Всем большой привет! На связи Евгения Климкович. Я желаю вам доброго времени суток и приглашаю к очередному обсуждению. Сегодня решила поговорить о том, какие существуют игры для гиперактивных детей, и какие правила нужно соблюдать, чтобы безболезненно включать таких деток в игровой процесс.
Если у вас слишком активный ребёнок, то эта статья, надеюсь, будет полезна. Те родители, которые с гиперактивностью не сталкиваются, могут заняться своими делами. Хотя было бы приятно, если бы вы поддержали наш разговор, ведь чем больше мнений и шире обсуждение, тем легче находится выход.
План урока:
Для особенного ребёнка особенные правила
Не так давно подробно изучив тему детской гиперактивности, мы с вами нарисовали детальный портрет особенного ребёнка:
- невнимательный;
- импульсивный;
- неусидчивый;
- с хаотичными движениями.
Корректировать поведение таких детей берутся взрослые «всем колхозом»: медики подключают успокаивающие детскую психику препараты, предупрежденные учителя выбирают тактику подхода, а вот психологи и родители на бытовом уровне делают жизнь гиперактивиста проще и комфортнее.
Все совместные действия направлены, прежде всего, на адаптацию «не такого, как все» ребенка к жизни среди обычных окружающих, и на формирование умения управлять собой и своим вниманием, что так необходимо в школьном возрасте.
Оттачивать эти навыки позволяет игра. Только вот любые ли подвижные «стрелялки» и «догонялки» подходят? Или лучше усадить неусидчивого активиста за шахматы и шашки? Будем разбираться.
В помощь нам, родителям, специалисты предложили несколько правил, которые помогут подобрать игровые действия, в которые гиперактивный ребёнок может «влезть по уши», причем, с удовольствием и пользой.
- Подключают таких детей к коллективным процессам постепенно, начиная с маленьких групп, где утомительное ожидание своей очереди, не характерное для деятельного активиста, сведено к минимуму. Коллективные правила прививаются постепенно и доводятся до инстинкта на бессознательном уровне. Особенности проведения совместных игр с участием гиперактивных детей обычно учитывают школьные учителя, дробя класс на маленькие группы.
- Игры, позволяющие обогатить эмоциональный мир слишком активных детей, в том числе те, что могут рассмешить, удивить и успокоить, – хороший способ снять часто присутствующее у них напряжение. Они как нельзя кстати подойдут для занятий дома.
- Участвовать в подвижных играх гиперактивный ребёнок не только может, он просто обязан. Иначе куда девать всю неиссякаемую энергию? Для получения эффективного результата от игровой терапии спокойные занятия на усидчивость чередуются как раз с движением. Попробуйте просидеть долгое время, если в одном месте всё время свербит, и куда-то надо срочно бежать.
- Включение в «игровой рацион» занятий на повышение внимания и тренировку самоконтроля – обязательное условие и для родителей, и для педагогов.
- Если игры для гиперактивного ребёнка подбираются в качестве коррекционного метода, а не просто для развлечения, их следует сгруппировать, чтобы обеспечить последовательность освоения навыков. Не стоит замешивать тесто для особенного детского мозга сразу из нескольких компонентов. Шаг за шагом – лучший вариант для таких детей.
Тренируемся, развлекаясь, или что можно предложить гиперактивисту?
Так уж получается, что вся игровая деятельность гиперактивного ребёнка должна быть направлена на развитие и укрепление определённых функций, но это совсем не значит, что у такого особенного малыша не будет детства, а развлечения заменят скучные коррекционные занятия. Вот несколько примеров, как привнести в жизнь вашего активиста море удовольствия и пользу.
Развиваем внимание!
Игр для тренировки этого навыка, так необходимого школьнику, достаточно много. У учителей есть свои, наработанные методики, которые они применяют в школе. Чем дома можно заменить так надоевшие в детстве картинки на внимательность?
Помнится мне из своей начальной школы, многие девочки по примеру своей первой учительницы желали после окончания школы встать с указкой у доски. Ну пусть даже если бы не отдать жизнь этой профессии, то от предложения поменяться на время местами с учителем вряд ли кто-то откажется. Одни «дни наоборот» чего стоили!
Так вот, предлагаю вам сыграть в игру под условным названием «Садись, «два»!», предложив своему невнимательному гиперактивному школьнику стать учителем, а вам побыть его учеником.
Выполните задание, например, по русскому языку, напишите, как отъявленный двоечник, сочинение или диктант, полный ошибок и дайте своему юному педагогу его проверить. Вы даже себе представить не можете, насколько трудно будет вашему ребёнку удержать радостные эмоции, когда на листочке появится красный жирный «кол».
Снимаем напряжение!
Игра в прикосновения повышает тактильные ощущения, расслабляет возбуждённый организм, а кроме этого еще и мелкую моторику тренирует.
Приготовьте различные на ощупь предметы, хорошо бы совсем противоположные, например, стекло, мех, металл, дерево, вата, бумага, ткань и прочие материалы. Завяжите ребёнку глаза, приступаем к загадочному процессу.
Есть одна тонкость, позволяющая удивить и вызвать положительные эмоции: чередуя прикосновения к материалам, включите в процесс прикосновения к телу: щеке, коленке, делая это невзначай, например, между мехом и металлом.
Двигаемся и шумим!
Вот это уж точно будет по душе вашему гиперактивному ученику. В школе хорошо такие разрядки устраивать на переменках, в условиях дома, конечно, затруднительно, но если захотеть, то можно, а на улице да в весёлой компании – почему бы и нет?
Игра на отработку правил и наблюдательности. Подпольная кличка «Кричалки».
Предварительно сделайте из картона три ладошки разных цветов, которые будут важными сигналами в вашей азбуке Морзе, и договоритесь, какой цвет обозначает кричалку, когда можно бегать и прыгать, сопровождая всё громкими криками и шумом, какой предназначен для шепота, а какой для того, чтобы застыть и не шевелиться.
Уверена, что ни один гиперактивный ребёнок не пропустит любимой ладошки – кричалки, а для этого ему придётся напрягать свою наблюдательность. Одно условие: заканчивать игру нужно ладошкой, после которой все замолкают, иначе вашим ушам не справиться с такой нагрузкой.
Вот только три игры, которые доступны и могут быть полезны гиперактивным деткам, да и обычным тоже. На самом деле, их большое множество, и вы сможете подобрать те, что вам больше всего подходят. А правила, которыми нужно при этом руководствоваться, вы теперь знаете.
А вот знаете ли вы, друзья, откуда вообще берутся такие гиперактивные ребята? Посмотрите мультфильм на видео ниже, он мноооогое объясняет)
Делитесь своими домашними заготовками, они могут пригодиться. Давайте вместе будем активными игроками в стране под названием «детство». Прощаюсь с вами, но совсем ненадолго.
Всегда ваша, Евгения Климкович
Спасибо за такую полезную статью, тем более, что мой младший внук как раз гиперактивный ребенок.
Елена, на здоровье! Успехов вам и вашему младшенькому внуку.
сколько надо знаний и терпения, чтобы управляться с таким ребенком, я не думаю, что я бы справилаь бы...
Конечно справились бы! Это ж свой, родной «активист»)