Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Такая волшебная арт-терапия

Автор:

Приветствую вас на своем блоге, дорогие читатели! Недельку назад мы с вами активно обсуждали, как можно развить у детей творческую составляющую и добавить в их жизнь креативности, если имеется такое желание. А вот оказывается, при помощи творчества и искусства можно подправить своё «художественное здоровье». Слышали про такую возможность? Я вот, например, только отголоски. Поэтому и решила сама разузнать, что такое арт терапия, и вам поведать. Добро пожаловать в новую тему.

Сухим языком истории о живом процессе

 

Полагаю, никто не станет спорить, что присутствующее в составе слово «терапия» указывает на нечто, связанное с лечением. И это абсолютно точно. Оказывается, арт-терапия появилась аж в 1938 году, и первооткрывателем её полезных свойств стал художник Адриан Хилл, лечивший туберкулёзных больных в санаториях.

Использовали методы исцеления искусством в Америке для детей, вывезенных из фашистских лагерей во время Отечественной войны. Арт-терапия нашла своё отражение во взглядах великого психолога человеческой души Фрейда.

 

Современное художественное лечение является одним из самых щадящих способов, используемых психологами и педагогами для исследования разных чувств и эмоций: от любви и радости до ненависти и страха. Арт-терапия убеждена, что своё внутреннее «я» человек открывает чужому взгляду через творческую сторону, рисуя образы, лепя скульптуру, фотографируя, занимаясь другими видами искусства. Расширяя границы понятия, психологи включают в методологию не только техники изобразительного искусства, но также драматургии и музыки.

Не имея противопоказаний и возрастных ограничений, не требуя быть художником или актёром, волшебная таблетка под названием «арт-терапия»  полезна как при работе с детьми,  так и в тренингах для взрослых.

Что может художественное лечение?

 

Арт-терапия может всё, что касается нашего внутреннего мира, психологического самочувствия и состояния души. Основная её задача – наладить гармонию через самовыражение и самосознание. Показания для её применения могут быть различны:

  • изменение настроения и впадение в депрессию, постоянные стрессы и связанный с ними эмоциональный дискомфорт;
  • чувство одиночества и проблемы в коммуникабельности, зачастую характерные для подростков;
  • низкая самооценка и негативное к себе отношение;
  • отсутствие самореализации у взрослых в так называемом «критическом» возрасте;
  • межличностные конфликты и неспособность с ними справиться;
  • различного вида фобии, повышенный страх и тревожность;
  • обострённое чувство ненужности у пожилых людей;
  • неудовлетворённость в повседневной, бытовой, семейной жизни.

 

Посредством арт-терапии упражнения, применяемые в психологии и педагогике, могут:

  • установить или наладить отношения между людьми, так как искусство без слов позволяет не только рассказать о себе, но и узнать о других;
  • дать возможность познать себя, потому что через творчество на бессознательном уровне человек реализует эмоции, страхи, взгляды на жизнь;
  • открыть в человеке новые, ранее не известные ему, таланты;
  • помочь в социальной адаптации тем, у кого возникают трудности с вербальным общением и выражением чувств и эмоций словами.

Творческий процесс, как основа арт-терапии и метод психологической разгрузки, позволяет снять эмоциональное напряжение, уйти от забот и негативных мыслей.

Полезная для детей арт-терапия

Что только сегодня не включают в методы работы с детьми специалисты. Так, есть упоминания о цветотерапии, сказкотерапии, танцевально-двигательной и игротерапии, лечение оригами и песком, имеет место драмо- и музыкотерапия, — всё, что так или иначе связано с художественным творчеством. Разнообразие – вещь хорошая, особенно если это касается занятий с детьми. Но сегодня предлагаю не углубляться во всё сразу, а рассмотреть методику применения арт-терапии для детей в её классическом варианте, то есть в виде работы с рисунками.

