Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Луна открывает свои секреты

Автор:
Рубрика: Космос

Начнем с загадки! Все согласны? Отгадайте

Двенадцать раз в году рождается, а днем от людских глаз скрывается.

Думаю, что ни у кого не осталось сомнений, что речь идет о нашей космической соседке. Мы видим ее на небе каждую ночь. Иногда в виде яркого диска, а иногда в виде тоненького светлого месяца.  Мы к ней очень привыкли, но что мы о ней знаем? Откуда Луна взялась и сколько ей лет? Живут ли там лунатики и что находится с обратной ее стороны? Наш спутник скрывает от нас тайны. Но мы попробуем разгадать хотя бы некоторые секреты Луны. Готовы? Тогда поехали!

Откуда она появилась и сколько ей лет?

Может сложиться такое впечатление, что Луна была всегда. Но ведь когда-то же она должна была появиться! Астрономы сумели узнать ее приблизительный возраст. Для этого они исследовали грунт, привезенный астронавтами. И выяснили, что спутнику земли примерно 4 с половиной миллиарда лет. Совсем старушка.

А откуда же она взялась? Ученые, конечно, пытаются узнать ответ на этот вопрос. И версий о происхождении спутника нашей планеты немало. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Существует теория, что давным -давно Земля столкнулась в космосе с другим небесным телом по размером таким же, как и планета Марс, то есть с очень большим. В результате этого удара от Земли оторвался большой кусок, который в последствии и стал ее космическим спутником.

Некоторые ученые считают, что наша планета и ее спутник образовались в разных местах солнечной системы. Но потом Луна пролетала в космосе мимо земли и была захвачена гравитационным полем. Иными словами Земля притянула ее к себе и так до сих пор и удерживает ее на своей орбите.

Еще один вариант похожий на предыдущий. Земля притянула к себе несколько маленьких лун. В результате эти небесные тела столкнулись, разбились на осколки, а потом из этих осколков появилась та луна, которую мы и знаем сейчас.

Что на обратной стороне?

В какой бы точке нашей планеты вы не находились, вы везде увидите одну и ту же Луну. Причем всегда только одну ее сторону. Почему же так происходит? Дело в том, что она вращается вокруг земли с той же скоростью, что и вокруг своей оси. Поэтому получается, что спутник всегда повернут к нашей планете одной и той же стороной.

Чтобы лучше это понять, можно провести простой опыт. Попросите вашу маму или папу помочь вам. Пусть они изобразят нашу планету. Просто стоят спокойно. А вы будете спутником.  Попробуйте обходить вокруг земли и в это же время медленно поворачиваться вокруг себя. Получится, что вы всегда будете находиться лицом к земле, а ваш затылок виден не будет.

А что же все-таки находится там, на обратной стороне? Благодаря фотосъемке произведенной космическими аппаратами ученые выяснили что на обратной стороне находится огромная впадина, ее диаметр более 2000 км а глубина 12 км.

А может построить лунный дом?

Жить на луне будет сложновато. Да, там конечно же есть моря и горы, прямо как на нашей родной планете. Но только в лунных морях нет воды. Это огромные воронки, оставшиеся от падения метеоритов. Всего морей 17. Еще их называют лунные кратеры. Это впадины разного размера от маленьких до огромных. Один из таких кратеров, называемых Восточным морем, мы можем видеть на лунном диске ночью.

У лунных морей очень красивые названия. Например, Море Спокойствия, Море Дождей, Море Облаков. Есть еще и один океан, он называется Океан Бурь.

Поверхность луны  коричневато-серого цвета и покрыта пылью. Пыль эта очень мелкая, похожая на муку, но в тоже время очень грубая. Она способна забиться в самые маленькие щелочки. Космонавты, которым удалось побывать на поверхности спутника, жаловались, что она портила их обувь и забивалась в скафандры. И пахнет пыль чем-то жженым.

Притяжение на нашем спутнике в шесть раз меньше земного, поэтому перемещаться по его поверхности очень трудно. Двигаться приходится очень медленно.

Днем очень жарко температура достигает отметки +130 градусов. А ночью «прохладно» до -180 . Ну, кто еще хочет построить домик на луне?

Влияние спутника на нашу планету

Не смотря на то, что Луна меньше Земли в 4 раза и находится от нас на расстоянии 380000 км она способна оказывать влияние на жизнь на земле.

Самое яркое проявление этого влияния — приливы и отливы морской воды. Это происходит потому, что не только земля притягивает Луну, но и Луна притягивает землю.

Также учеными доказано, что во время полнолуния люди хуже спят. Правда, с чем это связано до сих пор не понятно.

