Доброго времени суток, друзья!
Скажите честно, вам приходилось когда-нибудь отказывать своему ребенку в просьбе с ним поиграть? Давайте, сначала я честно скажу. Да, приходилось. Сын просит, а я или занята, или устала, или настроения нет. Но после того, как я узнала, чем грозит такое отношение к детским забавам, я пересмотрела свои взгляды. А грозит оно большими проблемами. Потому что значение игры для подготовки к школе переоценить сложно, практически невозможно.
В чем же ее великий смысл? Дело в том, что до семи лет игра является основным видом деятельности наших детишек. Через нее дети познают мир, учатся общаться, примеряют на себя разные роли. Ну а с семи лет они переходят к деятельности учебной. Но переходят только те, кто успел вдоволь наиграться. И пока этого не случится, первоклассник просто не сможет нормально учиться. То есть не поднимется на следующий уровень.
И еще один большой плюс. Только в игре дети соглашаются добровольно и с удовольствием подчиняться установленным правилам. В отличие от правил, которые устанавливаете для него вы или воспитатели в детском саду. А еще детишки учатся устанавливать правила самостоятельно. Некоторые родители считают так: «Хватит уже ерундой заниматься! Давай лучше почитаем!» И ошибаются. Любая игра вносит свой неоценимый вклад в подготовку к обучению.
Игры бывают разные.
План урока:
Сюжетно-ролевые
Сюжетно-ролевые игры способны влиять на личность маленького человека. Делать его добрее, смелее, увереннее. Они способствуют развитию самостоятельности и познанию окружающего мира. В них малыш примеряет на себя роль взрослого человека. Копирует его поведение.
Так как предполагается наличие партнера, либо целого коллектива, то легко увидеть влияние таких игр на развитие коммуникативных навыков. Дошкольник учится общаться, смотреть на себя со стороны глазами других людей и регулировать свое поведение.
Примером может служить «дочки – матери». Правила «пишутся» по ходу дела. Никто точно не знает, что в следующий момент сделает «мама» и как на это отреагирует «дочка». Так что по ходу игры приходится выбирать пути решения возникающих ситуаций. Согласитесь, первокласснику это пригодится. Отсутствие изначальных строгих правил отличает сюжетно-ролевую от игры-драматизации. Да, да, есть и такие!
Игра — драматизация
В данном случае все известно сразу. Это театральная деятельность. Например, давай поиграем в Колобка. Ты Колобок, а я лиса. И каждый знает, что нужно делать. Драматические игры учат соблюдать установленный заранее ход событий. Придерживаться сюжетной линии и не позволять себе вольности. Способствуют развитию нравственных качеств. Учат сопереживанию и выражению своих эмоций. Способствуют развитию речи.
Драматические игры совсем не похожи на активные.
Активные
Без них тоже никуда. Они делают дошкольника выносливым, сильным, физически развитым. Это и эстафеты, и скакалки-прыгалки и салки-догонялки. В них всегда есть четкие правила, по которым определяются победитель и проигравший. Ребенку выпадает шанс понять, что не всегда он будет победителем, и научиться с достоинством принимать поражение. Но в тоже время развивается стремление к победе. И понимание, что для того, чтобы стать первым, нужно больше тренироваться. А о пользе для здоровья говорить, я думаю, не нужно. Очень интересные подвижные игры найдете здесь.
Конструкторы
Мелкая моторика скажет вам за них большое спасибо. Если у вас еще нет конструктора, то обязательно приобретите. Лучше если детальки будут мелкими. Когда будущий первоклассник играет в конструктор, он не просто что-то там строит. Он познает физические свойства предметов, развивает свое пространственное мышление и воображение, учится планировать свои действия для достижения нужного результата.
Дидактические
Давайте представим, что игровая деятельность — это первый этаж.
А образовательная деятельность — это этаж второй.
Так вот, дидактическая игра — это лесенка, по которой можно подняться на уровень выше.
Что они из себя представляют?
