Здравствуйте, мои дорогие читатели! С наступающим вас учебным годом! Школьная пора приносит счастливые минуты для наших детей, радуя интересными событиями и новыми знаниями. Особенно это касается первоклашек, когда желание прикоснуться к взрослой жизни с каждым новым днём перед поступлением в школу неукоснительно росло, и наконец-то сбылась мечта: здравствуй, школа!
«Большая перемена» в их жизни всегда окрашена эмоциями и улыбками, но не стоит забывать и о том, что начало школьной жизни для малышей – это, несомненно, стрессовая ситуация. Да и не только для них. Привыкшие к беспечной свободе во время летних каникул школьники тяжёло втягиваются в процесс учёбы.
Как помочь своему ребёнку начать учебный год и дойти до майского финиша, сохранив энтузиазм и внутренние силы? Психологи рекомендуют релаксационные упражнения для младших школьников.
План урока:
Как помогает релаксация?
В переводе с медицинского языка латыни этот психологический термин обозначает дословно «ослабление». И действительно, как утверждают психологи, релаксация ослабляет напряжение, отвлекая от неприятных эмоций, снимая утомление тела и ума.
Умеющие контролировать свой организм во время вспышек гнева или страха, при физической усталости или навязчивых мыслях, которые никак не дают заснуть, освобождаются от ненужного груза за пяток – другой релаксирующих минут, придавая организму бодрость духа и включая энергетический моторчик для новых свершений.
Использование комплекса упражнений для передышки может войти в ежедневную хорошую привычку, а может применяться и по мере необходимости, когда руки совсем опускаются.
Особенно хороша релаксация в начале учебного года, когда кардинально перестраивается режим и появляется нагрузка на мозг, а также после долгой зимы, когда накопившаяся усталость не даёт вставать по утрам, быть внимательным на уроках, запоминать материал и вообще приводит к капризам и раздражительности.
Но как утверждают учёные, регулярность занятий – лучший способ избавиться от ненужного стресса, ведь большинство методик достаточно просты для детей, а главное – полностью безвредны для растущего организма.
Дышим правильно
Как часто в порыве эмоций мы делаем необдуманные поступки! А когда у школьника начинает по-кроличьи колотиться сердце при словах: «Открываем тетрадь, пишем контрольную работу», ведь сразу мир вокруг ребёнка рушится!
Немецкий врач Энкельманн нашёл выход из таких вдруг невзначай обрушившихся стрессовых ситуаций, разработав дыхательное упражнение, помогающее взять себя в руки в любой обстановке, хоть дома, хоть сидя за школьной партой. Итак,
Раз! Медленно сначала вдыхаем, потом «выпускаем пар», затем снова медленно набираем в грудь воздух.
Два! Задерживаем своё дыхание на несколько секунд, обычно до 5, чтобы не упасть в обморок не только от стресса, но и от нехватки воздуха,
Три! Снова медленно выдыхаем и ещё раз дышим глубоко, задерживая дыхание.
Повторив такие дыхательные манипуляции пять-шесть раз, вы сможете убедиться, что откуда-то вдруг появилась невозмутимость и уверенность, а показавшаяся сначала неразрешимой задача оказалась совсем даже просто решаемым пустяком.
Следующие дыхательные упражнения подойдут не только младшим школьникам, с ними справится любой детсадовский малыш. Цель у них одна – успокоиться и снять напряжение.
Задуваем свечку. Набираем в лёгкие побольше воздуха, делая медленный глубокий вход, и через вытянутые трубочкой губы не спеша выпускаем воздух, представляя перед собой зажжённую свечу, при этом ещё произнося гласную «ууууу».
Ленивая кошка. Видели, как невозмутимые и ленивые кошки релаксируют? Всё тело животного медленно вытягивается вперёд в струну, сбрасывая с шерсти все укорительные взгляды хозяина по поводу утащенной с бутерброда колбасы.
Покажите школьнику, как освободиться от лишних отрицательных эмоций: поднимите вверх руки и протянитесь подобно кошке, и резко опустив руки на выдохе, произнесите короткое «А!». Вот уж действительно: «А! Ерунда!»
Даём свободу мышцам!
Давать слабинку мышцам – хороший способ снять их напряжение и не накапливать впоследствии. Расслабленный организм лучше засыпает, у него больше выносливости и работоспособности, а также он дружит с хорошим настроением. Чтобы комплекс релаксических упражнений не оказался для детей скучным, возьмите в помощники музыку.
Цель всех нижеприведённых упражнений – снять напряжение плеч и кистей рук после усердных письменных работ. Делают их не менее пяти раз.
