Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Как правильно и во что играть с гиперактивным ребенком?

Автор:

Всем большой привет! На связи Евгения Климкович. Я желаю вам доброго времени суток и приглашаю к очередному обсуждению. Сегодня решила поговорить о том, какие существуют игры для гиперактивных детей, и какие правила нужно соблюдать, чтобы безболезненно включать таких деток в игровой процесс.

Если у вас слишком активный ребёнок, то эта статья, надеюсь, будет полезна. Те родители, которые с гиперактивностью не сталкиваются, могут заняться своими делами. Хотя было бы приятно, если бы вы поддержали наш разговор, ведь чем больше мнений и шире обсуждение, тем легче находится выход.

Для особенного ребёнка особенные правила

 

Не так давно подробно изучив тему детской гиперактивности, мы с вами нарисовали детальный портрет особенного ребёнка:

  • невнимательный;
  • импульсивный;
  • неусидчивый;
  • с хаотичными движениями.

Корректировать поведение таких детей берутся взрослые «всем колхозом»: медики подключают успокаивающие детскую психику препараты, предупрежденные учителя выбирают тактику подхода, а вот психологи и родители на бытовом уровне делают жизнь гиперактивиста проще и комфортнее.

Все совместные действия направлены, прежде всего, на адаптацию «не такого, как все» ребенка к жизни среди обычных окружающих, и на формирование умения управлять собой и своим вниманием, что так необходимо в школьном возрасте.

Оттачивать эти навыки позволяет игра. Только вот любые ли подвижные «стрелялки» и «догонялки» подходят? Или лучше усадить неусидчивого активиста за шахматы и шашки? Будем разбираться.

 

В помощь нам, родителям, специалисты предложили несколько правил, которые помогут подобрать игровые действия, в которые гиперактивный ребёнок может «влезть по уши», причем, с удовольствием и пользой.

  • Подключают таких детей к коллективным процессам постепенно, начиная с маленьких групп, где утомительное ожидание своей очереди, не характерное для деятельного активиста, сведено к минимуму. Коллективные правила прививаются постепенно и доводятся до инстинкта на бессознательном уровне. Особенности проведения совместных игр с участием гиперактивных детей обычно учитывают школьные учителя, дробя класс на маленькие группы.
  • Игры, позволяющие обогатить эмоциональный мир слишком активных детей, в том числе те, что могут рассмешить, удивить и успокоить, – хороший способ снять часто присутствующее у них напряжение. Они как нельзя кстати подойдут для занятий дома.
  • Участвовать в подвижных играх гиперактивный ребёнок не только может, он просто обязан. Иначе куда девать всю неиссякаемую энергию? Для получения эффективного результата от игровой терапии спокойные занятия на усидчивость чередуются как раз с движением. Попробуйте просидеть долгое время, если в одном месте всё время свербит, и куда-то надо срочно бежать.
  • Включение в «игровой рацион» занятий на повышение внимания и тренировку самоконтроля – обязательное условие и для родителей, и для педагогов.
  • Если игры для гиперактивного ребёнка подбираются в качестве коррекционного метода, а не просто для развлечения, их следует сгруппировать, чтобы обеспечить последовательность освоения навыков. Не стоит замешивать тесто для особенного детского мозга сразу из нескольких компонентов. Шаг за шагом – лучший вариант для таких детей.

Тренируемся, развлекаясь, или что можно предложить гиперактивисту?

Так уж получается, что вся игровая деятельность гиперактивного ребёнка должна быть направлена на развитие и укрепление определённых функций, но это совсем не значит, что у такого особенного малыша не будет детства, а развлечения заменят скучные коррекционные занятия. Вот несколько примеров, как привнести в жизнь вашего активиста море удовольствия и пользу.

Развиваем внимание!

 

Игр для тренировки этого навыка, так необходимого школьнику, достаточно много. У учителей есть свои, наработанные методики, которые они применяют в школе. Чем дома можно заменить так надоевшие в детстве картинки на внимательность?