В них ставится вполне конкретная задача. Всегда есть четко определенные правила. Дошкольник не просто играет, а уже и учится (хотя сам он уверен, что играет). С их помощью можно развить важные для обучения психические функции: мышление, внимание, память, воображение.
Дидактические игры предполагают наличие каких-либо дидактических материалов: карточек, картинок, предметов. Дидактическими играми могут похвастаться детские журналы для дошкольников. Также они подробно описаны в литературе по подготовке к школе.
Настольные игры также относятся к разряду дидактических. У нас, например, есть любимая настольная игра «Мемо». Я бы сказала, что она семейная. Играем все вместе если не каждый вечер, то через вечер точно. Память тренируем. Смысл в том, чтобы найти две одинаковые карточки из пятидесяти разложенных на полу.
Занятия в игровой форме
Дорогие родители, если вы занимаетесь подготовкой ребенка к обучению в домашних условиях, то вы — большие молодцы! И мой вам совет, стройте свои занятия именно в игровой форме. Тогда вы не услышите от сына или дочки: «Не хочу! Надоело!» Вы же не память развивать предлагаете, а поиграть. А какой же ребенок от этого откажется? Не берите на себя всегда ведущие роли, попробуйте побыть в подчинении у своего малыша. Выбирайте интересные сюжеты, не очень простые и не очень замороченные.
Давайте будем играть всегда и везде! У нас на это осталось не так много времени. Скоро в первый класс! Придется учиться. И времени на развлечения станет меньше.
А как вы играете со своими детьми? Может быть у вас есть свои секреты? Пожалуйста, если не жалко, напишите об этом в комментариях.
Всего вам доброго! Успешной и интересной подготовки. Встретимся на страницах блога.
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Подготовка к школе в виде образовательных игр — очень интересная тема.С сыном у меня проблем не было. А вот племянница. Не хотела учиться, всё ей было не интересно. А сейчас одни пробелы в школе, жаль девочку...Родители должны быть в таких случаях более креативными и терпеливыми...
Действительно, жаль( От родителей очень многое зависит. Ну и от учителя тоже.
Я полностью с вами согласна ! Поучительные и развивающие игры — это самый лучший метод для развития детишек ! Мы очень любим поиграть во всякие логические и стратегические игры !
А из лего, они тоже невероятные вещи творят ! Фантазией они не обделены !
Елена, у вас у всей семьи с фантазией полный порядок! Вы вообще какие-то необыкновенные)
Здравствуйте, Евгения! Случайно забрела к вам в гости и так рада этому! У вас такой классный блог, а сами вы такая интересная личность, и детишки просто прелесть. Мой младший сын кстати ровесник вашему младшенькому, только у него день рождения 20 ноября 2008 г. Правда он 1 класс уже закончил. Буду теперь к вам в гости заходить, все ваши темы мне очень близки и интересны.
Здравствуйте, Елена! Рада, что вам здесь понравилось) Заходите! И я к вам буду заходить)
Евгения, здравствуйте! Полностью с Вами согласна! Не наигравшись ребенку очень трудно приходится в школе. Об этом зачастую взрослые забывают. А вообще игра творит чудеса — обучает, развивает, а ткже помогает справиться с психологическими проблемами , особенно, если это игра свободная, творческая.
Здравствуйте, Александра! Очень приятно встретить единомышленников. Спасибо вам за комментарий)
Интересно, что игры действительно помогают детям лучше усваивать информацию. Мой сын например, через игру с буквами быстрее научился читать. И еще, когда мы играем в магазин, он лучше стал считать и понимать деньги. игра это как мостик, который соединяет учебу и веселье, и детям это очень нравится.
Классная статья, много полезного взял для своих ребят. Игра — это действительно ключ к обучению, проверено на собственном опыте. Когда учеба веселая, дети и учиться легче, и информацию лучше запоминают. Будем пробовать некоторые методы из статьи, спасибо за идеи!
Забавно, всегда думал что учеба — это строго и серьезно, а тут вон оно как, через игру тоже можно. Детям наверное намного интереснее так учиться. Запомнилось про ролевые игры, надо будет попробовать с моими малышами. Интересно, как они отреагируют :)