Здравствуйте, друзья! И вновь ШколаЛа вам в помощь!
Сегодня берем под свое крыло проект живая азбука. Эту творческую работу предлагают сделать школьникам, учащимся по программе «Школа России» в 1 классе. Работа довольно интересная и, вне всякого сомнения, полезная. Помогает надежно поселить в детской памяти алфавит, развить мелкую моторику и расширить кругозор.
Ну что, готовы оживить алфавит? Тогда начинаем!
По страницам учебника
По традиции, давайте посмотрим, что там в учебнике литературы для 1 класса про проект написано.
Понять, если честно, трудновато. Нет конкретного указания на то, что вот именно здесь именно про нужный проект и рассказывается. Нет отдельной странички данному проекту посвященной. Странички нет, а проект есть. Вот что удалось найти на страницах учебника.
В соответствии с заданием нам нужно свою азбуку в картинках придумать и создать. В качестве примера приводят азбуку цветов. Сделать ее предлагают в виде книжки с красивой обложкой. А на страничках книжки разместить разные цветочки на разные буквы алфавита, да еще и предложения придумать.
Вообще, побродив по просторам интернета, становится понятно, что у учителей в назначении данного задания детям, есть определенная вольность. Кому-то задают сделать целую азбуку, используя все буквы, а кто-то делает свою живую азбуку всем классом. Дети на листочках рисуют живые буквы с ручками, с ножками и потом, объединив свои рисунки, получают совместный готовый живой алфавит.
В статье я покажу образец изготовления живой азбуки по первому варианту.
Наша проектная идея
Чуть отойдем от задания из учебника. Сделаем азбуку не цветов, а питомцев (животных, птиц и рыб) и не в виде книжки, а в виде красивого лэпбука. О том, что такое лэпбук, я рассказывала здесь.
Начинается все с идеи. У нас идея была такая. Соорудить на картонной папке домики для букв и поселить в них животных, названия которых начинаются с буквы, которой принадлежит домик. И сделать так, чтобы дверцы в любое жилище можно было открыть и заглянуть, чтобы узнать, кто же там живет.
Так как нам необходимо было «построить» 33 домика, по одному для каждой буквы, мы поняли, что на лэпбук обычного формата, с двумя раскрывающимися створками они ну никак не поместятся. Поэтому придумали своему лэпбуку вот такую форму.
Средняя часть — это согнутый пополам лист картона формата А3.
А по бокам это лист картона формата А4, разрезанный пополам.
Приклеили боковые части к средней с помощью бумажных полосок.
Ну а потом творили, рисовали нужные картинки в графическом редакторе. Вот сколько натворили: и домишки, и конвертики, и кармашки, и картинки разные. Все на фото ниже. Распечатали материалы на черно-белом принтере. В цвете печатали только картинки с изображениями животных, птиц и рыб, которых будем селить в наши домики.
А вот кстати и домики.
По форме они одинаковы. Разные только окошки, дверцы, и буквы, которые на домиках написаны. Домики подкрасили фломастерами.
Вспоминаем, что по задумке дверцы у домиков должны открываться. Поэтому прорезали их обыкновенным лезвием. Если лезвия нет, можно воспользоваться канцелярским ножом.
Вот так они у нас открываются.
Затем склеили кармашки для карточек, на которых будет указана цель работы, план работы и благодарности.
Кармашки мы планируем приклеить на лицевую часть нашего проекта. Раскрашиваем карманчики фломастерами.
Цель работы мы определили так:
- Вспомнить и повторить русский алфавит.
- Создать своими руками лэпбук «Живая азбука».
План работы наметили такой:
- Вспомнить алфавит.
- Выбрать питомца для каждой буквы.
- Найти необходимые изображения в интернете.
- Создать лэпбук «живая азбука».
- Представить работу классу.
Продолжим разбираться с нашими домами. Приклеиваем их на внутреннюю поверхность папки.
Разрезаем карточки с питомцами.
И теперь в каждый дом селим (приклеиваем) питомца.
Вот таких питомцев мы подобрали для наших буковок от а до я.
- А — Антилопа
- Б — Барсук
- В — Верблюд
- Г — Голубь
- Д — Дикобраз
- Е — Енот
- Ё — Ёж
- Ж — Жираф
- З — Заяц
- И — Индюк
- Й — Йоркширский терьер
- К — Крот
- Л — Лев
- М — Медведь
- Н — Носорог
- О — Осёл
- П — Панда
- Р — Рысь
- С — Слон
- Т — Тигр
- У — Утка
- Ф — Филин
- Х — Хомяк
- Ц — Цапля
- Ч — Черепаха
- Ш — Шимпанзе
- Щ — Щука
- Ъ — подЪязок
- Ы — бЫк
- Ь — МышЬ
- Э — Эму
- Ю — Юрок
- Я — Ягуар
Но можно было и других питомцев подобрать. Или не питомцев, а растения, к примеру. Главное, чтобы это было что-то из живой природы. Ведь азбука-то у нас живая все-таки.
Теперь открыв дверцы в любой из домиков, можно увидеть, кто в нем живет.
Внешние стороны боковых створок мы тоже задействовали. На левой разместили вот такой сказочный текст.
В стране Алфавитии жили-были 33 буквы. Решили они завести себе питомцев: животных, птиц и рыб. Откройте дверцы и посмотрите, кто живет в домиках у букв. Постарайтесь догадаться, почему буквы завели себе именно таких питомцев?
