Мои дорогие читатели, здравствуйте! Мы с вами уже обсуждали, стоит ли ребёнка отдавать в школу рано и пришли к выводу, что каждый будущий первоклассник индивидуален. Кто-то в 6 лет готов «грызть гранит науки», а кто-то и в свои «без пяти минут восемь» с сожалением расстаётся с детским садом.
Ребёнок вряд ли поможет вам с подсказкой, идти ему уже в первый класс или нет. Как определить готовность ребёнка к школе, могут знать лишь взрослые. Есть ли такие лакмусовые бумажки, которые дают зелёный свет, чтобы сесть за школьную парту?
План урока:
Что может проверить психолог?
Повторяя пройденный материал, напомню, что у психологов умения читать и писать – не самое важное в жизни будущего первоклассника. При определении уровня готовности детсадовца переступить школьный порог «лекари детских душ»:
- в первую очередь, отталкиваются от настойчивого желания ребёнка;
- затем изучают имеющую немаловажную роль стадию коллективизации, то есть умение сотрудничать;
- анализируют третий показатель на психологическую готовность к получению знаний – умение жить по инструкции, то есть подчиняться и выполнять чужие требования.
Чтобы убедиться, что малыш действительно отвечает перечисленным психологическим условиям окунуться в новый для него мир, радеющие за своё чадо родители нередко идут на приём к психологу и там уже «с глаза на глаз» выясняют, готов или ещё не очень.
Что делает с ребёнком психолог? Изучает его внутренний мир при помощи тестов. Многие пользуются тестом «зрелости», разработанным американской Джеральдиной Чейни. Она предлагает проанализировать уровень подготовки по нескольким блокам, состоящим из вопросов на:
- познание;
- базовый опыт;
- языковое развитие;
- эмоциональное развитие;
- слуховые способности;
- зрительные различие и память;
- зрительное восприятие;
- умение общаться;
- отношение к книгам.
Иные психологи предпочитают ориентационное графическое тестирование по Керну-Йирасеку. Оно состоит из:
- рисунка человека (мужской фигуры);
- рисунка — копии фразы, состоящей из письменных букв;
- рисунка – копии набора точек.
В этом тесте предусмотрена своя система баллов оценки детского художества, а дополняет его интеллектуальный опросник.
Что может проверить педагог?
Существует педагогическая диагностика, разработанная учёными в помощь воспитателям детсадов. Она позволяет определить в общем смысле, готов ли на уровне имеющихся знаний ребёнок к школе. Эти несложные тесты помогают выявить «дырки».
Задание 1 на умение сориентироваться на плоскости и сосчитать
Подобие графического диктанта Д. Эльконина. Не клетчатом листочке закрашивается чёрным цветом одна клетка. Ребёнку даются карандаши красного, синего, жёлтого и зелёного цветов. Ему требуется найти чёрный квадратик и по указанию педагога отсчитывать энное количество клеточек вправо-влево-вниз-вверх и закрашивать указанным цветом.
Задание 2 на элементарное сложение-вычитание и понимание задачи
Для него требуется также листок в клетку. Даётся простейшая задачка по типу «в комнате 3 кошки и 2 собаки». Нарисовать надо столько кружочков, сколько всего животных. И далее «из комнаты ушли 1 кошка и 1 собака». Нарисовать надо столько квадратов, сколько животных осталось.
Задание 3 на проверку развития речи
Педагоги проверяют:
- чёткое произношение звуков, умение определять место звука в слове (в начале – середине — в конце) и способность выделить интонацией необходимый;
- навыки составления предложений из 3-5 слов и определения их порядка (1-е, 2-е, последнее);
- способность объединять понятия, например, «томат, огурец и тыква – овощи»;
- умение составлять по картинкам рассказы.
Задание 4 на запоминание
В данном случае проверяется:
- умение читать стихи наизусть и знать автора, который их написал;
- навыки пересказа сказки, рассказа.
Задание 5 на простейшие математические навыки с числами
Педагоги проверяют будущего первоклассника:
- знает ли цифры от 0 до 9;
- умеет ли считать до 10 туда-обратно;
- может ли назвать предыдущее и последующее числа;
- знаком ли со знаками «+» и «-»;
- может ли сравнить больше-меньше;
- определяет ли геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг).
Задание 6 на знание окружающего мира
Такие тесты предполагают, что ребёнок должен знать:
- внешний вид распространённых растений (ель, берёзка, ромашка, колокольчик и прочие);
- различия между дикими и домашними животными, основные признаки внешнего вида птиц и прочей живности, их отличия, например, вороны от дятла;
- признаки сезонов природы, например, что есть осенью, а что зимой;
- названия всех месяцев;
- названия всех дней недели.
Помимо всего прочего у потенциального первоклассника педагоги обязательно спросят название страны, города и улицы, где он живёт, номер дома и квартиры, полные имена мамы-папы, бабушки-дедушки, их род занятий.
Что могут проверить педиатр и стоматолог?
