Здравствуйте, друзья! Сегодня на блоге Школала медицинская тема. Хотя нет, тема медико-психолого-педагогико-логопедическая. Поговорим про нарушение речи у детей.
Почему же развитие речи так важно для наших детишек? Речь – это один из самых главных, самых важных интеллектуальных инструментов. И главная опасность нарушений речи – это торможение интеллектуального развития.
Если у ребенка нарушена речь, то он не имеет возможности в полной мере использовать ее как средство коммуникации с внешним миром. При снижении речевой активности страдает очень важная для детишек познавательная деятельность.
В школе ребенку трудно осваивать предложенную программу, появляются проблемы с чтением, письмом, с общением с одноклассниками. И, так как со временем ребенок с подобными нарушениями начинает понимать свою необычность, то это приводит к замкнутости, нежеланию разговаривать в принципе, к застенчивости и проявлению невротических черт характера.
Исследования подтвердили, что большая часть отстающих учеников начальных классов имеет те или иные речевые нарушения. А ведь именно в начальной школе очень активно идет процесс речевого развития. И нам, как родителям младших школьников, важно уметь хоть немного ориентироваться во всех этих логопедических терминах и определениях, чтобы вовремя успеть обратиться за помощью в случае чего.
В общем, предлагаю узнать врага в лицо!
План урока:
Страшные логопедические буквы
Наличие нарушений может определить логопед во время обследования по наличию стойких специфических ошибок. И именно он может напугать родителей страшными буквосочетаниями типа ФНР, ФФНР или, чего хуже, ОНР. А вы знаете, что они означают? Сейчас узнаете.
ФНР
Фонетическое недоразвитие речи.
Это когда нарушено произношение одного или нескольких звуков. Например, ребенок может не выговаривать «л» или «р», могут быть проблемы с произношением шипящих или свистящих. Думаю, что и взрослых людей с ФНР вам приходилось встречать.
Кто поможет ребенку с ФНР? Во-первых, стоит посетить врача-ортодонта. Возможно, есть проблемы со строением челюсти или нужно просто подрезать уздечку. А также на помощь поспешит логопед, который в состоянии «поставить» отсутствующие звуки, с помощью специальных упражнений.
ФФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Здесь все завязано не только на неспособности правильно произнести звук, но и неспособности правильно его услышать. Имеются проблемы с фонематическим слухом.
Можно проверить фонематический слух ребенка в домашних условиях. Попросите ребенка повторить за вами цепочки слов «па-ба-ба-па» или «гу-ку-гу-ку» и т.п.
Трудно? Ошибается? Значит, скорее всего, не слышит. Значит, нужно проблему решать, пока не поздно. Ведь нарушение фонематического слуха в результате приведет и к трудностям с письмом, и к трудностям с изучением не только русского, но и иностранного языка.
Вообще, на блоге уже есть специальная статья посвященная развитию фонематического слуха. Обязательно почитайте.
ОНР
Общее недоразвитие речи.
Это когда ко всему вышеперечисленному добавляется еще и скудный словарный запас. Ребенок с ОНР не может пересказать текст, ему трудно составить описание к картинке и выразить в словах свои мысли. Такие детишки начинают говорить позже своих сверстников и дают односложные неразвернутые ответы на вопросы.
До кучи, наблюдаются проблемы с развитием памяти, мышления и внимания. Из всего этого, естественно, следуют колоссальные проблемы с усвоением школьных уроков и бесконечные двойки-тройки. В данном случае на помощь ребенку придет не только логопед, но и невропатолог, поскольку причиной могут служить поражения нервной системы.
И ФНР, и ФФНР, и ОНР, если ими не заниматься, рано или поздно приведут к такому нарушению как дисграфия. Это нарушение письма.
Дисграфии на блоге посвящена отдельная статья.
Причины подобных нарушений у детишек могут быть:
- педагогическими, когда ребенок растет в неблагоприятных условиях, когда с ним в семье никто не разговаривает, не обращает внимания на его развитие. К сожалению, таких семей в России не мало.
- медицинскими, когда ребенку специалистами ставится вполне конкретный диагноз с трудным названием.
