Всем читателям блога «ШколаЛа» моё здравствуйте! Рада видеть всех снова! Откройте тайну: у кого дома нет ну ни одного современного гаджета? Ни телефона, ни компьютера, ни планшета? Вот прям ни одного! Нет таких, не правда ли?! Так и не удивительно, так должно быть!
Современный мир не даёт нам права раздумывать, нужно или не нужно покупать новомодные штучки, без них сегодня никак. Хоть мы зачастую и ворчим, что цифровая революция – это настоящая беда, но ведь отказаться от современных технологий сегодня уже не можем.
Что уж говорить про наших продвинутых отпрысков, которые с пелёнок готовы изучать интересные устройства. Тесная связь «компьютер-ребёнок» с каждым годом укрепляется всё прочнее и прочнее, влияние гаджетов на детей становится всё мощнее и мощнее, знакомство с ними происходит всё раньше и раньше.
Но так ли плохо для дошколят и подростков пользование такой техникой, как кажется одним родителям, и так ли хорошо для детей быть продвинутыми и уметь владеть девайсами, как думается другим?! Социологические исследования показали, что есть два абсолютно противоположных мнения – дозволительное «за» и категорическое «против», так что истину нужно найти где-то между ними, в золотой середине.
Скорее минус…
Большая часть родителей временами с сожалением вспоминает про своё настоящее детство, когда во двор выходили гулять не по звонку на сотовый телефон, а по крику снизу под балконом, когда играли в войнушку не в он-лайне на компьютере, а на улице, когда клады искали не в телефоне, а в песочнице. И дома нас найти было невозможно, разве что только во время болезни.
Да, с приходом электронных устройств, завлекающих многочисленными развлечениями, дети стали менее подвижны. Их маленький мир сжался до размеров экрана смартфона, максимум — ноута.
Просиживая дома перед компьютерами и телефонами в совсем не подходящих для детского позвоночника позах, оцифрованные дети «зарабатывают» себе уже с дошкольного возраста многочисленные проблемы с осанкой. И это несомненный минус.
Неблагоприятно сказывается активное пользование телефонами-планшетами-компьютерами и на детском зрении. Как показывает статистика, каждый третий среди учеников младшего школьного возраста к окончанию начального звена становится зрячим наполовину.
Мало того, что на глаза даётся учебная нагрузка, так «садится» детская зрячесть в раннем возрасте от электронных девайсов в два раза быстрее — приблизительно за половинку года непрерывного просиживания за гаджетами. И это ещё один минус.
У цифрового поколения младшего школьного возраста, которое уже способно «порезаться» в серьёзные компьютерные игрушки, врачи-психологи всё чаще стали фиксировать нервные расстройства. Уж слишком ужасные боевые картинки мелькают у них во время игр перед глазами.
Да и проводящий большое количество времени один-на-один с цифровой техникой ребёнок просто выпадает из реальности, теряя способность к коммуникации со сверстниками, давая родителям повод «бить в колокола» и обращаться к специалистам в белых халатах. Вот вам ещё одни минус современных гаджетов.
А ко всему этому исследования учёных добавляют ещё и снижение концентрации внимания и рассеянность у цифрового поколения, ухудшение качества речевого развития и бедность их словарного запаса, резкое снижение фантазии и отсутствие творческой активности.
А может и плюс…
Те родители, которые видят в пользовании девайсами преимущественно плюсы, утверждают, что цифровые гаджеты – это возможность всесторонне развиваться.
Конечно, никто из них не стремиться к тому, чтобы дети просиживали по 24 часа за компьютером либо телефоном, но склоняются к тому, что даже дошколята просто обязаны знать, как включить компьютер и запустить нужную программу, не говоря уже о том, как позвонить маме или папе, умело пользуясь бескнопочным смартфоном.
Согласна, что множество развивающих программ (а не простых стрелялок-догонялок, тупо отнимающих время) сегодня позволяют ребёнка подготовить к школе, не выходя из дома. И читать, и считать научат, и логику разовьют, и память потренируют. Особенно хороши компьютерные программки для изучения иностранных языков, в которых звук соединяется с изображением.
И в этом от пользования гаджетами большой плюс. Даже школа сегодня просто обязывает нас идти в ногу со временем, требуя доклады в печатном виде, презентации в форме слайдов, оценки в электронном варианте.
Плюсом можно считать и способ ненадолго занять ребёнка, когда под рукой ну просто нет ничего. Например, в поликлинике, в магазине, в транспорте. Главное, чтобы это не вошло в привычку и не стало постоянным желанием родителей отпихнуться от детей, чтобы они не мешали.
