Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Волшебно-музыкальная терапия или влияние музыки на наших детей

Автор:

Здравствуйте, дорогие мамы и папы!

Любите ли вы слушать музыку? Скорее всего, ваше утро начинается с привычной мелодии будильника, струящейся из сотового телефона. Возможно, вы собираете детей в школу под песни, которые «нам строить и жить помогают», звучащие с телевизионного экрана. Может быть, вы едете в автомобиле, слушая музыкальное радио, или в общественном транспорте с воткнутым наушником от плеера, наслаждаясь любимыми мелодиями.

Кого-то предпочитает рок, некоторые подпевают любимой попсе, а иные стараются не пропустить очередной концерт классики. И заметьте: никто из нас даже не задумывается, а может ли оказывать то, что мы слушаем, какое-то воздействие на организм. Нам просто это нравится. А вот психологи давно уже создали своё лечебное направление – музыкотерапию и с успехом используют её не только для взрослых. Предлагаю обсудить, каково влияние музыки на ребенка.

Из истории музыколечения

Первым, кто отметил лечебное воздействие музыки на психику человека, был греческий философ Пифагор.

 

Он увидел в мелодии способность восстанавливать душевную гармонию. К XX веку появилось несколько школ, поддерживающих музыкотерапию.

  • Шведская концепция доказывала способность музыки проникать глубоко в человеческое сознание и облегчать состояние путём разрядки. Они подбирали музыкальные такие произведения, которые могли вызывать переживания.
  • Немецкие психотерапевты делали упор на воздействие искусства в комплексе.
  • Американцы сформировали музыкальные каталоги из самых разных жанров, способных успокаивать и стимулировать.
  • В Швейцарии предпочитали вокал и игру на флейте из-за возможности подключать в процесс органы дыхания.
  • В России исследованием влияния музыки на организм детей занялся невролог Бехтерев.Он отметил способность мелодии воздействовать на развитие, оздоровление и сохранение детского здоровья.

Это интересно! Японский учёный Эмото Масару провёл ряд экспериментов, доказав влияние музыки на кристаллы воды. Вода, которая «слушала» классические мелодии, выстроилась в виде чётких кристаллов изящной формы, а вот громкий и агрессивный рок приводил к появлению у кристаллов беспорядочной и неправильной формы. А теперь задумайтесь: в организме человека воды в среднем 70%!

Что может музыка?

По мнению учёных, мелодию слышат оба полушария головного мозга, причём правое воспринимает тембр (особую окраску звука, которая для каждого инструмента и голоса разная), а левое – ритм (соотношение длительности звучания звуков).

 

Считается, что наибольшее воздействие на организм оказывает ритм. Наше тело начинает подстраиваться под прослушиваемую мелодию. Ритм с частотой колебаний 2-4 в секунду очень близок к нашему сердцебиению и дыханию, поэтому такие мелодии способны действовать успокаивающе. Способна мелодичность оказывать влияние и на нашу физиологию, действуя на нервную систему и регулируя биоритмы.

Что лечат музыкой?

  • В первую очередь, её применяют для коррекции психического состояния детей школьного возраста. Это могут быть борьба с детскими страхами, переживаниями, эмоциональными отклонениями.
  • Музыка помогает от бессонницы, а также служит стимулятором хорошего настроения.
  • Обычно для детей младшего школьного возраста рекомендуют заниматься музыкой для развития памяти, так необходимой на первых ступенях обучения, искусство помогает им в творчестве.
  • Музыкотерапия помогает справиться с возрастными переходными периодами в развитии ребёнка.
  • Музыка отлично развивает у детей младшего школьного возраста фантазию и воображение, ведь она приводит к появлению эмоций, за которыми следуют зрительные образы. Чем старше становится ребёнок, тем ярче будут эти образы.
  • Формирование эстетического вкуса тоже входит в компетенцию музыкального искусства. С этой целью хорошо подходят классические произведения – эталоны звучания. Но не стоит забывать про народный фольклор – кладезь мудрости наших предков, позволяющий приобщиться к русской культуре.

Формы музыкотерапии

Сегодня существует две основные формы музыкотерапии.

  • Первая, активная, заключается в непосредственном участии ребёнка в музыкальном процессе. Как именно? Всё просто: ребёнок при такой музыкотерапии или поёт, или играет на музыкальных инструментах, или делает два этих дела одновременно.
  • Рецептивная, или пассивная, предполагает прослушивание музыкальных произведений.

