Приветствую Вас, дорогие читатели. Мы как-то с вами затрагивали тему гиперактивности детей, немного изучив его природу и меры, которые родители могут предпринять. Не хочется останавливаться на достигнутом, возникло желание копнуть глубже. Известно ли вам, что такое синдром дефицита внимания?
Это никак не связано с тем, что его, этого внимания, ребёнку не достаёт со стороны родителей в виде любви и ласки. Напротив, это не может дать сам малыш, так как в силу разных причин у него просто не получается собраться и посвятить своё «я» чему-то или кому-то. А ведь такой недуг, а иначе его не назовёшь, идёт рука об руку с повышенной активностью, и многие специалисты это бурное сочетание просто объединяют в одном диагнозе.
План урока:
Жил человек рассеянный…
«Вместо шапки на ходу он надел сковороду…» Помните Маршака и причудливого персонажа с Бассейной? Знал ли тогда автор детских стихов, что такое на самом деле бывает, и этому есть своё, медицинское объяснение.
Сложности с концентрацией внимания и невозможность сосредоточиться, оказывается, бывают не только у детей, хотя они – основные объекты для синдрома дефицита внимания. Заболеванию, а такой недостаток отнесён большинством психологов к нарушению здоровья, подвергаются и взрослые тоже, только немного реже.
Более ста лет синдром дефицита внимания вертится на языке мировых психологов и педиатров, и открыт он был в середине 19 века немецким врачом Гофманом: он в своём известном стихотворении «Филипп-непоседа» описывает симптомы гиперактивных детей. До сих пор в Германии сверхдеятельных активистов называют «Zappel-Philipp».
В самом начале двадцатого столетия педиатр Георг Стилл пытался доказать, что невнимательность и задержка в развитии – это абсолютные разные вещи, описывая особо импульсивных детей, которые имели трудности с усвоением информации. В середине шестидесятых американские психиатры разработали методы диагностики синдрома дефицита внимания у детей. А вот Россия пришла к выводам о его существовании лишь ближе к концу 90-х. Но сами знаете, что лучше поздно, чем…
Сегодня российской медицине известны три вида синдрома дефицита внимания:
- просто невнимательный – это мечтательные «Робинзоны», медлительные «черепашки» и застенчивые робкие «зайчата»;
- смешанный тип, объединяющий обычную невнимательность с наличием повышенной активности – самый распространённый, их около 65%;
- чистый гиперактивный – их всего 10%, так как за пару-тройку лет дети этой группы постепенно переходят к смешанному типу.
Это интересно! Эксперты говорят, что в России детей «с пропеллером» и «шилом в одном месте» около 90%! А диагноз дефицита внимания имеют 3 – 5% — это всего лишь в пределах 2 миллионов маленьких россиян.
Чем живут дети с СДВ?
Проявляется синдром у каждого ребёнка по-разному, но сложности возникают ещё в детсадовский период в условиях домашней обстановки и обостряются в первые школьные дни.
Говорят, что у школьников с таким диагнозом очень высокоразвитый интеллект, и показатели их IQ зашкаливают. Однако дети с СДВ проблематично усваивают материал и тяжело идут на контакт. У них плохо дело обстоит с планированием и рутинной работой.
Ежели к такому букету для полной красоты ещё добавляется гиперактивность, то школьник становится «страшным сном» для своих педагогов. Добиться хорошей успеваемости по скучным для него предметам сложно, а вот увидеть, как он опережает ожидания и нарушает требования окружающих — запросто.
Отличаются такие смышлёные дети:
- возникновением сложностей с выполнением последовательных действий;
- невозможностью заниматься одним делом на протяжении длительного времени;
- забывчивостью;
- неорганизованностью.
Постоянно изучая тему синдрома дефицита внимания, психологи находят и новые, ранее не отмечаемые симптомы для беспокойства родителей:
- во время письма или чтения юный ученик «теряет строчки» и «проглатывает слова», не понимает смысл прочитанного;
- школьник «зеркалит» — пишет буквы перевёрнутыми;
- у ребёнка появляются пробелы в памяти в течение занятия, когда его внимание отключается, и он не помнит, чтобы происходило.
Раньше считалось, что нарушение работы мозга «рассасывается» само собой по мере взросления, не оставляя следов, но рассчитывать на 100%-ное приобретение внимательности в постподростковый период – большое заблуждение. Иначе откуда рядом с нами коллеги по работе, мимо ушей пропускающие инструкции и поручения, неспособные досидеть до конца рабочего совещания и вечно нарушающие дедлайны и сдачу проектов в срок?
СДВ или особенности характера?
Нейроразнообразие — модная современная концепция, в ней неврологическая особенность, которую мы сегодня с вами рассматриваем – это вариант поведения, взятый по наследству. Многие учёные стали склоняться к тому, что СДВ у детей – лишь индивидуальные черты личности, не связанные с нездоровыми отклонениями.
Если эти черты характера мешают чувствовать себя комфортно среди окружающих и затрагивают интересы других членов общества, на них для «успокоения медицинской души» весят ярлык «расстройство», подлежащее лечению.
