И снова здравствуйте, дорогие мои читатели. Продолжаю написание своих умозаключений на учебную тематику, и сегодня под моим пристальным прицелом оказалась школьная программа Планета Знаний. «Откуда же их так много?!» — удивитесь вы. Да, ужасно много. Такое ощущение, что каждый кандидат педагогических наук оттачивает своё мастерство на написании индивидуальных руководств для учителей и считает своим долгом обязательно внедрить их в жизнь.
К сожалению, только методом проб и ошибок можно отдать какой-нибудь образовательной программе предпочтение. Но обладая первостепенной информацией об основах каждой из них, вы можете отправить ребёнка по желаемому и более подходящему для вас пути, переведя к другому педагогу. Ещё есть время, давайте не будем его терять.
Чья идея?
Руководитель авторского коллектива проекта «Планета знаний» — Ирина Петрова, прошедшая путь от пионервожатой до учителя начальных классов и руководителя отдела начального образования в Министерстве РФ, объединила под своей инициативой заслуженных и имеющих учёную степень педагогов. Они постарались сплотить свои авторские достижения и опыт педагогической деятельности в одной концепции.
- Материалы по русскому языку для 1 класса было поручено создать заслуженным учителям Т.Андриановой и В.Илюхиной, для 2-4 классов – кандидату наук Л.Желтовской.
- Литература для 1-4 классов разработана кандидатом педагогнаук Э.Кац.
- Автором «Окружающего мира» для 3-4 классов стала кандидат исторических наук Е.Саплина.
- Математика для учеников 1-4 классов была подготовлена при участии академика М.Башмакова.
- Творческие комплекты написаны докторами наук: музыка – Т.Баклановой, ИЗО – Н.Сокольниковой.
- Учебник для изучения английского во 2-4 классах разработали имеющие большой стаж в педагогике Е.Насоновская, Н.Горячева, С.Ларькина.
Что пишут авторы?
Как любой другой учебный комплект «Планета знаний» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и состоит из предметных линий по основным направлениям, а также английскому языку и основам религии и этики.
Основное ключевое слово у авторов проекта – единство:
- в используемых учебных схемах;
- в структуре учебников;
- в формах обучения;
- в типовых заданиях;
- в организации учебной и внеурочной деятельности.
Ещё нашла у первоисточников среди основных характеристик образовательной программы ключевое слово «сам». «Планета знаний» должна помогать, а ученики должны уметь:
- саморазвиваться;
- саморегулироваться;
- самосовершенствоваться;
- самоорганизовываться.
Образовательная программа предлагает сделать выбор, изучать ли предмет в границах базового знания или расширить свой кругозор. Для этого учебные пособия содержат так называемую инвариантную часть – обязательный минимум, а также вариативную часть – для более любознательных и сильных, желающих увеличить объём своих знаний.
Учителя, которые выбрали «Планету знаний», считают, что она даёт возможность развивать творческие способности и мышление. Высокие оценки педагогов авторский коллектив получил за художественный вкус при создании учебного комплекта: материал содержит цветные рисунки, делая учебники яркими, как произведение искусства.
Ну, на мой первый взгляд, очень даже неплохо. Развитие самостоятельности, творческой составляющей и красочное преподнесение материала – на достойном уровне. Как вам?
Что думают родители?
Пусть даже не обладая педагогическими познаниями и будучи далеки от разработки эффективных для обучения образовательных программ, на уровне обычного пользователя мы с вами тоже можем и должны выразить своё мнение. Ведь никому иному, как нам, приходится с детьми разбирать домашние задания и помогать готовиться к школьным урокам. В таких условиях изначально самому взрослому должно быть просто и понятно, что и как объяснить сомневающемуся ребёнку.
Итак, стала шерстить по отзывам родителей и вдруг поняла, что слово «сам», выбранное в качестве цели разработки программы авторами, играет существенную роль, причём далеко не для всех приемлемую.
В отличие от классической «Школы России», в рамках которой возможно обучение даже ничего не умеющих на момент прихода в школу детей, первоклассники для занятий по рассматриваемой программе должны уже уметь считать и писать как минимум. Если в классике приобретение базовых знаний построено на планомерном изучении и многократном повторении темы в учебном заведении, то основной объём работы в «Планете знаний» ложится на домашнюю работу и, соответственно, на плечи родителей. Готовы ли вы к этому?
