Кейс-задача
Представьте, что вы педагог. В школу в ваш класс пришел новый ученик Сергей. Из беседы с ним Вы узнали следующее.
Сергей самостоятельно научился читать и писать еще до поступления в школу, из-за этого ему было скучно в первые годы учебы, он осваивал материал гораздо быстрее, чем его одноклассники и выдавал по несколько вариантов решения проблем, которые ставили педагоги. Не испытывая особого интереса на уроках, Сергей увлекся рисованием, музыкой. Рисунки Сергея получали призовые места на конкурсах, а в музыке он получил приз «Лучший молодой скрипач города».
В возрасте 11 лет родители Сергея развелись. Вскоре Сергей был вынужден прекратить занятия в художественной и музыкальной школах, часто пропускал школу из-за необходимости сидеть с младшим братом. Учеба давалось ему легко, но систематически заниматься не было времени. Он увлекся компьютерными играми и компьютерной графикой, самостоятельно освоил графические программы. Когда семья Сергея получила новое жилье, ему пришлось перевестись в другую школу.
В новой школе отношения с одноклассниками не сложились. Коллектив учеников сразу начал относится к нему негативно к новенькому «выскочке», не забывая списывать у него на контрольных работах. Вскоре Сергей начал пропускать уроки из-за внезапно развившейся астмы. Из-за этого он отстал от школьной программы, снизилась успеваемость. После очередных насмешек одноклассников Сергей взломал аккаунт одного из них и разместил на его странице отредактированные с помощью фотошопа фотографии. Вскоре после этого последовал другой одноклассник, затем учительница русского языка, поставившая тройку за сочинение. На Сергея посыпались замечания учителей, вызовы к директору, угрозы исключения из школы.
Сергей замкнут, смотрит исподлобья как загнанный зверь, на вопросы и претензии отвечает резко, не чувствуя за собой вины.
Вопросы и задания к кейсу:
1. Как Вы поможете раскрыть потенциал качеств и способностей Сергея? Как при этом будут учтены цели и задачи школы и самостоятельность Сергея?
2. Как Вы сможете организовать работу с Сергеем, чтобы он вместе с Вами и самостоятельно продуктивно анализировал результаты своей деятельности, понимая, чего он достиг, какие новые задачи его ждут? Предложите варианты формирования у него навыков анализа и рефлексии собственной деятельности?
3. Как Вы сможете помощь открыть для Сергея его сильные стороны и его зоны роста?
4. Какие ваши действия как педагога помогут Сергею выстраивать дружеские взаимоотношения с одноклассниками и найти взаимопонимание с учителями?
Предложите Ваше наставническое решение.
Для раскрытия потенциала Сергея я бы предложил следующее:
Предоставить ему дополнительные задания, которые бы расширяли его знания и способности в области рисунка, музыки и компьютерной графики. Такие задания могут быть как индивидуальными, так и групповыми.Дать ему возможность поделиться своими знаниями и умениями со своими одноклассниками. Например, можно предложить ему проводить демонстрационные занятия по рисованию или компьютерной графике.Следить за тем, чтобы Сергей не отставал от программы по основным предметам. Для этого можно предложить ему дополнительные задания по основным предметам, которые бы учитывали его скорость усвоения материала и интересы.Предоставить Сергею возможность самостоятельно выбирать задания, которые ему интересны и которые он хотел бы выполнить. Это поможет ему сохранить мотивацию и интерес к учебе.Для организации работы с Сергеем, которая бы помогала ему продуктивно анализировать результаты своей деятельности, я бы предложил следующее:
Проводить регулярные беседы с Сергеем, на которых мы бы обсуждали его достижения и прогресс в учебе и творчестве.Вести журнал достижений, в котором Сергей мог бы записывать свои успехи и достижения по разным направлениям.Проводить регулярные самооценки, в которых Сергей мог бы анализировать свои успехи и неудачи, определять свои сильные и слабые стороны и планировать дальнейшие шаги.Задавать Сергею вопросы, которые помогут ему развивать навыки анализа и рефлексии. Например, мы можем обсуждать, что ему удалось сделать хорошо, что можно было сделать лучше, и какими способами можно улучшить результаты в будущем.Для открытия для Сергея его сильных сторон и зон роста я бы предложил следующее:
Проводить регулярные беседы с Сергеем, на которых мы бы обсуждали его интересы, увлечения и цели в жизни.Поощрять Сергея в его творческих начинаниях и помогать ему находить новые пути развития своих способностей.Предоставлять Сергею разнообразные задания, которые бы позволяли ему проявлять свои сильные стороны и развивать зоны роста.Поощрять Сергея к самоанализу и рефлексии своей деятельности, чтобы он мог осознать свои сильные и слабые стороны.Для помощи Сергею в выстраивании дружеских взаимоотношений с одноклассниками и нахождении взаимопонимания с учителями я бы предложил следующее:
Обсудить с Сергеем проблемы, с которыми он сталкивается в школе, и предложить ему стратегии по преодолению этих проблем. Мы можем обсудить, как он может улучшить свое общение с одноклассниками и учителями, и какие действия могут помочь ему решить эти проблемы.Помочь Сергею наладить контакт с одноклассниками. Мы можем предложить ему принять участие в различных внеклассных мероприятиях, где он сможет познакомиться с другими учениками и найти общие интересы.Дать Сергею возможность проявить свои способности и таланты в классе. Например, мы можем предложить ему провести демонстрационное занятие по рисованию или компьютерной графике, чтобы другие ученики могли увидеть его таланты и заинтересоваться общением с ним.Помочь Сергею наладить взаимодействие с учителями. Мы можем предложить ему провести индивидуальную беседу с учителем, чтобы обсудить его успехи и проблемы в учебе, и найти способы повышения его успеваемости.