Некоторые психологи выделяют ещё интегративную форму, когда ребёнку вместе с музыкой предлагают заняться другими видами искусства, например, рисованием, пантомимой.

Это интересно!

Французский актёр Жерар Депардье по рецепту врача слушал каждый день по два часа Моцарта и смог избавиться от заикания.

Ритмы военных маршей, которые пели во время долгих походов солдаты, повышали их выносливость и снижали усталость.

Существует «эффект Моцарта», которому приписывается снижение количества эпилептических приступов при прослушивании сонаты ре-мажор для фортепиано.

Некоторые врачи утверждают, что заведённая на Руси традиция звонить в колокола во время эпидемий обладает терапевтических воздействием.

Как и какую музыку слушать?

 

Итак, можно смело утверждать, что музыка благотворно влияет на организм ребёнка. А вот вся ли и сколько «весить в граммах»?

Психологи считают, что детям полезна любая музыка, будь она спокойной или энергичной, ведь посредством её дети расширяют круг своих эмоций. Конечно, родителям совсем не обязательно ставить только классику, ведь и среди современных мелодий достаточно много позитивных.

Но всё-таки к некоторым музыкальным жанрам нужно отнестись с осторожностью и установить ограничительные рамки. Так, совсем не подходит для развития детей младшего школьного возраста рок-музыка, которая перевозбуждает организм и является провокатором агрессивного состояния.

 

Оставьте эти мелодии на более старший возраст, когда ребёнок сможет отвечать за свои эмоции самостоятельно. В противном случае появляется много шансов вырастить беспокойного и легко возбудимого подростка.

Итак, что можно взять на заметку? Вот список классических рецептов на каждый случай, а уж современную музыку по душе вы, уверена, с лёгкостью подберёте самостоятельно.

  • Чтобы поднять настроение и включить «моторчик», поставьте Чайковского и его третью часть из «6-ой симфонии», «Рондо» Моцарта, бетховенскую «Увертюру Эгмонд» или «Триумфальный марш» Верди.
  • Снять тревогу и неуверенность поможет шопеновская «Мазурка», Штраус и его «Вальсы», рубинштейновская «Мелодия».
  • Успокоиться после трудного учебного дня можно, слушая «6-ю симфонию» Бетховена, Шуберта и его «Аве Марию» или «Колыбельную» от Брамса.
  • Если ребёнок пришёл из школы раздражительный или разочарованный, поставьте ему Бетховена (подойдёт «Лунная соната» и «Ля-минор симфония») или Баха (вторую «Кантату», «Итальянский концерт»).
  • Перед подготовкой к урокам, чтобы сконцентрироваться, включите «Пятую симфонию» Мендельсона или «Времена года» Чайковского.
  • Повысить аппетит для предстоящего ужина смогут Моцарт и Шуберт, вивальдевские «Времена года» и различные марши.
  • Чтобы сон был крепким, можно на ночь послушать «Грёзы» Шумана или пьесы Чайковского. Хорошо подойдут в конце дня звуки природы – дождя, морских волн и ветра, а также пение птиц и даже дельфинов.

Это интересно! У музыкальных произведений Моцарта нейробиологи нашли полуминутные интервалы, которые соответствуют характеру биотоков мозга. Поэтому если вы будете во время подготовки ребёнком уроков делать десятиминутные перерывы и в это время ставить Моцарта, то поможете лучше усвоить изучаемый материал.

Среди общих правил, как слушать музыку, ничего сверхъестественного.

  • Самое главное условие – произведение должно нравиться ребёнку.
  • Мелодии, которые успокаивают, лучше слушать с закрытыми глазами.
  • Даже самую суперполезную музыку не стоит включать так, чтобы слушал весь дом.
  • Хорошего должно быть в меру. На начальном этапе музыкотерапия должна занимать не более 10 минут, увеличиваясь до получаса. В противном случае это не только не поможет расслабиться, а создаст дополнительную нагрузку на организм и привнесёт усталость.

Как вам идея с музыкотерапией? Мне дак очень нравится. Почему бы не создать полезную коллекцию?! А может, она у вас уже есть в закромах? Тогда не жадничайте, делитесь. Давайте вместе прикоснёмся к прекрасному.

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 18
  • Нина
    10.10.2016 | 15:29

    Я и сама музыку слушаю, когда на душе хреново... Она помогает отвлечься.

    А вот если брать во внимание своего ребенка, если он придет со школы без настроения" Лунная соната" ему не поможет, наверное вырос уже. Беседа по душам и настроение снова на месте.