Столкнувшиеся с образованием по «планетной» программе родители предъявляют следующие претензии к разработчикам:
- в учебных материалах масса ляпов и опечаток, орфографических, морфологических и грамматических ошибок;
- в учебниках, прописях и рабочих тетрадях нет пояснений и правил, если не помнишь со времён школы, приходится их искать дополнительно;
- некорректные и непонятные задания в математике;
- много неверной информации в учебнике «Окружающий мир», цифры и события не соответствуют действительности;
- в литературе отдаётся приоритет иностранным произведениям, русские сказки и рассказы даются в сокращённом варианте;
- большая нагрузка при ускоренном темпе изучения материала, скачки по темам.
Ну, вот как по мне, я готова к нагрузке и могла бы пересмотреть свои личные вечерние дела для оказания помощи своим детям на первоначальном этапе. В принципе, ни для кого не секрет, что процесс обучения малышей в начальной школе по любой программе требует от родителей трудозатрат.
Но делать я это готова, чтобы получить результат, и совершенно не согласна в ущерб своему времени, а иногда и кошельку, искать и исправлять ошибки педагогов. Это попахивает отнюдь не развитием самостоятельности, а введением в заблуждение и неграмотным обучением. Хотелось бы, чтобы авторский коллектив «Планеты знаний» в самое ближайшее время плодотворно поработал над этим.
Подводим итоги
Итак,
- Если вы настроены опережать изучение материала, взяв на себя груз учебной работы на самостоятельное домашнее выполнение, способны понять сами и объяснить своему ребёнку не всегда сразу уяснимые задания, для вас не имеют значения некоторые погрешности в текстах учебников, а более важен творческий подход и красочная подача информации, тогда «Планета знаний» — подходящий вариант для выбора в качестве образовательной программы в начальных классах.
- Если вы всё-таки не обладаете достаточным количеством свободного времени, которое придётся уделить помощи школьнику в процессе обучения, ваш глаз напрягают текстовые ошибки, и вы не готовы каждый раз искать дополнительный материал для решения уроков, стоит выбрать иное направление.
Взвесьте все «за» и «против», может «не так страшен чёрт, как его малюют»?
Всенепременно жду комментариев всех: кто с программой «на ты», и кто хотел бы остаться «на Вы». До новых встреч!
Всего вам доброго!
Всегда ваша, Евгения Климкович.
А где комментарии? Я второй год своего ребенка по этой программе в школе учу, делаю домашнюю работу с ним, много чего нехорошего накопилось. Никто не написал раньше меня ? Издательство печатает тетради плохого качества по ИЗО и окружающему миру, никто не возмущается?
Здравствуйте, Анна. Действительно, ваш комментарий по данной теме первый) Спасибо! Друзья, есть кому что добавить по теме? Не стесняйтесь, высказывайтесь!
Моя дочь второй год обучается по Планете Знаний. У меня руки опускаются, сил уже нет. Да, дочь не слету усваивает материал, но дома весь остаток дня ребенок занимается уроками: с 14 до 18 самостоятельно (помогаю понять задание, переписываемся по whatsapp), а после моего прихода с работы вместе сидим. Нет правил, ничего не объясняется в учебниках. Я потратила вечер, чтобы понять почему деление слов на слоги не совпадает с тем как нас учили. Оказывается сейчас делят по новому — в соответствии с новой Питерской методологией! НО ни в учебнике 1 класса, ни в учебнике 2 класса это не объясняется, есть только одно правило — сколько гласных столько слогов. А слово КОШКА делится на слоги КО-ШКА. Вот как это объяснить ребенку?.. Пожалуйста, подскажите вменяемый учебник/программу/источник информации для самостоятельного изучения. Это же касается и математики.