Увы, многие не радеющие за здоровье своего поколения мамы и папы готовы уже маленьким двух-трёхлеткам всучить потрёпанный гаджет, ибо «не жалко, если сломает», чтобы на час-два-три не видеть и не слышать слегка поднадоевшее, без дела болтающееся по квартире чадо.
Быть или не быть…
Так быть гаджетам в жизни наших детей или нет? Полагаю, всё-таки быть! Таких ситуаций, когда спасают нас электронные устройства, достаточно много.
Для нас, взрослых, это давно уже палочки-выручалочки, чтобы долго не стоять в пробках, чтобы записаться быстро на приём в поликлинику, чтобы приобрести билеты на транспорт. И всем этим сократить время, чтобы его побольше оставалось на семью. Только вот какие именно девайсы действительно нужны детям, а без каких можно вполне обойтись?
Давайте подумаем, может ли ребёнок обойтись без сотового телефона? Детсадовец, безусловно, может. Но если у Вас школьник? Представьте себе, что Вы отправили своё чадо в школу либо на кружок без телефона, а он вдруг решил с друзьями пойти не коротким путём, а дорогой подлиннее, чтобы побольше пообщаться. Как мы себя будем чувствовать? Как минимум, беспокойно.
«Но ведь телефон, — скажете вы, — мешает в школе. Дети всё время играют на переменках, а некоторые умудряются делать это даже во время уроков!» А кто сказал, что необходимо приобрести такой, чтобы и звонил, и играл, и в интернет выходил?! Приобретите своему младшему школьнику тот, что умеет лишь звонить. Для Вашего спокойствия этого предостаточно, а у ребёнка не будет в кармане провокатора, мешающего сосредотачиваться на учёбе.
Давайте поразмышляем, может ли ребёнок обойтись без компьютера. Опять-таки, дети дошкольного возраста вполне могут жить и без него. Хватает телевизора с мультиками, причём «за глаза». Потому детям от года до пяти педиатры не советуют приближаться к компьютерам в принципе, дабы они не завладели их головами, не готовыми ещё справляться с использованием получаемой информации по её правильному назначению.
Но когда в семье школьник? Представьте себе, что Вашему ученику задали подготовить доклад, а материала в учебниках нет либо его недостаточно.
Или, например, нужно написать сочинение, а книги, по которой требуется сочинять, в домашней библиотеке не оказалось. «Можно пойти в библиотеку!» — возразят мне родители-противники девайсов. Согласна. А если уже часиков 6 вечера, а сочинение или доклад нужны уже завтра? Задачка, однако!
Компьютер однозначно нужен, только стоит задуматься о блокировке запрещённых сайтов да и время пользования тоже рекомендовала бы настроить на самом устройстве. И можно «спать спокойно».
Давайте решим, могут ли наши дети обойтись без планшетов. Что такое планшет? Да это не что иное, как мини-версия компьютера. Согласны? А зачем нам ещё один вредно-полезный девайс? Только для того, чтобы ребёнок втихаря затолкал его в портфель и в школе поиграл на переменке или чтобы незаметно прихватил с собой в постель и полночи чатился с одноклассниками?
Вот здесь, наверное, могу поддержать тех мам и пап, которые выступают против такой техники. Планшеты – вещь не первой необходимости, без неё вполне можно обойтись. Лишь в поездках они выручают, на некоторое время занимая детское внимание и сохраняя нам нервы, но правильные родители и в поезде-самолёте-машине найдут, чем занять своих детей, мы-то с вами знаем!
Ну вот, как мне кажется, мы с вами нашли ту самую золотую середину: отказываться полностью от нужных в учёбе технических помощников не стоит, но и жить «в обнимку» с этими устройствами ребёнку не следует.
Будет ли от гаджетов вред либо пользование «цифрой» принесёт пользу – всё зависит от «дозировки», то есть от того количества времени, которое каждый из вас определит для своего ребёнка, позволяя проводить перед экраном электронного устройства.
Так что «дозируйте» разумно, и будет Вашему ребёнку счастье! И давайте уже вспомним, как это — бегать под дождём, пускать кораблики, ползать по деревьям и болтать, глядя друг дружке в глаза.
ШколаЛа желает вам всего самого доброго!
До новых встреч!
Сейчас телефоны есть даже в Африке у племени Масаи, которые живут в не цивилизации. Что уж говорить про современных цивилизованных людей
ясно, что есть и плюсы и минусы — замечаю по своей жизни это
Нужно искать баланс, что совершеннно нелегко.
Не стоит запрещать детям пользоваться гаджетами и компьютерами, они помогают развиваться, но время проведения за ними, должно быть лимитировано.
Всего должно быть в меру, сейчас дети развиваются с помощью разных гаджетов, но чрезмерное зависание в разных играх стоит ограничивать. Пусть лучше гуляют на улице, или на кружки разные ходят.