Добрый день, мои дорогие мамы и папы! Очень часто сталкиваюсь по жизни с тем, что не хватает доброты. Да-да, простой человеческой доброты. Выходишь на улицу – вокруг озабоченные и совсем недобрые лица окружающих, не готовых делиться улыбкой. Дома в свободное время включаешь телевизор, и с экрана начинают сыпаться непрекращающиеся споры об экономике и жуткие сюжеты современных мыльных опер.
Пытаешься найти ребёнку интересную передачу или добрый мультфильм, но телеканалы хором предлагают иностранные истории с фантазийными персонажами, на которых без слёз не взглянешь. Так иногда хочется закричать: «Где ты, наша тётя Валя?», к которой мы, будучи детьми, еженедельно приходили в гости за сказкой. Согласитесь, у нас было замечательное детство.
Конечно, сказки и сегодня живут в каждой семье, где есть маленький ребёнок, только вот по мере взросления малыша эти удивительные истории уступают место современным рассказам. И совершенно зря, как говорят психологи, потому что сказкотерапия для младших школьников не только имеет место быть, а еще и очень востребована у тех, кто про неё что-то знает, и переживает настоящий бум популярности. Предлагаю и нам вступить в ряды активных пользователей сказками и прикоснуться к прекрасному.
План урока:
Волшебная пилюля, или в чём польза сказки
Сказочный мир притягивает детей своим волшебством и теплотой, окунаясь в который можно уйти от нависших проблем и действительно поверить, что всё будет хорошо, а ведь именно так заканчиваются все без исключения сказки. Образы храбрых молодцев, смелых принцев, добрых фей, красивых принцесс учат детей не быть злодеями, которые всегда проигрывают и остаются наказанными.
Оказывая положительное воздействие на сознание ребёнка, через тайны и колдовство простым и понятным языком сказочное творчество доводит для него моральные законы, которые следует соблюдать при проживании в обществе совместно с другими индивидами, главные понятия нравственности про «хорошо» и «плохо». Причём для лечения сказкой возраст не имеет границ: найти выход из ситуации и научиться жить по законам доброты и справедливости свойственно «и малу, и велику».
Научиться различать плохие и хорошие поступки, бороться со страхами, стать отзывчивым и уверенным в своих силах – всё это могут сказки через своих героев, которые для детей являются реальными персонажами, потому что «жили-были…».
Информативная, безграничная, фееричная, эмоциональная, мудрая, не имеющая возраста– вот такая она, сказка!
Какие бывают сказки?
Как бы нам не казалось на первый взгляд, что эти произведения все на один лад, всё-таки психологи в целях правильного влияния на душевное состояние ребёнка при использовании сказкотерапии разделяют их на группы.
- Художественные (авторские и народные) сказки. Хорошо знакомые с детства, они закладывают основные моральные принципы и правила поведения, которые впоследствии послужат ребёнку постулатом при построении общения. Рекомендуют их для занятий со школьниками, в поведении которых присутствуют агрессивность, жадность, хвастовство, недоброжелательное отношение к окружающим, как метод коррекции ненужных для него черт характера.
- Дидактические, или обучающие сказки. Подходят для любого возраста, потому что учиться никогда не поздно. Они указывают на пути выхода из ситуаций, через оживлённые цифры и буквы учат письму и счёту, с говорящими запятыми помогают развивать грамотность, знакомят с окружающим миром.
- Диагностические сказки. Их предназначение – проанализировать эмоциональное развитие и нервно-психическое состояние ребёнка на определённом этапе для оказания своевременной психологической помощи и корректировки его поведения. Специалисты уверены, что именно так можно подобрать золотой ключик к скрытому от глаз внутреннему миру малыша, а список предпочитаемых ребёнком сказок может стать лакмусовой бумажкой для определения характера и условий его жизни.
- Психокоррекционные сказки. Они создаются для мягкой коррекции поведенческих функций детей, заменяя непродуктивный стиль на эффективный и превнося теплоту в душевное состояние.
Инструкции по сказочному лечению
Сказкотерапия является одним из эффективных методов коррекции и здоровьесберегающей технологией, широко применяемой психологами:
- сохраняя здоровье детей;
- создавая благоприятный эмоционально-психологический климат на занятиях;
- снижая количество стрессовых ситуаций в процессе обучения в школе и в повседневной жизни.
Применять её можно, рассказывая о герое, схожем с ребёнком, либо непосредственно о ребёнке, который выступает основным персонажем.
В первом случае психологи или родители придумывают коррекционные рассказы, используя аналогичные ситуации, давая ребенку возможность самостоятельно выбрать пути решения. Задача таких сказок – создать проблему и научить искать решения.
Во втором случае вспоминаются события и ситуации, с которыми герой-ребёнок сталкивался сам в своей жизни. На это могут указывать имена участников, адреса, времена года и иные моменты, помогающие вспомнить и идентифицировать когда-то уже случившееся. Цель – указать на неправильные действия и подсказать, как следует поступать.
Сказкотерапия может заключаться и в прочтении произведения «в тему». Так,
- для особо хвастливых – «Заяц-хвастун», «Про двух хвастливых петухов», «Почему у свиньи рыло вытянутое»;
- для склонных к жадности – «О рыбаке и рыбке», «Два жадных медвежонка», «Жадная собака»,
- для непослушных – «Колобок», «Семеро козлят», «Золотой петушок»,
- для ленивых – «Золушка», «Морозко», «Сказка о попе и его работнике Балде»,
- для робких и от страха – «О трусливом зайце», «Как лисёнок победил страх».
На каждый случай можно найти своё сказочное лечение детской души.
Очень надеюсь, что сказкотерапия займёт достойное место в воспитании вашего ребёнка. Откройте детское сердце навстречу доброте и наполните жизнь сказкой!
Кстати, а с игротерапией вы уже знакомы? Нет? Тогда загляните сюда.
С нетерпением жду ваших мнений в комментариях.
Всего вам самого доброго и волшебного!
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Евгения, спасибо, что напомнили про мою любимую передачу в детстве «В гостях у сказки», мы ждали её каждую неделю и не пропускали ни одной программы. А сказку "Королевство кривых зеркал тоже очень люблю.
Она кажется по субботам шла по первому каналу, да? Тоже всегда смотрела с удовольствием) И еще очень люблю музыкальный фильм сказку «Мама». Там про волка (Боярский) и козу (Гурченко). Там еще такая песня классная «Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе...»
Почему для маленьких школьников? у нас вся семья любит сказкотерапию) мы раз в неделю как минимум смотрим всей семьей сказки. Сын иногда противится, мол всё наизусть знаю, но ради сестрички смотрит)
В смысле, и для них в том числе)
В далёком детстве я очень любил как слушать сказки, так и смотреть их по телевизору.
Здравствуйте, Александр) А я и сейчас с удовольствием их читаю и смотрю)
Согласен, что сказки могут помочь детям справляться со стрессом, но хотелось бы больше конкретных примеров сказок, которые подходят для разных возрастов. И еще, может быть, добавить советы по тому, как обсуждать сказку с ребенком, чтобы углубить понимание прочитанного.
Как интересно, что сказки могут помогать детям справляться с проблемами. У нас дома теперь вечерние чтения превратились в настоящую терапию, и я заметил, что малышам стало легче говорить о своих переживаниях. Особенно заметил, что сказки с животными как-то особенно заходят.
Классная тема про сказкотерапию, интересно было почитать. Может кто знает, какие конкретно сказки лучше использовать для работы с разными возрастами? Хотелось бы больше примеров, какие сказки для каких проблем подойдут. Поделитесь, если в курсе, очень пригодится для моих двоих школьников :)