Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Начальная школа. Программа «Гармония». В чем суть?

Автор:

Приветствую вас, дорогие читатели моего блога. Рада вас снова видеть. Если вы открыли эту статью, — значит вам далеко небезразлично, какая школьная образовательная программа будет преподноситься вашему ребёнку. Ведь учиться, пусть даже только и в первое время, придётся по ней и вам тоже, помогая малышу осваивать новые знания.

Сегодня хочу разузнать, что за образовательная программа Гармония для начальной школы, и поближе с ней познакомиться, если вы не против.

В чём воплотили гармоничную программу?

Образовательная программа «Гармония» была идеей доктора педагогических наук профессора Натальи Истоминой, которая долгое время проработала в системе Занкова. Совсем неудивительно, что идея развивающего обучения является стержнем появившегося на просторах начального образования программного продукта.

 

Проект работает по утверждённому в 2009 году методическому комплекту, соответствующему требованиям ФГОСа и созданному на кафедре начального обучения педагогического университета М. Шолохова, для чего были привлечены практикующие педагоги, имеющие учёные степени:

  • кандидаты педагогических наук профессор М. Соловейчик и доцент Н. Кузьменко – авторы русского языка;
  • кандидат педагогических наук, доцент О. Кубасова разработала учебник литературы;
  • Н. Истомина – вдохновитель программы — является автором учебника по математике;
  • методика преподавания окружающего мира принадлежит кандидату педагогических наук, старшему преподавателю О. Поглазовой;
  • над учебником по труду работала доктор педагогических наук Н. Конышева.

Особенностями своего детища в сфере образовательных программ под названием «Гармония» авторский коллектив считает:

  • преодоление в процессе обучения разделения между традиционной и развивающейся системами, для чего они попытались объединить имеющие жизненный опыт положения с инновациями;
  • направленность процесса обучения на изменение школьного образования в сторону гуманизации.

 

Отвечая в своей концепции начального школьного образования на вопрос «Как учить детей?», главное внимание авторский коллектив решил уделить комфортности, с чем и связано такое название программы. Комфорт – это очень даже хорошо, только если в ногу со знаниями. А так ли, читаем дальше.

Изначально не вошли в список рекомендуемых для применения в образовательном процессе «Основы культуры народов России» Н. Ворожейкиной и английский «Милли» С. Азаровой, которые являются частью методического комплекта «Гармонии». Но это не самое главное, от чего сразу хочется истерически возмущаться. Всё впереди, следуйте за мной!

Может, для вас это уже и не секрет, но в январе 2016 года абсолютно все учебники комплекта «Гармония» Министерство образования исключило из перечня рекомендованных, оставив право образовательным учреждениям применять их ещё пять! лет. Так что, детей вполне могут чему-нибудь поучить за четыре года начальной школы по сомнительным, по мнению Минобразования, методикам. А вот над этим я бы, как мама, задумалась.

К чему стремиться, обучаясь гармонично?

 

Создавая свою авторскую образовательную программу, специалисты в области педагогики хотели:

  • научить детей пользоваться методами анализа, аналогии, синтеза, сравнения;
  • помочь применять школьниками при решении задач собственный опыт;
  • дать основы одновременного использования в работе нескольких моделей обучающего процесса со словами, графиками и схемами;
  • воспитать духовные ценности и нравственные приоритеты;
  • привить эстетический вкус;
  • отдать приоритет самостоятельной работы не только дома, но и на уроках.

«Опять сами», — скажете вы, и мне нечего вам возразить. Да, дорогие мои родители, программа «Гармония» предполагает не только самостоятельную работу, но и к моменту начала образования в школе наличие у первоклассника уже какого-то опыта, без которого гармонично, увы, не получится. Ваш ребёнок должен быть заранее подготовленным.

Цель «гармоничных» учебников – не передать готовые знания, их нужно добыть: самим или с учителем, познавая окружающий мир. Хорошо это или плохо – решать вам. Сможете ли вы помочь в запланированной самостоятельности, будем разбираться дальше. Ищем плюсы и минусы.

В «Гармонии» есть и мухи, и котлеты

 

Вообще всё новое, как говорят, — это хорошо забытое старое, и во многих случаях с этим нельзя не согласиться. Только вот когда это нажитое годами, пытаются с чем-то скрестить, привнеся свежую струю, результаты можно ожидать уникальные. А ещё если это первый «блин», то почти всегда «комом».

Так и программа «Гармония», основанная на пережитках школьного образования в советские времена, имеет свои плюсы и свои минусы.

