Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Детки рисуют, а мы расшифровываем. О чем расскажут детские рисунки?

Автор:

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Все дети рисуют, много или раз от разу, хорошо или не очень, но рисуют. Мы любуемся на детское художество, получая эстетическое удовольствие. А ведь расшифровка детского рисунка может о многом рассказать. Для людей, изучающих душу, творчество детей – это кладезь информации об эмоциях на альбомном листе, тайные рассказы о проблемах в цвете.

Дети, особенно маленькие, можно сказать, даже не рисуют, — они говорят на языке рисования. Зачем каждый раз бежать за разъяснениями к специалисту? Предлагаю научиться понимать язык детской художественной кисти самим.

Цветовая гамма

 

Многие психологические тесты основаны на значении цветов. Они отталкиваются от специального теста Люшера, который по цветовым предпочтениям определяет характер. Дети рано подбирают для себя цвет, пользуясь своим настроением и мироощущением. Такой выбор меняется с возрастом.

Как правило, в стандартном наборе юного художника 5-6 цветовых оттенков, что «выдаёт» нормальное эмоциональное развитие. Если гамма цветов значительно шире, можно говорить, что перед Вами натура чувствительная, богатая на эмоции.

В психологии цветовые оттенки несут в себе разный смысл:

  • преобладание синего связано с необходимостью сконцентрироваться на своих внутренних проблемах, желанием уйти от суеты в себя;
  • зелёным рисуют больше независимые, упрямые и одновременно уравновешенные;
  • фиолетовый стараются выбирать те, кто дружит с фантазией, ещё интеллектуально и эмоционально не созревшие (вот почему его можно часто найти на детских рисунках);
  • когда на рисунке много красного, это значит, что художник агрессивен и возбудим, в нём есть сила воли и повышена активность;
  • жёлтый и оранжевый любят оптимистичные, любознательные, настроенные позитивно;
  • в коричневых красках мир у тех, кто столкнулся с физическим дискомфортом, полон отрицательных переживаний, медлителен в своих действиях;
  • чёрным дети протестуют, стараясь разрушить то, что им не нравится, показывают своё подавленное состояние, требуя перемен;
  • серый цвет – ни о чём, это безразличное отношение, желание скрыться от всех проблем и не замечать тревог.

Так что, цвет в детском рисунке – это важно. Но не стоит забывать, что преобладание чёрного – это не обязательно депрессия, а красный фон не обязательно значит агрессивный настрой против всех. Ведь это может быть «выбор одного дня», когда что-то не получилось или пошло не так, как хотелось бы.

Остановитесь на минутку, если вдруг в детском художестве Вы увидели много красного либо серо-чёрного. Не спешите бежать к психологу. На состояние детской психики указывают и многие другие детали.

Манера рисования

Не меньше, чем цвет, скажет и композиция детского рисунка. Это зеркало детских мыслей. Здесь нам стоит посмотреть на нажим карандаша и целостность линий, размер и расположение рисунка на листе.

Нажим

 

Зная технику художественного рисования, взрослые могут возразить, что нажим карандаша – это специальный приём. Согласна, но только не в этом случае. В отношении с детьми, малообладающими техникой рисования, сила пользования карандашом – это показатель тонуса.

  • Так, когда художник рисует с неуверенным, слабеньким нажимом, едва заметными линиями, можно говорить о робости и пассивности. Иногда весь рисунок либо его большая часть состоит из лёгких штрихов, и это указывает на имеющуюся тревожность.
  • О неустойчивых эмоциях подскажут частые стирания. Когда же лёгкие эскизные штрихи затем выделяются жирно, то можно это расценивать, как попытку взять себя в руки, контролируя тревоги.
  • Небрежные рисунки, часто кинутые на полпути и не дорисованные до конца, принадлежат тем, кто слишком импульсивен. Бывает, что дети настолько жирно чертят контуры, что аж бумага рвётся. Это признаки напряжённости и конфликтности, агрессивности и возможной гиперактивности.

Размер

 

Имеет значение. Здесь будем ориентироваться на установленные в психологии нормы: размер самого крупного объекта на листе А4 должен быть не более 2/3. Что значит, если художник «не влезает» в общепринятое правило?

  • Когда человек или животное на листе значительно больше, чем надо, занимает всё пространство и даже не вмещается в каких-то частях, задумайтесь о детских тревогах и стрессах.
  • Если рисунок настолько малюсенький, что еле видно его, — это признак заниженной самооценки.
  • Эгоиста «сдаст» автопортрет на всё полотно, а «аватаром» одиночки станет маленькое изображение.

Расположение

 

Нередко дети рисуют, ориентируясь не на весь лист, а предпочитая центр бумаги либо один из краёв. Это тоже имеет своё психологическое объяснение.