А на правой створке мы написали список по принципу «Буква — Питомец».
Кармашки для цели и плана работы, а также для благодарностей мы разместили на лицевой стороне лэпбука. А в кармашках карточки.
Здесь же у нас есть раскрашенная фломастерами буквенная рамочка, имя и класс автора проекта и название «Живая азбука», сделанное из оживших букв.
Честно говоря, сначала мы думали, что проект готов. А потом вспомнили, что еще нужно предложения с названиями питомцев составить. А место осталось только на задней стороне нашей папки. Её и использовали.
Нарисовали рамочку, приклеили шесть конвертов.
А в эти конверты уже и положили карточки с написанными на них предложениями.
Предложения у нас не простые. Это интересные факты про жителей домиков. В каждом конвертике по 5 — 6 карточек. Все предложения ниже.
- В переводе с греческого «антилопа» означает рогатое животное.
- Во время испуга барсук начинает громко кричать.
- Густая шерсть защищает верблюда от высокой температуры в пустыне.
- Раньше для передачи посланий использовали почтовых голубей.
- Дикобраз поддерживает чистоту и порядок в своей норе.
- Еноты умеют ловить мелкую рыбку.
- Ёж общается с другими ежами при помощи свиста.
- Жираф самое высокое сухопутное животное на Земле.
- Когда зайцу хорошо, он начинает мурлыкать подобно кошке.
- Индюки умеют свистеть, кудахтать, мурлыкать, визжать и ржать.
- Йоркширский терьер подходит для людей, страдающих аллергией.
- Крот очень плохо видит, но зато у него отлично развито обоняние.
- На Земле невозможно встретить двух одинаковых львов.
- Третья часть всех медведей обитает в Северной Америке.
- Сейчас на Земле осталось всего пять видов носорогов.
- Если осёл устал, он не сделает и шага пока не отдохнёт.
- Панды умеют лазать по деревьям и плавать.
- Рысь умеет совершенно бесшумно подкрадываться к своей добыче.
- Слоны, также как и люди, делятся на правшей и левшей.
- В год взрослый тигр съедает 2,5 — 3 тонны мяса.
- Перья утки невозможно намочить водой.
- Глаза филина устроены так, что не могут двигаться.
- Хомяки переносят еду в специальных защечных мешках.
- Цапля может неподвижно стоять на одной ноге несколько часов.
- Первые черепахи появились на Земле 220 миллионов лет назад.
- Шимпанзе умеют издавать около 30 разных звуков.
- Зубы у щуки растут на протяжении всей жизни.
- Молодые подъязки выбирают для проживания прибрежные зоны.
- Средняя продолжительность жизни быков 15 — 20 лет.
- Мышь не может долго спать или бодрствовать.
- Страус Эму — самая быстрая птица на Земле.
- Птичка юрок — ближайший родственник зяблика.
- Ягуар нападает на свою жертву из засады.
И теперь проект «Живая азбука», способный удивить и порадовать весь наш 1 класс можно считать полностью готовым.
Это вид спереди.
Это он в почти открытом состоянии.
Это в совершенно развернутом.
А это вид сзади.
Он получился ярким, красивым, интерактивным да еще и с элементом неожиданности. Думаю, пятерка нам обеспечена)
Лэпбук «Живая азбука» на видео.
Это, кстати, не первый наш лэпбук, сделанный специально под школьный проект, есть и другие, например:
Будем рады, если наши самодельные идеи помогут вам создать ваши школьные шедевры и получить удовольствие от творчества и отличных оценок.
На сегодня все!
Всем удачи)
Ваша ШколаЛа.Ру
Шикарное исполнение! Столько старания и труда в вашей работе
Наглядно, интересно, познавательно. Для первого класса очень даже нужная азбука, именно в таком виде.
Какая интересная идея! думаю сделать такую для изучения букв с младшим сыном дочкой))) а еще подумала сделать похожую для английского языка
Как интересно можно сейчас учить детей. Слово «Живая азбука» совсем для меня не знакомое. Нас так не учили. Интересная и полезная статья.
Очень красиво и оригинально! А можно шаблоны домиков?
Екатерина, здравствуйте! Ответила вам на электронную почту.
Отличный проект, много интересного и познавательного!
Очень здорово!!! Шедевр!!! Если не секрет. Где взяли шаблоны домиков? Спасибо за ответ.
Здравствуйте, Людмила! Спасибо) Домик отыскала в интернете, где точно уже и не помню, и довела до ума в графическом редакторе.
Здравствуйте! А можно шаблоны?
Здравствуйте, Гузалия! Шаблоны для изготовления «Живой азбуки» готовятся к продаже. В течение трех дней они будут размещены в нашем интернет-магазинчике. Ссылку я размещу в этой статье.
Классный проект, детям точно понравится учить буквы таким образом. Думаю, если ребята с раннего возраста увидят, что учеба может быть веселой, то и отношение к школе будет лучше. И еще, наверное, такие проекты помогают развивать творческие способности у детей.
Как думаете, какие еще интересные методики можно использовать для проекта «Живая азбука»? У нас дети делали буквы из пластилина, а потом придумывали истории с этими буквами. Может быть еще чего-то добавить, чтоб еще интересней было?
Очень оригинальный проект! Можно шаблоны домиков?