Здравствуйте, друзья!
Блог «ШколаЛа» желает вам доброго времени суток.
Сегодняшняя статья написана с целью помочь вам в подготовке одной из многочисленных проектных работ, которыми озадачены дети в начальной школе. Сегодня будем придумывать, разрабатывать и мастерить проект «Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
Данный проект задают на уроке математики в самом конце 1 класса детям, учащимся по программе «Школа России». Причем, задают на лето, чтобы детки не скучали и сильно не расслаблялись. Проект относится к разделу «Математика вокруг нас».
К счастью, он довольно интересный и красочный, ну и полезный, конечно. Помогает не забыть за каникулы такие понятия как: форма, цвет, размер, геометрические фигуры.
В конце статьи вас ждет образец выполнения этого проекта, ну а для начала заглянем в учебник математики, чтобы понять, что же от нас требуется.
Из учебника математики
Нас интересует 98 страница второй части учебника математики Моро. Вот что там написано.
Что ж, весна пришла, цветочки расцвели! Отлично! А что от нас-то требуется? Пока не понятно. Читаем учебник дальше.
Уже лучше. Оказывается, проект должен быть не просто про какие-то там формы, размеры, цвета, узоры и орнаменты, а конкретно про цветники. И конечной материальной целью проекта является готовый альбом с фотографиями, рисунками или чертежами цветников, которые вы найдете в своем или любом другом городе. Но не так все просто.
Далее учебник предлагает нам более конкретные задания.
Первое.
Проще говоря, нужно поставить себе цель и подготовить план работы. Это вообще самые первые шаги, выполняемые при разработке любого проекта.
Второе.
Отправляемся на прогулку, смотрим по сторонам, обращаем особое внимание на попадающиеся на пути цветники. Особо понравившиеся рассматриваем, чертим, фотографируем или зарисовываем. Да еще и проводим определенный анализ увиденного, пытаясь выявить определенные закономерности.
О как! Но это только на словах все сложно. На самом деле проще простого и очень интересно. Чуть позже увидим все на примерах.
Третье.
Все рисунки и чертежи бережно храним, чтобы потом можно было представить их классу. Думаю, что здесь будут уместны не только чертежи и рисунки, но и фотографии, ведь не зря чуть раньше в задании нам предлагалось цветники сфотографировать.
Четвертое.
Вот и до альбома добрались. Получается, что именно в него нам нужно поместить фотки или рисунки (чертежи) цветников, которые мы повстречали на прогулке. Но это еще не все, иначе было бы слишком просто. Составители учебника предлагают нам еще и творческую задачу — спроектировать цветники, которые могли бы украсить школьный двор, причем разных форм. Отличное задание!
Ну что приступим?
Ставим цель
Постановка цели — это очень важно. Не только для детей, но и для взрослых. Важно знать, не только что ты делаешь, но и то, зачем ты это делаешь. Кроме того, постановка цели позволяет в конце работы оценить свой результат. То есть, определить, поставленная цель достигнута или нет.
В данной работе целей может быть несколько. Они могут быть как материальными, так и нематериальными.
Нематериальные цели работы могут быть такими: узнать больше о цветниках, о клумбах, о цветах, которые растут на цветниках, о возможных способах расположения различных цветов на клумбах.
Еще одна нематериальная цель — разработка проектов клумб для пришкольного участка.
А материальной целью как раз является — изготовление альбома. То есть, альбом — это та самая материальная вещь, которую мы создадим, чтобы оформить результаты своей работы.
Хотя, не совсем так. Альбом предложено сделать в задании. И можно именно так и поступить. Взять обычный небольшой альбомчик, вклеить туда фотографии цветников существующих, а потом проекты собственных школьных клумб. И все. Но мы решили поступить по-другому.
Мы позволим себе отойти немного от задания и сделаем не альбом, а самый настоящий лэпбук. Думаю, учитель против не будет, ведь получится намного содержательней, красивее и креативнее. Да и делать лэпбуки намного интереснее, чем альбомы.
Итак, наши окончательные цели будут выглядеть так:
- Узнать больше о цветниках и клумбах.
- Узнать о вариантах расположения на цветниках и клумбах различных цветов.
- Создать четыре проекта пришкольных цветников.
- Оформить работу в виде лэпбука.
Вот такие 4 пункта.
Цели поставлены, теперь нужно работу спланировать.
