Здравствуйте, друзья!
Не так давно я рассказывала вам о том, что такое абакус и обещала порассуждать на тему «польза ментальной арифметики». Да и есть ли она вообще, эта польза? Может менталка – это просто новомодное течение, которое ни несет в себе ничего ценного?
Давайте разбираться. Расскажу, что знаю, а вы дополняйте в комментариях, договорились?
План урока:
Что же такое ментальная арифметика?
Это быстрый счет? Да!
Это возможность практически молниеносно производить математические вычисления? Тоже да!
Это помощь нашим школьникам на уроках математики? Несомненно!
Но если бы ментальная арифметика только этим и ограничивалась, то она не была бы так привлекательна.
Ментальная арифметика – это целая система всестороннего развития ребенка, способная решить многие проблемы, особенно те, что возникают у школьников.
Ребенок невнимателен на уроках? Занимайтесь ментальной арифметикой!
Хромает концентрация внимания? Совет тот же!
С памятью проблемы – решим с помощью менталки!
Для дошкольников ментальная математика тоже хороша, ведь школа впереди всем светит. Правда для того, чтобы дошколенку заниматься, нужно чтобы ребенок знал цифры и умел их записывать. Поэтому некоторые ментальные школы даже предлагают подготовительные курсы для малышей, где готовят их к началу занятий.
Кстати, о школах. Учить то можно по-разному. Подходы различаются кардинально. Можно просто научить детишек пользоваться соробаном, а потом научить их ментальному счету и все. Тогда, действительно, в качестве пользы мы получим только умение быстро считать.
А можно подойти к обучению комплексно. Например, так, как обучают в школе IAMA. Откуда я про нее знаю? А я там учусь, вернее, училась, сейчас окончила, буду готовиться к экзаменам и получать сертификат инструктора по ментальной арифметике.
Училась для того, чтобы заниматься менталкой со своими детишками в домашних условиях. Мне кажется это интересным занятием. Да и не на столько напряжно по деньгам выйдет, как в развивающих центрах.
Что будем развивать?
Так вот, по методике, которой обучалась я, ребенок в процессе занятий получает развитие следующих сфер:
- мелкая моторика;
- меполушарные связи;
- скорость мышления;
- память;
- концентрация внимания;
- развитие правого и левого полушария мозга.
Давайте поподробнее о том, как же это все происходит? Как развивается? За счет чего?
Мелкая моторика
Ну, тут все понятно. Работа с соробаном – это работа пальчиками, которым приходится постоянно передвигать маленькие косточки на спицах. От чего маленькие пальчики развивают свою мелкую моторику, хотят они этого или не хотят.
Межполушарные связи
Их укрепляем за счет асимметричного счета. Что такое асимметричный счет? Это когда на правой руке для счета применяются большой и указательный пальцы, а на левой – средний и указательный. Это все равно, что делать упражнения на развитие этих межполушарных связей.
Попробуйте, например, правой рукой рисовать в воздухе круг, а левой треугольник. Ну как? Не просто! Потому что связи межполушарные слабенькие. А если их тренировать с помощью ассиметричного счета они становятся все крепче.
В некоторых школах применяется симметричный счет, то есть на обоих ручках задействуются одни и те же пальцы. Но это уже не так полезно.
Плюс, деткам в качестве игр дается рисование двумя руками или запись чисел двумя руками, и левой и правой одновременно. Думаете невозможно это? Ошибаетесь! Еще как возможно!
Увеличение скорости мышления
Скорость мышления мы увеличиваем постепенно за счет увеличения скорости диктовки примеров для детей. Причем, интересная история, при решении примеров ребенку необходимо очень быстро выбрать правильный вариант выполнения действия.
Ведь это же не обычная математика и примеры мы здесь решаем не в уме, а именно с помощью счет. Допустим, прибавить четверку можно тремя разными способами в зависимости от ситуации. Вот ребенок и ориентируется на ситуацию и быстренько выбирает правильный способ выполнения действия. Хочешь — не хочешь, а быстро думать придется)
Развитие памяти
Есть такое понятие, как фундаментальные упражнения. Это отработка любой новой темы тремя видами памяти. Они выполняются в обязательном порядке.
Выполняем упражнения на соробане пальцами — развиваем мышечную память.
Смотрим на соробан глазками — тренируем зрительную память.
Проговариваем то, что делаем — дополняем памятью слуховой.
А еще есть такие флэш-карты, с их помощью мы тренируем фотографическую память.
Флэш-карты – это карточки с изображением спиц соробана с набранными на них числами. С этими флэш-картами проводят много игр, их показывают деткам, очень быстро, буквально вспышкой и детки должны за какую-то долю секунды понять, что за число они видели.
Концентрация внимания
Здесь очень помогает так называемое правило знаков, которое применяется во время диктовки примеров. Вот, допустим, пример:
5 + 3 + 4 — 2 — 1 + 7
По правилам, его мы будем диктовать так:
пять плюс три четыре минус два один плюс семь.
Уловили? Повторяющиеся знаки не проговариваются. Здесь очень нужно именно сконцентрироваться, чтобы ничего не пропустить важного.
Развитие правого и левого полушария
Лидером выступает ментальный счет. Что такое ментальный счет? Это когда дети считают вроде как на соробане, но соробана на самом деле под рукой и перед глазами нет. То есть, они его представляют себе.
Необходимо вызвать образ соробана. А за вызывание образов как раз и отвечает правое полушарие нашего мозга. А вот выдавание ответа – это уже забота полушария левого, отвечающего за подсчеты и логику. Таким образом, получается, что в работе задействованы оба полушария.
Кроме перечисленного, детишкам на занятиях предлагаются различные игры, которые так же способствуют развитию. Здесь нет ничего, что бы делалось просто так. Все направлено на развитие ребенка.
Ну как? Есть польза от ментальной арифметики? Я ее вижу очень хорошо. А вы? Мы скоро приступаем к домашнему изучению этой науки, расскажем, что у нас из этого получится)
Есть ли у вас опыт? Может ваши детки тоже учились или учатся считать ментально? Делитесь в комментариях. И не забудьте подписаться на новости блога, чтобы не пропустить ничего интересного!
Ваша, Евгения Климкович
Очень интересная статья, спасибо.
Теперь понятно, откуда берутся такие способные дети в идущих на телевидении популярных передачах. Об использовании специальной методики я честно говоря прочитала впервые. Очень интересное направление.
Потрясающе! Я, конечно, не поняла всех тонкостей обучения, но очень хотелось бы попробовать. Евгения, подскажите, где можно подробнее об этом прочитать.
в данный момент прошла курс для преподавателей т готовлюсь к экзамену.Ваша статья очень помогает формулировать мысли .спасибо
Ну да, конечно, ментальная арифметика, вот она панацея от всех бед. Запомните все, считать в уме быстрее — и вуаля, гений готов. А то что ребенок может и так на уроках математики нормально учиться, без всяких «ментальных» фокусов, это мы как бы забыли. Главное, тренды гонять, а там хоть трава не расти.
Слышала, что ментальная арифметика помогает детям лучше справляться с математикой в школе. И еще круто, что она развивает память и концентрацию. Мой сын как начал заниматься, так и внимание стало лучше, и счет в уме дается легче, даже на уроках других предметов пригождается.