Давайте некоторые такие диагнозы кратко рассмотрим и постараемся понять, в чем же они заключаются.
«Неговорящие» диагнозы
Алалия
Это патология, связанная с органическим поражением нервной системы. Речевая функция при алалии не сформирована. Речь либо отсутствует полностью, либо очень-очень сильно нарушена. Нарушения затрагивают как фонетико-фонематические компоненты, так и лексико-грамматические.
Алалия может быть разной:
- Моторной, при которой детишки страдают еще и двигательными расстройствами: неловкостью, нескоординированностью движений, недоразвитием мелкой моторики. Детки могут быть как гиперактивными, так и наоборот слишком заторможенными. Ребенок, в принципе, понимает, что ему говорят, но своя собственная речь либо развивается слабо, либо не развивается совсем. При грубых формах, ребенку доступно только звукоподражание и отдельные «лепетные» слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.
- Сенсорной, при которой нарушается восприятие и понимание обращенных к ребенку слов. При этом с физическим слухом все в порядке. То есть, слышу, но не понимаю. Собственная речевая активность при этом повышена, но речь полностью лишена смысла и представляет собой набор отдельных звуков и обрывков слов. Получается эдакий речевой салат, непонятный для окружающих. Детки с сенсорной алалией либо импульсивны и хаотичны, либо наоборот замкнуты и инертны.
Методика коррекции алалии в любых ее проявлениях носит комплексный характер, этим занимаются психологи, медики, логопеды, педагоги. Работа над речью ведется на фоне медикаментозного лечения.
Афазия
Отличается от алалии тем, что с речью когда-то все было нормально, но потом она была утрачена. Причинами этого могут служить, к примеру:
- травмы головы;
- воспалительные заболевания мозга;
- пороки сердца.
Эта болезнь может настигнуть как взрослых людей, так и детишек в возрасте от трех лет.
У афазии также имеется своя сложная классификация и зависит она от поражения тех или иных зон коры головного мозга. И вдаваться в это слишком глубоко мы не будем. Но при поражении любой зоны у больных афазией наблюдается нарушение речи в целом. Сначала выпадает какое-то одно звено (например, способность понимать, что тебе говорят), а потом рушится и вся сложная речевая система.
Пациенты с афазией:
- меняют местами звуки и слоги;
- делают длительные паузы между словами;
- не понимают речь окружающих и не контролируют свою собственную;
- испытывают трудности в запоминании и вспоминании слов;
- не понимают прочитанный текст и т.д.
При коррекции афазии используются медицинское и логопедическое направления.
Дизартрия
Еще одно тяжелое нарушение, связанное с делами медицинскими и входящее в тройку логопедических «лидеров». К счастью, дизартрия не так широко распространена среди детей, всего 3-6%, но в последнее время имеется тенденция к увеличению данного показателя.
При дизартрии человек говорит нечленораздельно и невнятно, будто «каша во рту», чему способствуют нарушения артикуляции, речевого дыхания, интонационной окраски, вызванные, в свою очередь, поражениями нервной системы.
Причинами дизартрии у детишек могут стать:
- внутриутробные инфекции;
- родовые травмы;
- токсикозы беременных;
- перенесенные в раннем возрасте нейроинфекции (менингит, энцефалит);
- черепно-мозговые травмы и др.
Нужно сказать, что заболевание имеет 4 степени тяжести:
- при 1-й наличие дефекта может определить только специалист-логопед;
- при 2-й степени – речь остается все еще понятной, но ошибки звукопроизношения уже заметны окружающим;
- 3-я степень — когда больного способны понять только самые близкие люди, которые общаются с ним постоянно;
- ну а 4-я степень, когда больного не понимает вообще никто.
Дисфония
Это нарушение голосовой функции. Голос при дисфонии может стать гнусавым, хриплым, осиплым, слабым.
Дисфония может быть как врожденной (например, при врожденных пороках развития гортани), так и приобретенной. Факторами, провоцирующими развитие приобретенной дисфонии могут являться:
- простудные заболевания;
- перенапряжение голосовых связок;
- стрессы;
- волнение.
