1. С позиции оценивания учащихся на уроках музыки прокомментируйте комплекс общепедагогических требований:…
1. С позиции оценивания учащихся на уроках музыки прокомментируйте комплекс общепедагогических требований:
«- Оценка не пугало, а награда. Она должна стимулировать учебную деятельность ученика, а не наказывать за нее. Ученик должен иметь право на ошибку.
— Процесс оценивания должен быть основан на динамике позитивных изменений результатов учебной деятельности учащегося, а не на количестве сделанных им ошибок.
— Успешность учебной деятельности ученика должна напрямую зависеть от тех усилий, которые он затрачивает для достижения цели в ходе учебной деятельности. Отсутствие таких усилий влечет за собой и отсутствие оценок.
— Оценка должна быть ориентирована на развитие у ученика навыков самооценивания и самоанализа. Прежде всего, необходимо научить ребенка самому оценивать результаты своего труда. Следовательно, необходимо развивать у ребенка умение анализировать и сопоставлять.
— Оценка должна учитывать возрастные особенности детского восприятия и ориентироваться на приоритетную для данного возраста шкалу ценностей».
2. На уроке музыки наряду с индивидуальной формой оценки бытует оценка коллективная. Как вы считаете, в чем позитивность коллективной формы оценки вокально-хоровой деятельности учащихся или игры на музыкальных инструментах на уроках музыки?
3. Прокомментируйте предлагаемую педагогическую ситуацию: «Иногда ребенок и слова не скажет до конца года. Его расшевелить, его привлечь к музыке — нет задачи важней. У меня один такой ученик молчал, молчал и вдруг заговорил. Он заявил, что «Песню о школе», которую мы повторяли в конце первого класса, сочинил.Бетховен. С точки зрения норм оценок я, наверное, должна была поставить ему если уж не единицу, то двойку. Но я готова была его расцеловать: проснулся ведь, заговорил! Да и такую уж ли глупость он сказал? Давайте разберемся. Я спросила:
— Почему ты думаешь, что эту песню написал Бетховен?
— Потому что Бетховен — хороший композитор.
Значит, не прошли мимо этого ученика, как мне порой казалось, все наши уроки. Посмотрите, сколько знаний кроется за его первым самостоятельным ответом. Во-первых, мальчик уже знает, что музыку сочиняют композиторы. Во-вторых, мальчик знает, что есть композитор Бетховен; в-третьих, что Бетховен — хороший композитор; в-четвертых, он сумел оценить достоинства «Песни о школе» Д Кабалевского. Ну а то, что восьмилетний ребенок еще не силен в истории и произвольно сдвигает столетия, — это не беда. В конце концов, живи Бетховен сегодня, почему бы ему и не написать песню о школе.
Так что не надо спешить осуждать неправильный ответ ребенка, тем более ставить ему низкую отметку».
4. Прокомментируйте предлагаемую педагогическую позицию: «Однажды ко мне пришла бабушка одного второклассника выяснить, почему он в четверти получил «четыре», а не «пять»: он же так много знает, учится в музыкальной школе. Беседовав втроем. Спрашиваю:
— Костя, за что ты получил отметку?
— Я пропустил целый месяц и неточно определил интонации
в сказке «Петя и волк».
— Но ведь ты рассказывал дома об интонациях, в которых слышится характер Пети, дедушки, волка, кошки, — не унимается бабушка. — Вот видите, чему Костя выучился в музыкальной школе.
— Бабушка, это не в музыкальной, а здесь, в этой школе.
И я поняла, что ошиблась: Косте следовало поставить «пять», раз он так убедил бабушку.
Для раскрытия потенциала Сергея я бы предложил следующее:
Предоставить ему дополнительные задания, которые бы расширяли его знания и способности в области рисунка, музыки и компьютерной графики. Такие задания могут быть как индивидуальными, так и групповыми.Дать ему возможность поделиться своими знаниями и умениями со своими одноклассниками. Например, можно предложить ему проводить демонстрационные занятия по рисованию или компьютерной графике.Следить за тем, чтобы Сергей не отставал от программы по основным предметам. Для этого можно предложить ему дополнительные задания по основным предметам, которые бы учитывали его скорость усвоения материала и интересы.Предоставить Сергею возможность самостоятельно выбирать задания, которые ему интересны и которые он хотел бы выполнить. Это поможет ему сохранить мотивацию и интерес к учебе.Для организации работы с Сергеем, которая бы помогала ему продуктивно анализировать результаты своей деятельности, я бы предложил следующее:
Проводить регулярные беседы с Сергеем, на которых мы бы обсуждали его достижения и прогресс в учебе и творчестве.Вести журнал достижений, в котором Сергей мог бы записывать свои успехи и достижения по разным направлениям.Проводить регулярные самооценки, в которых Сергей мог бы анализировать свои успехи и неудачи, определять свои сильные и слабые стороны и планировать дальнейшие шаги.Задавать Сергею вопросы, которые помогут ему развивать навыки анализа и рефлексии. Например, мы можем обсуждать, что ему удалось сделать хорошо, что можно было сделать лучше, и какими способами можно улучшить результаты в будущем.Для открытия для Сергея его сильных сторон и зон роста я бы предложил следующее:
Проводить регулярные беседы с Сергеем, на которых мы бы обсуждали его интересы, увлечения и цели в жизни.Поощрять Сергея в его творческих начинаниях и помогать ему находить новые пути развития своих способностей.Предоставлять Сергею разнообразные задания, которые бы позволяли ему проявлять свои сильные стороны и развивать зоны роста.Поощрять Сергея к самоанализу и рефлексии своей деятельности, чтобы он мог осознать свои сильные и слабые стороны.Для помощи Сергею в выстраивании дружеских взаимоотношений с одноклассниками и нахождении взаимопонимания с учителями я бы предложил следующее:
Обсудить с Сергеем проблемы, с которыми он сталкивается в школе, и предложить ему стратегии по преодолению этих проблем. Мы можем обсудить, как он может улучшить свое общение с одноклассниками и учителями, и какие действия могут помочь ему решить эти проблемы.Помочь Сергею наладить контакт с одноклассниками. Мы можем предложить ему принять участие в различных внеклассных мероприятиях, где он сможет познакомиться с другими учениками и найти общие интересы.Дать Сергею возможность проявить свои способности и таланты в классе. Например, мы можем предложить ему провести демонстрационное занятие по рисованию или компьютерной графике, чтобы другие ученики могли увидеть его таланты и заинтересоваться общением с ним.Помочь Сергею наладить взаимодействие с учителями. Мы можем предложить ему провести индивидуальную беседу с учителем, чтобы обсудить его успехи и проблемы в учебе, и найти способы повышения его успеваемости.