Да-да, не удивляйтесь. Очень много вопросов и обсуждения на тему, готов ли ребёнок к школе, ведут именно к педиатру и стоматологу. Медики тоже вносят свою лепту и выделяют возраст паспортный и биологический. С паспортным всё понятно – посчитайте, сколько лет-месяцев-дней с момента рождения. А как определить подходящий для школы возраст биологический?
Скажем сразу, в медицине у многих паспортный и биологический возраст не совпадают, последний может запаздывать с интервалом до 1,5 лет. Что это значит? А значит это, что выпроваживать за школьную парту лучше тогда, когда имеется к тому психофизиологическая готовность детского организма.
Для определения биологического возраста применяют филиппинский тест, в основе которого лежит полуростовой скачок роста – существенное вырастание в длину детских рук и ног. Попросите своего дошкольника дотянуться правой рукой до мочки левого уха, сделав это через макушку головы. Если он это делает без труда, то можно говорить, что к школе он готов.
«Как от этого зависит «школьная зрелость?!» — удивитесь вы. Медики объясняют просто: филиппинский тест показывает не только развитие детского скелета, но и насколько созрела нервная система и насколько детский мозг готов воспринимать и перерабатывать информацию. Педиатры считают, что поспешить отдать ребёнка в школу до того, как произошёл этот самый скачок, помогающий работоспособности,– значит, обречь его на провалы в учёбе.
О повышении способности направить все силы организма уже не на физическое развитие, а на учёбу можно судить и по зубам. Когда стоматологи фиксируют у вашего ребёнка смену зубов – это благоприятный знак, чтобы к физиологическому развитию добавить умственное. В средние века в Китае и Японии так и определяли «вошедшего в разум» ребёнка, уже способного отвечать перед законом.
Что может проверить родитель?
Предлагаю составить на листочке бумаги две графы «за» и «против», или «+» и «-», чтобы с выполнением тестирований их заполнить.
- Проведите нехитрый домашний тест на самостоятельность. Дайте своему будущему первокласснику задание что-нибудь сделать, что по времени займёт минут 20-30. Ну, например, по контурам обвести картинку, собрать панно из пазлов, что-то перерисовать, выстроить фигуру из конструктора. Смог просидеть за порученным заданием вышеуказанное время? Плюсик! Постоянно отвлекается и не может усидеть на месте? Ставим пока галочку в графе «минус».
- Если ваш малыш всё время талдычит, что он быстрее хочет попасть за школьную парту, побеседуйте на предмет того, а почему именно? «Плюс» можно смело ставить тогда, когда у него желание связано со стремлением узнать что-то новое, то есть сформировался познавательный интерес. Если же будущий первоклассник стремится просто поменять коллектив либо ошибочно предполагает, что это станет для него новой игрой, это скорее минус. В ситуации, когда он в принципе выступает против того, чтобы уйти из детского сада, ставим безусловный «прочерк».
- Проанализируйте наблюдательность, для чего предложите картинки, почти одинаковые, но отличающиеся между собой некоторыми деталями, которые нужно найти. Это из серии игр «Найди отличия». Через 1-2 минуты готовый будущий первоклассник сможет назвать все, и мы ему за это поставим «плюсик». Аналогично проверить наблюдательность можно игрой «Чего не хватает?», когда собирается в кучу до 10 игрушек либо прочих предметов. Ребёнок отворачивается, а Вы что-то меняете местами либо убираете. Оценивается результат также.
Ну вот, постепенно на Ваш листочек легли плюсы и минусы, осталось только их подсчитать, если есть ещё сомнения – подтвердиться на приёме у психолога и принять окончательное решение.
Делитесь, как у вас получилось справиться с этими тестами и готовы ли вы собирать портфель?
Не забудьте подписаться на новости блога и заглянуть в нашу группу «ВКонтакте»!
Успешной вам подготовки к школе!
Ваша «ШколаЛа»:)
Евгения, как вы правы! Сколько я видела детей, чьи родители поторопились или наоборот затянули с обучением. Реальность такова, что мальчиков с введением 11 классов стараются отдать в школу пораньше, чтобы было время для поступления в институт до армии.
Ой, может через 11 лет все уже изменится, и в армии будут служить только те, кто этого хочет? Ну это так, из области фантазий...
Готов или не готов ребёнок, а отправная точка 7 лет, и ни какой психолог не поможет, если в садике и дома родители не научили ребёнка тому минимуму, который необходим, к сожалению, есть случаи, что в первом классе ребёнок самостоятельно в туалет сходить не может, в этом вина родителей, а мы говорим тесты, психологический анализ.
Ну вот, читаю про готовность к школе и вспоминаю как мы с мелким готовились. Оказывается не только чтение и счет важны, но и самостоятельность, типа одеваться самому или кушать. И еще интересно, что социальные навыки, как дружить, тоже влияют. Понаблюдаю за своим, как он в песочнице с другими общается :)
Ну конечно, все мы забыли как сами ходили в школу, теперь без статей в интернете никак не разберемся, готов наш ребенок или нет. Смотрите, не прочитай статью — и все, пропала молодежь, не пойдут так дети в школу правильно. А помните раньше? Спросили у бабушки, и все, вопрос решен. Но что мы знаем, правда?