Ну и нельзя не упомянуть о лунном свете, который освещает землю темными ночами. Правда сама луна никакого света не излучает. Она лишь отражает свет солнца.

Космические путешественники

А удалось ли человеку побывать на луне? Конечно, удалось. Всего по поверхности спутника земли получили возможность походить 12 человек. Все они были американскими астронавтами.

Первым стал американец Нил Армстронг. Это случилось 21 июля 1969 года. Он пробыл на поверхности 21 час и 36 минут.

Ну а самое продолжительное время на луне находились астронавты Юджин Сернан и Харрисон Шмитт. Они задержались там на 75 часов и 1 минуту.  Это случилось в декабре 1972 года.

Также на нашем спутнике работали не только люди, но и специальные аппараты. Слышали о Луноходе?

Это советский аппарат, который был высажен на поверхности луны 17 сентября 1970 года. Он дистанционно управлялся с земли. Прошел по поверхности более 10 км. С его помощью ученые проводили исследования грунта, получали фотографии лунной поверхности. В течении 10 с половиной месяцев луноход исправно трудился. А 14 сентября 1971 года не вышел на связь.

10 интересных фактов о нашем суптнике

1. Там даже днем небо остается черным. На нем видны звезды, солнце и планеты. Объясняется это отсутствием атмосферы. А значит, нет и воздуха, которым можно было бы дышать.
  2. Несмотря на то, что Луна всегда повернута к Земле одной стороной, к Солнцу она поворачивается разными сторонами. И значит, на ней происходит смена дня и ночи. Только вот ночь длится 2 земных недели, и день примерно столько же. И меняются день и ночь мгновенно, вечера и утра там не бывает.
  3. Если твой земной вес составляет 47 кг, то на лунной поверхности ты будешь весить меньше 8 кг. Так происходит потому, что сила лунного притяжения ниже силы притяжения Земли.
  4. Существует мнение, что на Луне благодаря все той же низкой гравитации можно очень высоко прыгать  - метра на два-три. Но все не так просто. Если оттолкнуться от поверхности спутника то совсем не обязательно, что ты полетишь вверх, можно улететь и назад, и в сторону, и при этом еще и начать крутиться. Бегать тоже не получится.
  5. Если на лунной поверхности оставить свой след, то он не исчезнет еще миллионы лет. Ведь там нет ветра и следы заметать некому.
  6. Когда Нил Армстронг вернулся из своего лунного путешествия, его поместили в специальный изолятор, так как боялись, что он привез на себе неизвестных и опасных лунных микроорганизмов. Но, как оказалось, никаких микроорганизмов не было. На Луне не живет никто, ни люди, ни животные, ни птицы, ни даже микробы. Она необитаема.
  7. Наш неизменный космический спутник постепенно отдаляется от нас, примерно на 3-4 см в год. Это отдаление прекратится примерно через 50 миллиардов лет.
  8. Само слово Луна происходит от старославянского слова «luna» что означает «светлая».
  9. На Луне американские астронавты оставили своеобразный памятник погибшим космонавтам. Это алюминиевая фигурка человека в скафандре и табличка с написанными на ней именами космонавтов. Есть на табличке и имя Юрия Гагарина.
  10. С Земли лунный и солнечный диски кажутся одинакового размера. Но это не так. Луна в 400 раз меньше Солнца, но находится она в 400 раз ближе к нам.

Желаю вам успехов в учебе!

Евгения Климкович.

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 4
  • мария
    24.12.2017 | 06:29

Спосибо вам огромное мая даченьк получила две оценки5 и 5 я долго искала этот сайт и вот нашла этот сайт самый лутший вовсём энтэрнете я раскожу о вашом сайте всем моим знокомым я очень блогодарна вам!!! Больших вам успехов в работе и в симе !!!!!!!!! :p

• Евгения
      24.12.2017 | 22:50

Мария) Спасибо вам!!!!! Только ради одного вашего отзыва стоило заводить этот блог) Спасибо! С Наступающим вас! Счастья, здоровья, успехов во всем!

• Климент
    27.01.2024 | 20:17

Честно говоря, всегда думал, что на Луне кроме кратеров и пыли ничего нету. И вот читаю, что там полно секретов и загадок, удивительно прям. Дети спрашивают, а я им объяснить не могу, такие дела)) Надо будет еще почитать на досуге.

• Фридрих
    28.02.2024 | 13:19

Интересно, какие еще секреты Луна может скрывать под своей поверхностью? Ведь каждое новое открытие вроде только добавляет загадок, а ведь насчет жизни там мы даже и не мечтали раньше. Как думаете, стоит ли организовывать новые экспедиции для более глубокого изучения?