Стряхнём воду. Сначала крепко сжимаем кулачки, из последних оставшихся сил напрягая мышцы, а потом на протяжении десяти секунд кистями согнутых в локтях рук трясём, словно это тряпочки, стараясь избавиться от капель воды.
Выжимаем лимон. Нужно представить, что в руке лежит половинка лимона, из которого для вкусного фруктового коктейля нужно выдавить весь сок. Медленно сжимайте «руку с лимоном», стараясь не оставить ни одной капли ценного витамина С, а затем бросьте пустую кожуру и расслабьте кисть руки.
Сложно? Да нет, конечно! Всего не более десяти минут релакса в виде игры, и ваш ребёнок снова готов вступить в бой, грызя гранит науки.
Самовнушение может всё!
«Я самая обаятельная и привлекательная…», — помните из фильма? И ведь вправду, получилось! Аутогенная тренировка была введена немецким психологом Шульцем ещё в 1932 году, чтобы посредством самовнушения воздействовать на физическое и психическое состояние изнутри.
Как часто от школьников можно услышать истерическое: «Я ничего не знаю! Ничего не напишу!» Особенно это характерно для старших классов, когда стрессовое состояние перед обезличенным ЕГЭ не даёт собраться. Но появляются такие мысли и у учеников помладше перед четвертными и годовыми контрольными работами.
Комплекс аутотренинга вместе с дыхательной релаксацией хорошо справляется с избыточной возбудимостью. Для этого достаточно сочинить красивый текст, поместить его в укромный уголок памяти, чтобы при необходимости доставать оттуда и успокаивать взорвавшийся мозг.
Вот, например, такой:
«Я спокоен и уверен в себе. Я справлюсь, потому что всё знаю. Я смогу сосредоточиться на контрольной и выполню все задания».
Берите ручку и пишите аутотренинг для своего самого обаятельного и привлекательного школьника.
Представь себе…
Расслабиться можно не только при помощи дыхания и упражнений на снятие напряжения с мышц. Есть методики, которые позволяют настроиться на положительную волну через образы. Они так и называются – зрительные представления, или визуализация.
Психологи давно доказали, что созданные нами и удачно прижившиеся в голове образы обладают волшебной силой действия на подсознание. Так, разрушает наше «я» навязчивая идея человека, что он – неудачник. Представляя себя злым, человек действительно сердится на весь мир, выливая скопившееся в душе зло на окружающих.
Но ведь образы бывают и позитивные, несущие исключительно положительные эмоции. Именно такие и используются в технике расслабления.
Создавать с закрытыми глазами красивые картинки можно вкупе со спокойной музыкой, которая уведёт от неприятных мыслей.
Для детей часто советуют путешествовать на пушистые облака, качаться на ласковых морских волнах или греться под лучиками солнца на тёплом песочке. Стоит только дать волю воображению, а наши дети ещё как дружат с фантазией!
Психологи заверяют, что если довести визуализацию до систематизма, достаточно будет вспомнить этот оттренированный образ, и мышечная память воспроизведёт состояние релакса.
Вот такие бывают способы снять усталость и настроиться на новый рабочий лад. Что есть в вашей копилке, чтобы ребёнку было проще справляться со школьной нагрузкой? Делитесь советами, мы всегда рады их услышать! На этом с вами прощаюсь, расслабившись с чувством исполненного долга под хорошую музыку. Чего и вам желаю!
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Дыхательные упражнения в младших классах и у нас делали. Правда не все учителя. Но чувствую, скоро и мне релакс понадобится)) Ох, уж эта школа.
Нина, я думаю, пора начинать нам релаксировать потихонечку. 1 сентября на календаре)
просто чудесные упражнения для деток! Ну очень понравилось!
Спасибо, Лара) надеюсь и всем понравятся.
Очень хорошие упражнения для детей, они помогут ребятам справится с нервной нагрузкой и стрессом, что очень важно и нужно.
Да, если не научить ребенка расслабляться, то к концу учебного года можно получить маленького неврастеника.
Евгения, такие упражнения особенно для школьников хороши, так как они не умеют расслабляться. Хотя и многим взрослым тоже такие паузы не помешают.
Если школьник не умеет расслабляться, то задача родителя его научить! Только сначала желательно самому научиться)
Хорошая статья, но маловато было про дыхательные упражнения, которые помогают детям успокоится. Может быть добавить парочку простых техник, чтоб родители могли попробовать с детьми дома. И еще хотелось бы видеть советы по расслаблению для детей с ГВП, им это особенно актуально.