немало тех, кто не имеет детей. Мне их тоже не понять. Но с другой стороны один момент мне очень понятен. Они постепенно привыкают, что живут только для себя и менять уже ничего не хотят. Так как придется жертвовать своим личным временем, своими возможностями и так далее. Среди женщин тоже немало таких, кто не стремится к рождению детей. А просто замужем и живут в своё удовольствие, наслаждаясь с супругом друг другом.
А науку этот парень забросил. Я думаю, что он для себя все равно чем-то в этой области занимается. И я рада с одной стороны, что он ради науки не рвется за границу (как часто наши светлые умы уезжают из России). Но с другой стороны думаю, что за границей он смог бы самореализоваться и кто знает, какую полезность он мог бы изобрести?.. Может быть что-то ещё в лучшую сторону изменится и быть научным сотрудником станет снова престижно и оплата будет выше за их труд.
У каждой медали две стороны: с одной стороны такие дети могут добиться большего в жизни, сделать открытие или стать популярными художниками/артистами и т.д. Но с другой стороны выступает психоэмоциональная сторона вопроса, когда ребенок со своими многочисленными знаниями и умениями просто ощущает себя одиноким и непонятым.
Да, это палка о двух концах.
Евгения, очень интересная статья, огромное спасибо!! Вчитывалась прям в каждое слово, однако, это трудно быть ярким пятном на белом фоне. Думаю некоторые родители,которым это будет полезно, прочитаю вашу статью и сделают для себя какие выводы.!!
Татьяна, я на это очень надеюсь)
Я всегда своим воспитанникам и ученикам говорила и говорю: «Человек не может быть талантлив во всем. Но в чем-то ты можешь быть лучшим. „ И еще: никогда не надо бояться допускать ошибок. Мы не ошибаемся- мы учимся. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.“ Ищи свою изюминку. Ищи то дело, которым ты готов заниматься, несмотря на погоду, на время суток и даже на плохое самочувствие.»
И это срабатывает. Проверено много-много раз.
Здравствуйте, Светлана) Какую правильную установку вы даете ученикам, мне от своих учителей такого слышать не приходилось. Правда вот эту фразу: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает» один раз я таки услышала. Я тогда только отучилась на парикмахера и меня, как лучшую ученицу, устроили на работу в парикмахерскую. И вот, пришла ко мне девушка челочку подравнять.А я так нервничала, рука дрогнула и я ей челку практически под корень подравняла. Это был какой-то ужас. Стою, смотрю, понимаю, что ничего уже не исправить. Извинилась,села, заревела. А эта бедная девушка вместо того, чтобы кричать и возмущаться, сказала мне как раз эту фразу. И еще добавила, что ее муж будет очень доволен результатом, так как ей на сессию уезжать на месяц в другой город, и с такой прической к ней точно никто не пристанет. Парикмахера из меня так и не получилось, но эту суперпозитивную клиентку я вспоминаю очень часто.
Да уж, вундеркиндом быть не просто. Вспоминаю, как мой малой в 6 лет уже читал на трех языках, а в 7 начал играть на скрипке. Все охали и ахали, но ему было тяжело. Много стресса, мало детства, как-то так. Не знаю, стоит ли такое детям.