Отличная программа!У нас весь класс доволен учитель так объясняет что мой ребенок сам мне говорит что нужно делать и как, с домашним заданием проблем никаких нет .Прекрассный легкий материал и у нас нет отстающих все на уровне они понимают программу и им практически не приходится зубрить какие либо правила т.к. на уроках все проходят и все им объясняется.и предлагается в доступном виде материал детей сначала к этому готовят объясняют смотрит насколько усвоили и когда дело доходит до правил они это уже все знают.Нам с ребенком нравится,скоро второй пойдет хочу чтобы тоже по этой программе учился
Здравствуйте! Мы только два месяца отучились по этой программе. Это тихий ужас. Темы летят как башенные, ребенок не успевает усваивать темы пройденные на уроке. А вечером, когда мы садимся за уроки, я объясняю тему заново, и так, что бы ребенок ее понял. Русский же, даже я не могу понять с «шалашиками». Есть сильное желание перевестись на Школу России. Но вот никак не решимся. Прочитав комментарии выше, задумалась, потянем ли мы программу во втором классе?! А учительница, через три дня после знакомства с моим ребенком, сказала прямо, я его не аттестую! Вот такие учителя. Не разобравшись и не попытавшись научить, уже поставила на ребенке крест. И как с этим бороться, неизвестно. Вот и возникает вопрос, сложна ли программа, или учитель не хочет учить?!
Учится ребенок второй год по этой программе, когда знакомые говорили, что программа мягко-говоря дурацкая, я понятия не имела, что на столько. Согласна с автором статьи и хочу выделить недостатки этой программы с моей точки зрения. Во-первых темы гонят, как ошалелые, не дают времени на закрепление материала, а, между тем, к начальной школе добавили целый год. Состав слова, например, прошли махом, домашние работы на закрепление ужасные, ничего не закрепляют, приходиться самой искать задания, а это, простите меня, время ребенка и родителей, которое можно было потратить на элементарный отдых, что немаловажно, дети устают жить в таком ритме, родители уже с языками на плече, очень жаль, что о детях наших не думают совершенно. Программа убогая! Русский язык особенно! Могла бы много ещё чего написать негативного.
Я бабушка ученика 3-го класса, который учится по программе «Планета Знаний». Помогаю ему учить уроки первый год. Сама педагог-психолог с 35 летним стажем. Я в ужасе. Как такую программу и такие учебники вообще допустили до школы. Это какое-то издевательство и не только над детьми, но и над родителями. Теперь узнаю, что во многих школах отказались от этой «Планеты». Кроме того, на 2019 год, говорят, Минобр. РФ даже не включил в перечень рекомендуемых учебников учебники из «Планеты». А что же нам-то делать? Куда в 4-ый класс бежать?
К сожалению, и я повелась «на картинки», на самом деле, думала, что выбираем что-то новое, интересное, нестандартное, а в итоге много нареканий. Формулировки правил, особенно в русском, жуть!!Иногда сама несколько раз читаю чтобы вообще понять о чем речь,а иногда и интернет в помощь. Нелогичные задания, когда сложно понять вообще, что требуется. Задания, а потом только через несколько страниц правило, как делать такие задания...В общем, список длинный.
Ужасная программа! Как только пропустили ее к обучению детям. Многое зависит и от учителя. Если учитель будет заинтересован, чтобы дети поняли материал, тогда может и будет легче в изучении такой программы. К сожалению у нас учитель был нацелен только на платные индивидуальные занятия. А бесплатно знания давались поверхностные. За проверочные работы и тесты больше половины класса получали 2 и 3. Мы не выдержали такой учебы и с 3 четверти 2 класса перевели ребёнка на Школу России. Проблем таких нет вообще! Ребёнок все понимает и самостоятельно выполняет домашние задания. Если ваш ребёнок не вундеркинд не рекомендую планетную программу к изучению!
Я — учитель. Мне стало интересно, что это за программа, но после того, как я прочитала, что учебник по русскому языку в 1 классе пишет один автор, а во втором — другой, всё, больше вникать мне не захотелось, но всё равно дочитала до конца статью. И скажу одно, что я счастлива, что наша гимназия по этой программе не работает. И как может быть по чтению большая часть иностранной литературы?
Прочитал про «Планету Знаний», интересно. Хочется узнать побольше про раздел по математике, какие там задачки и упражнения? Моему малому иногда сложно даются цифры, хочется подобрать что-то увлекательное и познавательное. Кто пользовался, поделитесь, как дети реагируют?