  • По центру у ребёнка всегда «живут» самые важные в его жизни люди, а вот самый высокий – значит, самый влиятельный в семье.
  • Хорошо, если в середине рисунка нашли место мама и папа, можно о благополучии в семье не беспокоиться, а вот когда центральное место рисунка занимают неодушевлённые предметы, — значит, у ребёнка есть зацикленность на материальных благах, родители где-то переборщили с материальными поощрениями.
  • Пустота в центре – признак внутренней опустошённости и низкой самооценки.
  • Нашедшим себя по уголкам рисунка родителям психологи советуют больше уделять времени ребёнку, а если вас совсем нет – это повод для беспокойства, так как вычеркнув какого-то человека из своего рисунка, ребёнок таким образом пытается вычеркнуть его из всей своей жизни.
  • Про детей с завышенным чувством собственного достоинства скажут рисунки, стремящиеся к верхней части, но это также может быть признаком «витания в облаках».
  • Дети с неблагополучным эмоциональным состоянием, одинокие, рисуют обычно мелкие изображения внизу листа.

Отдельные детали композиций

Некоторые тонкости могут подсказать, что переживает ваш ребёнок, вырисовывая карандашом объекты на альбомном листе. Вот часто встречающиеся особенности детских рисунков:

  • когда дерево или дом «летают» без твёрдой поверхности, поздравляем! Ваш художник – настоящий фантазёр, без пяти минут Мюнхгаузен.
  • неуверенные в собственных силах усиленно чертят себе линию земли;
  • соединенные вместе руки в цепочке «мама-папа-дети», иногда даже с лапами кошек и собак, говорят о близких и доверительных отношениях в семье;
  • ручки-ножки, словно тоненькие веточки, – ребёнка беспокоит его физическая слабость;
  • большущая голова – не признак большого ума, а предвестник ушедшего в себя художника;
  • куча украшений, декоров и прочих нарядностей подскажет, что ребёнку очень важна оценка и внимание окружающих.

Подробные рисунки, с деталями, чаще рисуют личности творческие, с живым воображением.

Тревожные звоночки

Давайте обратим внимание на то, что больше всего ребёнок любит рисовать. Эти, иногда пропущенные, детали могут стать тревожными звоночками имеющихся проблем. Итак,

  • если на всех изображениях у людей почему-то большущие глаза, это не символ удивления, это больше указывает на скрытые детские страхи;
  • если у нарисованных животных часто есть клыки и когти, стоит задуматься, что внутри сидит подавленная взрослыми агрессия, которая может не вовремя вырваться наружу;
  • если все домочадцы рисуются на альбомном листе в одной стороне, а сам ребёнок предпочитает «жить» в другой, задумайтесь: вы теряете к себе детское доверие;
  • если на детских рисунках чаще фантастические эльфы и неземные жители, не стоит умиляться, это повод поискать причины дискомфорта существования ребёнка в реальном мире, ему проще «с розовыми очками» да в сказках;
  • если ребёнок «забывает» нарисовать себе рот или уши, у него, возможно, есть трудности с общением, а вот отсутствие рта у кого-то из близких – это скрытое желание маленького художника не слышать этого человека (возможно, он  ребёнка часто ругает).

Вообще, должно насторожить отсутствие любой части, которая есть на рисунке у всех остальных.

Самым тревожным звоночком, который никак нельзя пропускать мимо родительских глаз, психология считает отсутствие самого юного художника в собственном рисунке семьи. Такая картинка – предвестник того, что ребёнку не нашлось достойного места дома среди вас.

 

Все эти приёмчики, позволяющие раскрыть тайну детского рисунка, тогда правильно используются, когда:

  1. дано максимальное количество цветов на выбор;
  2. предоставлен бумажный лист большого размера;
  3. карандаши дают возможность  проанализировать нажим;
  4. художник рисует свой мир так, как его видит он, без назойливых подсказок взрослых.

Пользуйтесь расшифровкой детского рисунка как лакмусовой бумажкой, и не забывайте решать детские проблемы сразу по мере их появления, а не спустя, когда бывает поздновато. Ну что, пойдёмте, порисуем!

Не забудьте добавиться в нашу группу «ВКонтакте» и подписаться на новости блога, чтобы точно не пропустить ничего важного и интересного!

Удачи Вам!

Ваша «ШколаЛа»)

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 4
  • Мария
    06.11.2017 | 20:37

    Полностью согласна, что рисунки рассказывают даже о том, что человек умалчивает, а уж ребенок не всегда и сформулировать может. Главное, чтобы взрослый правильно и вовремя интерпретировал эти художественные произведения.

  • Олли
    19.11.2017 | 20:46

    Честно говоря, я сама такой «хороший» художник, что по моими рисункам, наверное, можно как по детским искать скрытые послания от мозга :)

    • Евгения
      20.11.2017 | 00:54

      ))) Олли, а может это и не так уж плохо?))

  • Начомоась
    26.01.2024 | 18:41

    Классная статья, много нового узнал! Всегда думал, что рисунки это просто забава, а тут вон оно как. Особенно удивило, что через каракули можно понять, что у ребенка на душе. Стану теперь внимательнее смотреть на то, как мой малой монстриков рисует.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
[adwp2]