Помнится мне из своей начальной школы, многие девочки по примеру своей первой учительницы желали после окончания школы встать с указкой у доски. Ну пусть даже если бы не отдать жизнь этой профессии, то от предложения поменяться на время местами с учителем вряд ли кто-то откажется. Одни «дни наоборот» чего стоили!

Так вот, предлагаю вам сыграть в игру под условным названием «Садись, «два»!», предложив своему невнимательному гиперактивному школьнику стать учителем, а вам побыть его учеником.

Выполните задание, например, по русскому языку, напишите, как отъявленный двоечник, сочинение или диктант, полный ошибок и дайте своему юному педагогу его проверить. Вы даже себе представить не можете, насколько трудно будет вашему ребёнку удержать радостные эмоции, когда на листочке появится красный жирный «кол».

Снимаем напряжение!

 

Игра в прикосновения повышает тактильные ощущения, расслабляет возбуждённый организм, а кроме этого еще и мелкую моторику тренирует.

Приготовьте различные на ощупь предметы, хорошо бы совсем противоположные, например, стекло, мех, металл, дерево, вата, бумага, ткань и прочие материалы. Завяжите ребёнку глаза, приступаем к загадочному процессу.

Есть одна тонкость, позволяющая удивить и вызвать положительные эмоции: чередуя прикосновения к материалам, включите в процесс прикосновения к телу: щеке, коленке, делая это невзначай, например, между мехом и металлом.

Двигаемся и шумим!

Вот это уж точно будет по душе вашему гиперактивному ученику. В школе хорошо такие разрядки устраивать на переменках, в условиях дома, конечно, затруднительно, но если захотеть, то можно, а на улице да в весёлой компании – почему бы и нет?

 

Игра на отработку правил и наблюдательности. Подпольная кличка «Кричалки».

Предварительно сделайте из картона три ладошки разных цветов, которые будут важными сигналами в вашей азбуке Морзе, и договоритесь, какой цвет обозначает кричалку, когда можно бегать и прыгать, сопровождая всё громкими криками и шумом, какой предназначен для шепота, а какой для того, чтобы застыть и не шевелиться.

Уверена, что ни один гиперактивный ребёнок не пропустит любимой ладошки – кричалки, а для этого ему придётся напрягать свою наблюдательность. Одно условие: заканчивать игру нужно ладошкой, после которой все замолкают, иначе вашим ушам не справиться с такой нагрузкой.

Вот только три игры, которые доступны и могут быть полезны гиперактивным деткам, да и обычным тоже. На самом деле, их большое множество, и вы сможете подобрать те, что вам больше всего подходят. А правила, которыми нужно при этом руководствоваться, вы теперь знаете.

Делитесь своими домашними заготовками, они могут пригодиться. Давайте вместе будем активными игроками в стране под названием «детство». Прощаюсь с вами, но совсем ненадолго.

Всегда ваша, Евгения Климкович

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 5
  • Картавцева
    27.07.2016 | 17:02

    Спасибо за такую полезную статью, тем более, что мой младший внук как раз гиперактивный ребенок.

    • Евгения
      28.07.2016 | 00:07

      Елена, на здоровье! Успехов вам и вашему младшенькому внуку.

  • Laralaram
    28.07.2016 | 12:04

    сколько надо знаний и терпения, чтобы управляться с таким ребенком, я не думаю, что я бы справилаь бы...

    • Евгения
      29.07.2016 | 23:41

      Конечно справились бы! Это ж свой, родной «активист»)

  • Taetuf
    18.02.2024 | 05:01

    Здорово что подняли тему игр для гиперактивных детей, сама борюсь с этим каждый день. Интересные идеи, особенно про игры на концентрацию и спокойствие. Попробую парочку из них, может поможет моему малышу сосредоточится и немного успокоится после школы :)

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
[adwp2]