  • В учебниках русского языка и математики авторы заложили, как им кажется, новый логический подход к выдаче материала: каждая последующая тема крепко завязана на предыдущей, обеспечивая так необходимое «повторенье – мать ученья». А что думают про это пользователи?

«…нет системы в учебниках. В 3-м классе по русскому языку изучается тема падежей существительных, которой уделяется совсем мало времени, так как подробно она будет рассматриваться только в 4-м. Как третьеклассникам определять падежи?»

«…задачи по математике начинают проходить только во 2-м классе, а контрольные начинаются уже на первом году обучения и требуют таких умений…»

«…геометрию начинают учить в 1-м классе и удачно её забывают к 4-му, так как она больше нигде не проскальзывает, зато нужную для решения задач и примеров таблицу умножения проходят только между 2-м и 3-м…»

«…окружающий мир скачет по всем темам: сначала немного про почву, затем тема из астрономии, потом изучаем анатомию, потом снова про почву, и так будете скакать по всем предметам все 4 года...»

  • В организации учебного процесса лежит идея добычи нужной информации, она не даётся в готовом виде. Причём, как убеждают авторы, дополнительные методические рекомендации для родителей дают возможность наверстать упущенное в домашних условиях. Но почему же это приводит к возмущениям родителей, желающих помочь своим ученикам:

«…если урок пропустил, самостоятельно не выучить, потому что в учебниках отсутствует описательные части, как и что делать...»

«… учебник русского языка без правил как таковых, либо они представлены мудрёным языком, запомнить их невозможно…»

  • Программа «Гармония» использует новые технологии преподавания, как предполагалось изначально, но родительские отзывы полны недопонимания, как такие новации могут научить грамоте и счёту:

«…введение в 1-м классе транскрипции напрочь спутало в голове звуки и буквы, пишем «йожик», «йаблаки» и «качаюца», ранее читающий и пишущий ребёнок к 3-му классу стал абсолютно безграмотным…»

«…по математике очень странный инновационный счёт до 9, в результате у ребёнка проблема с переходом через десяток…»

«…с трудом пришлось переучивать основные понятия русского языка про части речи и орфограммы…»

  • Многие хвалят литературу, отмечая интересные задания, но для правильного восприятия некоторых произведений придётся потрудиться, чтобы их правильно понимать. Хотя это и есть задача программы – добывать самим информацию.

Кому нужна «Гармония»?

 

Школьная программа «Гармония» предназначена для детей с «IQ в норме», но:

  • имеющих развитое наглядное мышление;
  • обладающих навыками логики;
  • способных к быстрому старту;
  • свободно переключающихся с одной задачи на другую;
  • богатых словарным запасом и развитой памятью.

Если к моменту поступления в школу ваш ребёнок обладает такими характеристиками, то добро пожаловать в гармоничный мир, учиться в котором таким детям, скорее всего, будет интересно. Среди обучающихся по программе «Гармония» есть и те, которых не смущают ни «йожыки», ни их «ношки».

В этом случае вам остаётся лишь поддержать детскую инициативу и не быть «тормозящим фактором», время от времени читая специально написанные родителям в методичках весточки авторов с разъяснениями хитростей программы, помогающие избежать ошибок.

На сегодня всё. Плюс ещё одна образовательная программа, разобранная по молекулам, в нашей копилке. Желаю вам успехов и гармоничного подхода к воспитанию детей.

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 11
  • Laralaram
    27.07.2016 | 12:15

    школьная программа — это основа основ! В СССР была неплохая программа, заложила основы знаний что надо, до сих пор пользуюсь своими знаниями... Разработать хорошую программу для школы — большой труд!

    • Евгения
      27.07.2016 | 13:25

      Видимо, поэтому сейчас их так много. Каждый старается создать свою уникальную и идеальную программу.

  • Екатерина
    31.07.2016 | 21:46

    Очень интересная статья. Так как я через пару лет стану мамой первоклашки, то меня эта тема заинтересовала. Было бы не плохо узнать о еще программах образования :p

    • Евгения
      01.08.2016 | 00:49

      Здравствуйте, Катя) Ой... тут у нас уже столько про эти программы писано-понаписано, что читать — неперечитать) Очень много их. Вроде как все уже рассмотрели, по косточкам разобрали. Хотя никто не гарантирует, что в ближайшем будущем не появиться еще парочка новеньких свеженьких программ) Будем держать руку на пульсе)

  • Ужасная
    09.03.2017 | 08:15

    Программа «гармония», это отвратная роограмма, которая лишает школьников самосоятельности. Вроде пытаются развить логику, но ее не хватает даже у родителей. Начинаешь помогать ребенку с выролнением ДЗ, появляется такое ощущение, что сам в школе не учился. В учебниках, особенно по русскому языку, куча перлов и нетрадиционных объяснений правил. Учебники составили гостарбайтеры