Сложно согласиться или поспорить, когда дискуссии ведутся на профессиональном уровне уже более века. Для себя вижу лучшим выходом вовремя принимать меры, чем надеяться на авось. Ведь, согласитесь, даже если считать, что «это не болезнь, а состояние души», дыма без огня не бывает.
Американцы говорят, что их классификатор психических расстройств синдром дефицита внимания фиксирует у детей не ранее 12 лет. Но мы ж с вами не в Америке живём, и дети у нас совсем другие, зачем так долго ждать, если есть современные методы диагностики выявления симптомов в более ранний период.
Так, для выявления СДВ используют наблюдение родителями, педагогами и психологами за поведением ребёнка, чтобы впоследствии заполнить специально разработанные анкеты-опросники и на их основе сделать соответствующие заключения. Проводятся среди школьников и психологические тесты – задания на внимательность.
Профессиональный школьный учитель при анализе выполняемых учеником рабочих заданий без труда сможет выявить основные признаки, характерные для невнимательности, чтобы подать тревожный звоночек родителям. Диагностика СДВ включает в себя и медицинские исследования генетики на уровне близлежащих родственников.
Кто и что делает в случае СДВ?
Считается, что синдром дефицита внимания – это по большому счёту, генетическая предрасположенность. По крайней мере, это причина в 50% случаев. Причём искать нужно не только «ближе к телу», играть роль может и наследственность от поколений намного постарше.
Среди других причин — нарушение здорового образа жизни и осложнения во время беременности у мамы, родовые травмы и инфекции головного мозга у ребёнка – всё то, о чём мы с вами говорили в теме про гиперактивность. Причины этих явлений одинаковы.
Говорят, что полноценному лечению синдром дефицита внимания не поддаётся, но для коррекции поведения есть меры, выполнение которых должно быть распределено между медицинским работником и родителями. Так, если психологи отвечают за внесение поправок в здоровье детей с СДВ путем образовательных и медикаментозных методов, то родителям советуют:
- подходить к воспитанию со всей строгостью, как к обычным детям, без вседозволенности и излишней жалости,
- не требовать лишнего при выполнении заданий, с которыми школьнику тяжёло справиться,
- установить щадящий режим и не перегружать, для ребёнка с СДВ не подойдут заумные школьные программы,
- наладить тесный контакт с учителем, объяснив особенности поведения, попросить посадить в том месте, где он будет меньше отвлекаться, обычно, это недалеко от доски, под строгим взглядом педагога.
Это интересно! Считается, что люди с синдромом дефицита внимания делают удачную карьеру в продажах, искусстве и там, где зашкаливает выброс адреналина. Есть хороший шанс воспитать пожарного, альпиниста или каскадёра. Почему бы и нет?
А еще на поведение ребенка могут влиять те игрушки, которыми он играет и те мультфильмы, которые он смотрит.
Ну вот, мои дорогие читатели, в нашей копилке знаний стало больше на ещё одну тему про безграничность и загадочность человеческого мозга. Есть ли рядом с вами такие уникальные дети без внимания? Расскажите, нам действительно интересно. На этом прощаюсь, до новых встреч! Будьте внимательны к своим детям!
Всегда ваша, Евгения Климкович
Ничего себе и такое бывает. Вот прочла я статью и сразу же вспомнилась малышка одних знакомых, под нее действительно подходит описание СДВ, очень трудно ей дается школьная грамота, а какая она гиперактивная, словами трудно передать.
Здравствуйте, Виктория) Еще и не такое может быть, главное внимательнее относиться к детям, чтобы вовремя заметить и помочь.
Евгения, спасибо за такую подробную статью! Будем надеяться, что с таким не столкнемся в школе.
Мне все-таки кажется, что здесь гены не особо влияют — просто на них врачи привыкли все сваливать- чтобы как-то с себя снять ответственность. Мое мнение — та атмосфера, в которой живет ребенок и те игрушки и занятия, которыми его развлекают родители и воспитатели в детсадах — играют решающую роль. И конечно — как вы упомянули — нарушение здорового образа жизни!!! За этим нужно следить с самого рождения ребенка.
Здравствуйте, Лиза) У вас в школе все будет отлично! Вы за своим ребенком следите, вам не все равно, значит никаких особых неприятных сюрпризов не ожидается.
когда я работала в школе, то в такие тонкости не вдавались, но теперь я понимаю многое лучше!
В принципе и сейчас не многие вдаются)
У моего сына СДВ. Все что написано в статье все про него. Только школа не готова к таким детям и отправляют на комиссию и считают что на комиссии ему поставят диагноз ЗПР и тем самым школу обрадует, что он больной.
Здравствуйте, Юля! В первую очередь, хочу пожелать вам терпения. А школа чего хочет? Видимо, если ребенку поставят диагноз ЗПР, то с чистой совестью можно будет отправить его в спец.школу?
Синдром дефицита внимания — сложная тема, но знаете что интересно? Исследования показывают, что люди с этим синдромом часто обладают уникальными творческими способностями. Не всегда минус, иногда плюс)
Классная статья, много нового узнал. Оказывается, детям с СДВГ нужен особенный подход и в школе, и дома. Раньше думал, что это просто недисциплинированность, а тут вижу, дело серьезнее. Пойду, прочитаю еще про методики воспитания, может, поможет моему малому легче справляться со школой.