 

Если уж лечить ребёнка, то нужно стараться делать это правильно, поэтому при выборе техники и приёмов психологи советуют следовать определённым нехитрым законам, ведь обычное использование красок и бумаги не может взорвать детский мозг так, как это способны сделать непривычные для детей способы.

  • Во-первых. Простота и эффектность должны стать главными вашими помощниками. Создавать свой изобразительный шедевр ребёнок должен без затруднений, прилагаемые усилия обязаны быть интересными, приятными и оригинальными.
  • Во-вторых. Сам процесс и результат работы должны привлекать одновременно в равной степени. Они для ребёнка имеют равнозначную ценность.
  • В-третьих. Использование нетрадиционных техник поможет заинтересовать ребёнка и удержать его внимание. Необычность приёмов зависит от вашей фантазии: используйте для творческой работы соединение красок и природных материалов: листьев и засушенных цветов, пластилина с песком и собранными летом ракушками. Дайте волю ребёнку: пусть из клякс вырастут чудовища, а над ними раскатится фейерверк из фольги, знаменуя победу над злом.

Такие разные техники для разных детей

  • Рисуем, пачкая. Отсутствие сюжета, хаотичное накладывание красок одной на другую, случайность мазков – пусть все переживания ребёнка выльются на бумагу и навсегда останутся там, покинув детскую душу. В качестве объекта можно использовать раскраски, изображения на которых дети зарисовывают на свой лад.
  • Рисование пальцами. Оно интересно абсолютно всем, так как не имеет строгих правил использования кисточек. Нестандартный подход и тактильные ощущения обязательно получат положительный эмоциональный ответ от психологического состояния ребёнка. Техника пальчикового рисования просто необходима для детей, которым родители слишком рано задали направление «маленького взрослого», жестко устанавливая правила поведения. Такая арт-терапия снимает у них чувство тревоги и подавленности.
  • Сыпучие и сухие материалы в рисовании. В необыкновенный восторг приходят дети при работе с сухими листьями, цветками, травой, а также при использовании сыпучих круп и речного песка. Для создания изображения на бумагу наносят клеевую основу и дают размах детской фантазии: растирая засушенные листья разных цветов между руками, получаем богатый разноцветный фон для осенних крон деревьев, при помощи манки садим на небо белые облака, речной песок может вырасти в дом, а горох стать жёлтым полем. А может это будет вовсе не сюжетный рисунок, а просто цветной космический хаос? Зато какой яркий и необычный! Приёмы с использованием таких материалов хороши для деток, замкнутых и зажатых в себе, для развития в них уверенности и помощи в адаптации.
  • Рисуем окружающими предметами. Вот уж, где новизна и необычность! Мятой бумагой, кубиками, губками, резиновыми игрушками, щётками – всем, что попало под пристальный взгляд и воображение. Использование окружающих предметов не по их прямому назначению позволяет при работе с детьми повысить их самооценку и способность отстаивать свои идеи, укрепить эмоциональное состояние и улучшить настроение.
  • Трёхмерные объекты и изображения на плоскости. Разрывая, комкая, стискивая ненужные газеты и бумагу, ребёнок получает море позитивных эмоций для благодатного состояния своей детской души. Рекламные картинки могут стать ярким материалом для украшения работы. Вся нервозность, злость, а может быть, и ненависть, уходит из доброго по природе сердечка через активные деструктивные действия. Как разрушая одно, восстанавливаем другое, из ненужного мусора делаем ценную, имеющую важность, конструкцию, так и из пугливого и робкого ребёнка формируем личность.

Вот такая она, арт-терапия! Мне нравится! А вам?

Я тут подумала, что рисование по номерам, о котором я рассказывала в этой статье, тоже своего рода арт-терапия.

Буду ждать ваших отзывов и рассказов из практики, друзья. Давайте раскрасим внутренний мир наших детей во все цвета радуги! Кто за?

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 17
  • Ольга
    04.07.2016 | 09:18

    Рисование действительно является своеобразной терапией. Даже для взрослых. И стресс хорошо снимает. Нужно учиться рисовать.