    • Евгения
      11.03.2017 | 15:48

      Здравствуйте) Простите, не знаю вашего имени. Да, жестко вы с ней) в смысле с программой) Ну видимо, для этого действительно есть причины. Но в сущности, комментарий подтверждает все, что в статье написано. Спасибо вам за комментарий, думаю он многим родителям поможет правильное решение принять. Но все же, я уверена, что хороший преподаватель способен конфетку сделать даже из самой безнадежной программы. Даже не взирая на ужасные гастробайтерские учебники)А если все так плохо, то всегда есть вариант перевода ребенка в другой класс. Но это, конечно, крайний вариант. Я желаю вам сил, терпения и успехов! Держитесь!

  • Егор
    27.10.2017 | 10:57

    Соловейчик и Истомина — обычные наперсточники. Истомина не математик, а доктор педагогических наук, поэтому она просто не имеет права писать учебники по математике. И тем более нельзя включать такие учебники в Федеральный перечень. Соловейчик не лингвист, а кандидат педагогических наук. Получается та же ситуация, как и с Истоминой. Кроме того, Соловейчик профессор липовый, потому что не доктор наук. А работала она в Московском гуманитарном университете им. Шолохова, который закрыли в 2015 году как несостоявшийся ВУЗ. Естественно, что такие кадры могут написать только то, что в итоге написали, — абсолютно безграмотные учебники по математике и по русскому. В них сплошные методические ляпы, некорректно сформулированные задачи и задания, ошибки в русском языке и в ответах к задачам по математике. А сама программа «Гармония» нацелена на кодирование и зомбирование населения, т. е. попросту на воспитание профессиональных шизофреников. А финансируют все эти «шедевры» Фонд Сороса, Международный Валютный Фонд и Европейский Банк Реконструкции и Развития, т. е. те люди, которые говорят, что качественное образование России не по карману и в принципе не нужно. Финансируется это все этими фондами через систему российских грантов. А еще непонятно, почему в школах до сих пор учат по учебникам «Гармонии», если они исключены из Федерального перечня учебников еще в мае 2016 года.

    • Наталья
      05.04.2019 | 16:51

      Докторское звание дается специалисту, многогранно осведомленном в тонкостях своей работы. Изучая психологию современных детей, педагоги выбрали подачу материала в игровой форме. А понимать суть игры приятнее, чем зубрить теоремы и правила, которые совсем скоро забываются... Вспмните, к примеру, правила решения математических задач, правила написания суффиксов и правила игры «зарница- что припомнилось быстрее? Вот видите сами...»

  • Марина
    28.10.2017 | 12:02

    Начальная школа веками создавалась и совершенствовалась и в СССР было взято почти все самое лучшее. Школа давала четкие базовые знания, развивала любознательность, т.к. государство было заинтересовано в развитии подрастающих поколений. А сейчас, пожалуйте, педагогический эксперимент. То что эта программа не только не дает знаний, так еще калечит психику ребенка, развивая комплекс неполноценности, никого не волнует. Моего младшего внука определили в 1 класс с такой программой. Мало того, что за 2 месяца он ни чему не научился, так еще и желание учиться отбили, а ребенок пошел в школу подготовленный, бегло читал, довольно быстро считал в уме, писал если старался довольно сносно. Считаю, что обучение по этой программе «Гармония» должно быть добровольным.

  • Корб
    20.05.2019 | 02:20

    нельзя было допускать проникновения такого позора в нашу систему образования , такой нелепости , как эта программа . вы почитайте , каким языком ЭТО написано ! К примеру , уже в аннотации к учебнику «Окр.мир» пишется , что обучающиеся будут «иметь представления» о том-то том-то. С приставочкой «не» это катит , но возьми хоть весь Китай , они будут о чём-либо иметь представление, и возьми информацию о всех китайцах по отдельности — будешь иметь о них представление, а не представления. Представления клоуны в цирке дают. Если этими словесными выкрутасами , которые в учебниках чуть не на каждой странице, авторы хотели научить детей «импровизировать , мыслить логически, искать» , на кой было этот приёмчик в аннотацию включать ? учителя , или родителя чтобы научить «импровизировать»? Авторы , напрашивается вывод , или сами безграмотные , или намеренно учат детей косноязычию , а ведь это начальные классы , база , и кто принимал эти учебники _ ведь они соответствуют ФГОСу_тех расстрелять мало.

  • Юлия
    07.06.2019 | 15:01

    Секта какая то, даже смотреть не стоит, эта бабка к кашпировскому на сеансы ходила наверно

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.