    • Евгения
      10.10.2016 | 21:12

      Я бы все-таки попробовала беседовать по душам под «Лунную сонату»)

  • Виктория
    10.10.2016 | 17:10

    Ля-минор Бетховена вообще делает с человеком потрясающие вещи. Изучение любых предметов под эту музыку увеличивает усвоение и понимание предмета. Для детей это особенно важно

    • Евгения
      10.10.2016 | 21:13

      Таааакс... Ля-минор Бетховена... Так и запишем) Спасибо за дополнение, Виктория.

  • Алёна
    10.10.2016 | 17:19

    Мне подсказали, что очень хорошо гармонизирует именно классическая музыка, она наполняет и настраивает на нужный лад... Как говорит Нина, слушаю классику когда на душе не очень)))

    • Евгения
      10.10.2016 | 21:18

      Здравствуйте, Алена. А я не всю классическую музыку понимаю, но перед некоторыми произведениями испытываю самый настоящий трепет. Особенно меня цепляет «Шторм» из «Времен года» Вивальди, это кусочек из летней части. Вот это весчь) До мурашек пробирает.И вообще не понимаю я, как можно писать музыку? Одно слово, гении!

  • Яна
    10.10.2016 | 23:17

    В моём детстве был дефицит музыки. В смысле — интернета не было ещё. Поэтому мы слушали пластинки с классической музыкой, положенной на сказки: Щелкунчик, Золушка и т д. Это действительно хорошая музыка, и я уверена, что она повлияла на нас — детей

    • Евгения
      11.10.2016 | 22:03

      У меня тоже в детстве был проигрыватель для пластинок и целый воз самих пластинок со сказками. Потому что мама моя работала в магазине, где эти пластинки продавались. У меня в фаворитах были пластинки про Буратино и про Черную курицу. Частенько друзья ко мне приходили в гости пластинки слушать, мы под них даже целые спектакли разыгрывали. И еще помню боролись за право пластинку на другую сторону перевернуть, когда первая сторона заканчивалась. Это было что-то волшебное)

  • Людмила
    11.10.2016 | 12:45

    Классическую музыку невозможно сравнивать с другими произведениями, она в буквальном смысле лечит, но мне иногда нравится послушать музыку Поля Мориа или произведения Дидюли, всегда можно подобрать музыку под свое состояние души. :p

    • Евгения
      11.10.2016 | 22:08

      Здравствуйте, Людмила) Дидюля — это просто набор шедевров. На него, кроме всего прочего, смотреть интересно. Душой играет человек) А еще у меня есть желание, пока не осуществленное, послушать «Времена года» в живом исполнении.

    • Анастасия
      12.10.2016 | 16:58

      О, мне тоже очень нравится Дидюля! :p

  • Анастасия
    12.10.2016 | 16:58

    Согласна, что музыка очень влияет на нас и наш настрой! Не всю классику могу слушать с удовольствием, но периодически ее включаю) В свое время мне очень нравились адаптационные версии для малышей и тех, кто в их ожидании. Они очень успокаивали и меня, и малыша. Сейчас мой малыш подрос, слушает разную музыку, но периодически для фона ставлю Моцарта) Про его влияние на внимание, память, концентрацию и др. вообще легенды ходят)

    • Евгения
      13.10.2016 | 01:55

      Здравствуйте, Настя) Уверена, что музыка Моцарта малышу вашему ни в коем случае не помешает. Да и моим «малышам» тоже. Вот завтра включу им пусть слушают, наслаждаются. А то на уме только Егор Крид, да IOWA)

  • Иннокентий
    13.10.2016 | 08:41

    Не представляю детства без музыки — это такое интересное увлечение...

    • Евгения
      16.10.2016 | 01:14

      Как выясняется, не только увлечение, а еще и средство психологической помощи

  • Светлана
    16.10.2016 | 21:05

    Взяла себе в закладки статью — отличная подборка музыки! И статья прекрасно написана.

    • Евгения
      18.10.2016 | 14:33

      Спасибо, Светлана)

  • Сюмилоншь
    19.01.2024 | 06:10

    Ну вот, всегда говорила что музыка это не просто звуки. Интересно, если детям с раннего возраста включать классику, может у них и успехи в школе будут лучше? Попробую с моими малышами, посмотрим что из этого выйдет. Статья заставила задуматься, спасибо за инфу.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
[adwp2]