    Спасибо, Женя. :p

    • Евгения
      04.07.2016 | 18:40

      Здравствуйте, Оля) Да тут даже учиться не нужно, я думаю. Бери краски и рисуй как можешь)

  • Нина
    04.07.2016 | 15:25

    Раньше и знать не знали о такой терапии, рисовали все. Сейчас же это уже своеобразное лечение. Любое занятие развивает и успокаивает, на мой взгляд.

    • Евгения
      04.07.2016 | 18:43

      Сейчас даже центры есть специальные по арт-терапии для детей и для взрослых. В группах рисовать по определенным правилам интереснее, мне так кажется.

  • Laralaram
    04.07.2016 | 19:29

    Конечно, мне нравится такая терапия... достать краски, что ли?

    • Евгения
      04.07.2016 | 20:53

      Лариса, давно пора)))

  • Александра
    05.07.2016 | 13:00

    Как же я люблю арт-терапию! Это волшебная техника. Читая статью, вспомнила, как Вы писали про рисование по номерам. И как раз в конце Вы об этом упомянули. Это тоже схоже с арт -терапией. Кстати, мужу в магазине показала на большие коробочки с этим чудесным набором для рисования. Теперь он знает, что мне подарить!)))))

    • Евгения
      07.07.2016 | 00:12

      Это действительно классный подарок будет) И наслаждение, и творчество, и терапия в одной коробке)

  • Вера
    05.07.2016 | 15:46

    Как практикующий семейный психолог, использую другие, любимые мной, техники в консультировании. А уж «арт» и всё, что связано с художественным мастерством — самое любимое увлечение моей дочки. Увлекаясь рисованием (она закончила 1 класс художественной школы в этом году), она забывает обо всём на свете. Очень люблю смотреть на неё в эти минуты.

    • Евгения
      07.07.2016 | 00:16

      Здравствуйте, Вера) Сложная у вас работа. Мне кажется, что я бы не смогла принимать на себя чужие беды, проблемы. Я думаю, чтобы быть психологом, нужно уметь слушать и вникать в то, во что вникать иногда совсем не хочется. Трудно. Девочке вашей большой привет передавайте, ладно?

  • Елена
    06.07.2016 | 12:37

    Арт терапия и цветотерапия мне очень нравятся. Классная идея порисовать пальцами. Надо будет заняться с детишками в каникулы! :p

    • Евгения
      07.07.2016 | 00:25

      А я ведь тоже никогда пальцами не рисовала, нужно наверно попробовать) Хоть узнать, что это такое.

  • Татьяна
    13.07.2016 | 17:42

    Евгения, рисование — вообще отличное занятие для всех возрастов, помогает расслабиться и переключиться на другое.

    • Евгения
      15.07.2016 | 16:44

      Татьяна, согласна с вами полностью)

  • Рафаил
    26.01.2024 | 20:04

    Всем привет, интересно кто-нибудь пробовал арт-терапию для детей, есть ли результаты? Сколько времени занимает одно занятие и как часто их нужно проводить, чтоб ребенок почуствовал улучшение? И еще, нужно ли какое-то спец оборудование для дома или можно обойтись подручными материалами? Спасибо за ответы заранее!

  • Ильяс
    27.01.2024 | 23:16

    Забавно, как арт-терапия может помочь детям выразить свои чувства без слов. У кого-то был опыт с этим? Интересно, какие виды творчества больше всего подходят для ребят разного возраста. Мои пока только рисуют, а вот хотелось бы попробовать что-то новенькое.

  • Kyumilatn
    01.03.2024 | 12:07

    Здорово, что есть такие методы как арт-терапия для помощи детям в их развитии. Удивило, что рисование и лепка могут так глубоко влиять на психику и помогать справляться со стрессом, вот это открытие для меня. Попробую ввести в наши семейные активности, интересно, как дети отреагируют.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.