Составляем план
Всю работу, которую необходимо проделать, чтобы достичь поставленных целей, нужно разделить на маленькие кусочки. Это как торт кушать, целиком даже самый вкусный тортик в рот не поместится, а вот если его на кусочки разрезать, тогда запросто.
Итак, какие же будет кусочки? Что важно учесть при разработке плана? Важно показать, что мы отнеслись к работе серьезно, что многое узнали.
Давайте представим вам наш готовый план действий, а потом уже разберемся с каждым пунктом подробнее.
- Найти в толковом словаре значение слов: цветник, клумба, узор, орнамент.
- Найти красивые цветники и клумбы, сфотографировать их.
- Сделать чертежи найденных цветников и проанализировать их.
- Найти в интернете примеры узоров и орнаментов, состоящих из геометрических фигур.
- Подобрать красивые сочетаниях цветов.
- Подобрать цветы различных оттенков для проектирования пришкольной клумбы.
- Создать проекты-чертежи пришкольных цветников четырех различных форм.
- Оформить проект в виде лэпбука.
Получился план из 8-ми пунктов.
Теперь давайте на каждом подробнее остановимся.
Вспоминаем тему проекта: «Цветники: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». Для начала можно определиться с тем, что такое цветник, чем он отличается от клумбы, что такое узор, а что такое орнамент. Для этого нужно будет вместе с ребенком заглянуть в толковый словарь. Мы выбрали вот такие толкования данных слов.
После того, как определились со значением трудных слов, можно отправляться на фотоохоту. Гуляем, ищем городские (сельские) цветники, фотографируем их или зарисовываем.
Кстати, если в вашем городе с цветниками не густо, то в качестве отличного источника информации выступит и всемирная паутина. Насколько я знаю, в настоящее время школа к поиску информации в интернете относится вполне лояльно.
Мы фотки нашли в интернете, подобрали такие, к которым будет проще сделать чертежи и проанализировать.
Ура! Фотографии (рисунки) на руках. Теперь приступаем к их анализу, как и просили нас составители учебника. Чтобы было проще искать закономерности в расположении цветов на клумбах, делаем к каждой фотографии (рисунку) еще и чертеж. Так будет хорошо видно, какие именно цветовые или геометрические решения применили авторы цветничков.
Вот наглядный пример. Из такой фотки:
Получился вот такой чертеж.
По чертежу делаем анализ. Мы заметили следующие закономерности в представленном выше цветнике:
- Цветник имеет форму круга.
- Размер цветника маленький, всего несколько шагов в диаметре.
- В данном цветнике использованы цветы различных оттенков: бледно-зелёные, светло-желтые, бордовые, сиреневые, красные, ярко-зелёные и ярко-жёлтые. Цвета сменяют друг друга.
- Цветы расположены на цветнике кругами. Всего получается восемь разноцветных кругов. Другие геометрические фигуры в дизайне не применялись.
С готовыми цветниками разобрались, теперь будем свои пришкольные клумбы придумывать.
Для этого сначала давайте вообще посмотрим, какие узоры и орнаменты из геометрических фигур бывают, а заодно поможем ребенку вспомнить, что такое треугольник, круг, квадрат и т.д. Множество примеров с узорами и орнаментами можно найти в интернете.
Мы, к примеру, нашли вот такие.
Также, для того чтобы придумать свой цветник, необходимо определиться с цветовой гаммой. Нужно решить, будет ли цветник монохромным (практически одноцветным) или разноцветным. Нужно выбрать любимые цвета и посмотреть, как они будут сочетаться друг с другом. Для этого мы придумали вот такой волшебный цветной круг.
Каждый из кружочков вращается, поэтому есть возможность выбрать понравившееся сочетание. Этот волшебный круг мы потом прицепим в наш лэпбук.
А еще необходимо подобрать цветущие растения, которые помогут соблюсти выбранную нами цветовую гамму. Сразу оговоримся, подбирая цветочки для нашей воображаемой клумбы, мы не будем сильно углубляться, не будем учитывать время и срок их цветения, а также соседские отношения растений на клумбе. Подбирать будем только по цветовой гамме.
Например, если нам нужен красный цвет, то мы можем использовать: бегонию, флокс, антирринум. И так к каждому цвету подберем по три варианта цветочков. В готовой работе выглядеть это будет примерно так.
Ну вот, мы уже и готовы к цветочно-клумбовому проектированию. Следующий пункт плана — разработка проектов пришкольных клумб в четырех вариантах. Наши придуманные клумбы будут четырех форм:
- круглая;
- квадратная;
- треугольная;
- шестиугольная.