Встречается дисфония в любом возрасте, к счастью, успешно лечится.
Брадилалия
Проще говоря, чрезмерно медленный темп речи. Увеличиваются паузы между словами и между отдельными звуками в слове, гласные звуки растягиваются. Кроме того, замедляется темп чтения и письма.
Голос при этом становится монотонным и невыразительным, что, естественно, вызывает раздражение у окружающих и приводит к замыканию больного в себе и полному отказу от общения.
Тем не менее, звукопроизношение и слоговая структура не нарушаются, слова произносятся правильно, но очень медленно.
У больных наблюдаются нарушения мелкой моторики и мимики, присутствует общая заторможенность и вялость.
При лечении брадилалии применяют медикаментозные средства, направленные на восстановление работы нервной системы, и различные логопедические занятия, направленные на ускорение темпа. Очень полезными оказываются логопедический массаж, пение и игра на музыкальных инструментах.
Тахилалия
Противоположность брадилалии. Это аномально убыстренный темп речи, ускоренный речевой поток, который невозможно понять. Все это сопровождается запинками, повторами, перестановкой слогов и слов в предложениях, невнятностью произношения.
В добавок к невнятным разговорам, пациенты с тахилалией получают быстрые и стремительные движения и беспокойное поведение, которое проявляется даже во сне. Они имеют неустойчивое внимание, и недостаточный объемом слуховой и зрительной памяти.
Основными причинами возникновения тахилалии у детей специалисты считают наследственность и подражание торопливой речи окружающих. Более склонны к тахилалии легковозбудимые, гиперактивные дети.
Ринолалия
Расстройство артикуляции связанное с дефектами строения речевого аппарата, нарушением небо-глоточного смыкания. Встречается данное заболевание в 1 случае из 760 и требует участия специалистов области ортодонтии, отоларингологии, хирургической стоматологии, психологии и логопедии.
Ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная встречается у детишек с такими дефектами развития как, например, «волчья пасть» или «заячья губа». А приобрести ринолалию можно благодаря травмам неба, рубцовым деформациям, параличу мягкого неба.
Случаи ринолалии встречались после удаления аденоидов. Также причинами могут быть искривление носовой перегородки, полипы носа, гипертрофия слизистой.
Дислалия
Самое распространенное в логопедии нарушение. Оно не связано с поражением нервной системы или нарушениями слуха. Встречается:
- у 25-30 % дошколят;
- у 17-20% первоклассников и второклашек;
- у 1% более старших детей и взрослых.
При дислалии нарушается нормальное произношение и употребление звуков. Различают функциональную и механическую дислалию.
Механическая связана с дефектами в строении артикуляционного аппарата, а функциональная может быть обусловлена социальными факторами:
- подражание детей неправильной речи взрослых;
- подражание взрослых детскому лепету;
- билингвизм в семье;
- педагогическая запущенность.
Посчитав количество неправильно произносимых звуков можно говорить о простой (1-4 звука) или сложной (более 4 звуков) формах.
Дефекты произношения звуков различных групп принято называть различными терминами.
Дислалия устраняется посредством регулярных логопедических занятий, причем, важно заниматься не только с логопедом, но и обязательно дома, выполняя данные логопедом домашние задания. Для исправления простой формы дислалии достаточно 1-2 месяцев занятий, сложной – 3-6 месяцев.
Еще одному расстройству речи — заиканию — на блоге посвящена целая статья.
На сегодня, пожалуй, все. Очень надеюсь, что информация окажется для вас полезной, для общего развития, а еще надеюсь, что применять ее вам не придется. Давайте будем стараться и сами говорить красиво, правильно и грамотно, тогда и наши дети, копируя нас, будут поражать окружающих своим ораторским мастерством!
Всем успехов!
Ваша Школала)
Статья хорошая, но можно было бы добавить больше рекомендаций по работе с такими детьми дома. Интересно узнать, какие игры и упражнение помогут в развитии речи)
Ну вот, читаю про нарушения речи у детей и как-то сложновато все это. Много терминов, а я просто хотел понять, чего ждать, если мой малой не так четко говорит, как его сверстники. Может кто по-проще объяснит, что к чему?