Суммативное оценивание за раздел «Вода – источник жизни»
8 класс 2 вариант
Цель обучения
Ч8.3.3.1 – формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, интерпретации,
П8.4.3.1 – представлять информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график
Критерии оценивания Обучающийся
— Формулирует проблемные вопросы, опираясь на прочитанный текст; разграничивает «толстые» и «тонкие» вопросы…
— Представляет информацию в виде диаграммы Венна, выделяя сходства и различия, понимая главную, второстепенную и детальную информацию.
Уровень мыслительных
навыков
Понимание ,применение
Время выполнения
20 минут
Чтение
Задание 1
Вода – это жизнь. Еще древние греки и римляне этой фразой пытались отразить уникальные свойства этого вещества, без которого невозможно представить себе существование человечества как вида. В любом школьном учебнике написано, что человек на 60-70 % состоит из воды, а значит, постоянно нуждается в ней для восполнения потерь. А они в среднем составляют до четырех литров. Большинство людей понимают, что жидкость мы теряем в основном через почки и кожные покровы посредством работы потовых желез. Однако это не единственные пути потери воды. На самом деле мы теряем ее даже в процессе дыхания. Да-да. Один кубический метр выдыхаемого нами воздуха может содержать до девяти граммов воды. Из всего этого и складываются те самые четыре литра, которые человек должен обязательно пополнить. Но что будет, если живительная влага в организм не поступит? Любой ученый может пояснить, что вода является основой жизни, так как при 20-процентной ее потере в организме произойдут необратимые изменения, выражающиеся нарушением работы большинства жизненно важных органов. Подобные процессы вполне могут привести к смерти. Если же недостаток воды исчисляется всего десятью процентами, то человек будет ощущать слабость и недомогание. Это происходит из-за того, что все процессы, связанные с водообменом в организме, регулирует центральная нервная система через пищевые центры и центры жажды. Как только в организме снижается уровень жидкости, мгновенно меняется состав крови, что приводит к возбуждению центральной нервной системы. Как следствие, человек начинает испытывать чувство жажды. В подобном состоянии можно находиться не более трех суток. За это время обезвоживание приводит к серьезным проблемам, и человек умирает. Для сравнения можно сказать, что без пищи люди могут прожить около месяца.
Вода жизнен¬но необходима не только для человека ,растений, но и жи¬вотных. Для многих животных это среда оби¬тания (как для типичных жителей морей, океанов и пресных водоёмов, так и для водо¬плавающих птиц), и они не испытывают в ней недостатка.
Для подавляющего же большинства назем¬ных представителей фауны потребление необ¬ходимого для их организма количества воды является проблемой.
Большинство обитателей засушливых мест (пустынь, полупустынь, сухих степей) способ¬ны достаточно долго обходиться без воды.
Животные выработали приспособления для регуляции водного баланса. Например, жировые отложения у верблюда в горбах, у грызунов под кожей, у насекомых в жировой ткани позволяют получать воду химическим способом с по¬мощью окисления жира. Густая шерсть верблюда хорошо защищает его от холода и жары, он неприхотлив, пьёт солоноватую и солёную воду, причём за один раз может выпить до 57 литров.
Задание 1
— Опираясь на текст, составьте 2 «толстых» и 2 «тонких вопроса»…
Задание 2
-Заполните диаграмму Венна фактами, на тему: «Роль воды в жизни человека и животных»….
Ответ:
## Диалог на тему «Вода — источник жизни»
**Лия:** Привет, Андрей! Как ты себя чувствуешь сегодня?
**Андрей:** Привет, Лия! Чувствую себя отлично! А ты?
**Лия:** Замечательно! Сегодня такой прекрасный день, я решила прогуляться в парке.
**Андрей:** Это отличная идея! Я тоже люблю гулять в парке, особенно у пруда.
**Лия:** А ты знаешь, что вода — это источник жизни?
**Андрей:** Конечно! Вода играет очень важную роль в жизни человека. Она составляет большую часть нашего тела, участвует во всех обменных процессах, помогает выводить из организма токсины.
**Лия:** Не только для человека, но и для всех живых существ на Земле. Без воды не было бы ни растений, ни животных.
**Андрей:** Да, это верно. Вода — это основа жизни. Она необходима для фотосинтеза, который обеспечивает растения энергией. А животные пьют воду, чтобы утолить жажду и поддерживать жизнедеятельность.
**Лия:** К сожалению, многие люди не бережно относятся к воде. Они засоряют водоемы, тратят ее впустую.
**Андрей:** Это большая проблема. Мы должны беречь воду, ведь она бесценна. Нужно учить детей бережному отношению к воде, рассказывать им о ее значении для жизни.
**Лия:** Я полностью с тобой согласна. Давай каждый из нас сделает все возможное, чтобы сохранить этот бесценный ресурс.
**Андрей:** Да, вместе мы можем сделать многое!
**Лия:** А знаешь, что сегодня Всемирный день водных ресурсов?
**Андрей:** Нет, не знал! Это очень важное событие.
**Лия:** Да, это прекрасная возможность еще раз напомнить людям о важности воды и необходимости ее беречь.
**Андрей:** Я думаю, что каждый человек должен знать о значении воды и бережно к ней относиться.
**Лия:** Я с тобой согласна. Вода — это источник жизни, и мы должны заботиться о ней.