Чертить можно на компьютере, если владеете специальными программами, или просто от руки.
Мы делали чертежи в программе «Канва», а потом раскрашивали их фломастерами, но лучше было взять цветные карандаши, так как фломастеры все-таки просвечивают через бумагу. Вот что у нас получилось.
Круглая клумба.
Квадратная клумба.
Треугольная клумба.
Шестиугольная клумба.
И последний пункт плана — оформление лэпбука.
Об этом речь пойдет в следующей главе.
Оформляем лэпбук
У нас в результате получился вот такой замечательный лэпбук.
Для тех, кто не знает, что такое лэпбук, сообщаем, это такая папка, содержащая информацию на определенную тему. Обычно информация размещается в конвертиках, маленьких книжечках, сверточках, складышах, которые вклеиваются в папку.
Вот так лэпбук выглядит в раскрытом виде.
Закрытый лэпбук размером с лист формата А4. А в раскрытом виде он еще имеет две боковинки, которые размером с лист формата А4 разрезанный пополам. Небольшая, в общем-то, папка, но очень информативная.
На лицевой стороне одной из боковых створок папки мы разместили следующую информацию:
- название проекта;
- имя автора проекта;
- картинку с красивым цветником.
На лицевой стороне другой створки приклеены два конвертика: на одном написано «Цели и план работы», на втором «Я благодарю». В каждом конвертике лежат соответствующие названию бумажки.
Вот поближе конвертик «Цели и план работы».
А вот конверт «Я благодарю».
Кроме того, на этой же лицевой створке расположена «раскрывашка» «толковый словарик».
Открываем «дверцы» и видим слова и их значения, которые мы выписали из толкового словаря.
Теперь посмотрим, что у лэпбука внутри. Откроем его.
На левой створке поселились три книжки-малышки. Именно здесь находятся фотографии цветников, чертежи к фотографиям и анализ чертежа.
Каждая книжка — отдельный цветник. Вот одна из них в закрытом виде.
И в открытом.
На правой створке сверху мы разместили кармашек «Варианты узоров из геометрических фигур».
В кармане 4 двусторонние карточки с разными узорами, которые мы отыскали в интернете.
Под кармашком с узорами находится то самое волшебное цветное колесо, вращая части которого можно выбрать подходящую цветовую гамму для нашей воображаемой клумбы. Состоит колесо из четырех отдельных кругов.
Колесо прикреплено с помощью прочной нитки и пуговицы.
Под колесом еще один раздел называемый «Цветы и цвета».
Это четыре квадратных листочка, каждый из которых свернут в 4 раза и приклеен к лэпбуку. Давайте развернем одни из них, к примеру, «голубой».
Ну а центральную часть лэпбука занимают проекты придуманных цветников. Всего четыре чертежа. На каждом наклеена своя геометрическая фигурка, которая указывает, цветник какой формы изображен на чертеже.
Каждый чертеж свернут в 4 раза и приклеен к центральной части лэпбука. Каждый можно развернуть и посмотреть.
Можно ставить точку. Вернее восклицательный знак! Работа окончена, цели достигнуты. Осталось только представить лэпбук учителю и всему классу.
Маленькая хитрость. Небольшую шпаргалку, по которой ребенок будет защищать работу, можно приклеить на заднюю стенку лэпбука.
Будем рады, если наша творческая разработка поможет вам создать свой уникальный проект по теме «Цветники: размер, форма, цвет. Узоры и орнаменты».
Кстати, на блоге уже живут и другие «проектно-математические» статьи:
На сегодня все. До новых интересных встреч!
Творческая команда блога «ШколаЛа».
Спасибо за подробную статью) А лэпбук вместо альбома — это просто бомба! Попробуем сделать такой же, будем удивлять учителя)
Спасибо за статейку, полезно для проекта первоклашек. Может быть добавить бы часть про историю узоров и орнаментов, какие народы че придумали, детям интересно же откуда все взялось. И еще примеры заданий для детей были бы к месту, чтоб сразу можно было практиковать.
Классная статья, помогла мне с идеей для проекта моего малыша. Мы с сыном решили сделать коллаж из разных тканей, он так увлекся, что теперь у нас дома везде кусочки ткани с узорами, и каждый день он приносит новые, из школы или даже с улицы, недавно принес красивый осенний лист, говорит это тоже узор, ну и правда же.