ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ. 2019–2020 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5–6 КЛАССЫ
1. (2 балла) Выберите все правильные ответы.
Экология – это наука, объектами которой являются
а) клетки в) сообщества д) молекулы б) популяции г) экосистемы е) биосфера
2. (2 балла) Выберите все правильные ответы.
Есть мнение, что название птицы «воробей» происходит от слов «Вора бей!». Крупные стаи этих птиц способны наносить большой урон урожаю зерновых растений, так как основная пища воробьёв – семена растений, в том числе, и культурных. Известно, что практически полное уничтожение воробьёв в Китае в середине 20 века привело к неурожаям в последующие годы. Какая связь между историей о борьбе с воробьями и утверждениями, приведёнными ниже?
а) Воробьи перестали удобрять своим помётом поля.
б) Воробьи выкармливают птенцов насекомыми.
в) В диету взрослых воробьёв входят не только семена, но и насекомые.
г) При попытках уничтожить воробьёв китайские крестьяне распугали и насекомоядных птиц и, тем самым, снизили их численность.
д) Воробьи едят семена сорных растений, которые заполонили поля, после уничтожения воробьёв.
е) Воробьи садятся на соцветия и, потряхивая их, способствуют лучшему опылению злаков.
3. (2 балла) Внимательно рассмотрите картинки и выберите все правильные ответы:
При прогулке на пляже были найдены раковины с отверстиями.
а) На раковинах виден след от нападения хищника.
б) Эти отверстия образовались случайно.
в) Эти отверстия просверлены человеком для дальнейшего использования. г) Это место проникновения сверлящего паразитического червя.
д) Эти отверстия мог сделать молодой моллюск рапана.
е) Отверстия образовались в результате дефицита кальция в морской воде.
1
Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2019–2020 уч. г. Школьный этап. 5–6 классы
4. (3 балла) Выберите правильный ответ и обоснуйте его.
Обычно в жизненном цикле насекомых преобладает личиночная стадия. Еёпродолжительность может сильно отличаться у разных видов: от двух недель, как у вшей, до 17 лет, как у семнадцатилетней цикады. Предположите, у каких насекомых наиболее короткий цикл, и объясните, почему:
а) виды бабочек, личинки которых поедают листья растений
б) виды плодовых мушек дрозофил, личинки которых массово развиваются в переспелых и гниющих плодах
в) жуки-древоточцы, личинки которых питаются древесиной
г) подёнки, их водные личинки которых питаются гниющими растительными останками
Ответ: Обоснование:
5. (3 балла) Верно ли данное утверждение? Обоснуйте его правильность/ неправильность.
Самая плодородная почва в России – это чернозём.
Ответ: утверждение верное / утверждение неверное (обвести). Обоснование:
6. (2 балла) Выберите все правильные ответы.
Рассматривая границы биосферы, можно сказать, что в её состав входят:
а) гидросфера в) тропосфера д) мантия
б) ионосфера г) мезосфера е) часть стратосферы
2
Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2019–2020 уч. г. Школьный этап. 5–6 классы
7. (2 балла) Верно ли данное утверждение? Обоснуйте его правильность/ неправильность.
Под биологическим разнообразием понимают разнообразие всех форм и проявлений жизни на Земле: от разнообразия генов до разнообразия экосистем.
Ответ: утверждение верное / утверждение неверное (обвести). Обоснование:
8. (2 балла) Верно ли данное утверждение? Обоснуйте его правильность/ неправильность.
Причиной исчезновения стеллеровой, или морской, коровы явилось изменение человеком мест её обитания.
Ответ: утверждение верное / утверждение неверное (обвести) Обоснование:
9. (2 балла) Выберите все правильные ответы.
Шум относится к физическому типу загрязнения окружающей среды и может при длительном воздействии приводить к различным негативным последствиям для живых организмов, в том числе и для здоровья человека. Выберите все негативные проявления, возникающие под воздействием шума.
а) возрастание нервозности б) нарушение обоняния
в) головная боль
г) нарушение осязания
д) нарушение гнездования птиц е) ослабление слуха
10. (3 балла) Выберите все правильные ответы.
Выберите из списка пункты, относящиеся к опасным отходам:
а) батарейки
б) люминесцентные лампочки в) дроблёный кирпич
г) алюминиевая банка д) картон
е) автомобильные шины
3
Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2019–2020 уч. г. Школьный этап. 5–6 классы
11. (4 балла) Обоснуйте правильность/неправильность данного утверждения.
Торфяной пожар – это сложный и опасный вид пожара, который очень трудно потушить.
Ответ: утверждение верное / утверждение неверное (обвести). Обоснование:
12. (2 балла) Выберите самый полный правильный ответ и обоснуйте его.
Человек – это существо .
а) общественное б) биосоциальное
Ответ: Обоснование:
в) историческое г) антропогенное
Ответ:
1)Подземный ярус леса-корни деревьев и кустарников
Лесная подстилка-опавшие листья, ветки, остатки плодов и т.д
Моховой ярус-мхи, лишайники
Травяной ярус-травы, ягодные кустарники
Подлесок-кустарники и низкорослые деревья
Полог леса (древостой)-крона высоких деревьев.
В тропических лесах выделяют ярус крон особо высоких деревьев, возвышающийся над пологом.
2)Главным образом от видового богатства составляющих его видов растений и от возраста данного биоценоза. Биоразнообразие, в свою очередь, зависит от большого количества факторов: географического положения, почвенно-климатических условий, антропогенного прессинга и т. д.
3)Так, в кронах деревьев первого и второго ярусов леса живут различные листогрызущие насекомые, насекомоядные птицы (дрозды, иволги, кукушки), мелкие зверьки (белки, сони). Бывают здесь и хищные птицы, например ястреб-перепелятник. Особенно разнообразно население животных нижнего яруса леса. Здесь обитают лоси, зайцы, кабаны, ежи, лесные мыши, волки, лисицы и другие звери.
4)Животные способны создавать благоприятную среду для растений. Муравьи, дождевые черви и мелкие зверьки регулярно обогащают почву органич. веществами, разрыхляют ее. Cквозь отверстия, оставленные насекомыми и грызунами в почве, вода беспрепятственно попадает к корням растений, питая их.
Животные опыляют лесные растения, это способствует образованию семян и плодов.
Звери и птицы распространяют семена. Их привлекают прежде всего сочные плоды, которые служат хорошим кормом. Поедая плоды, звери и птицы становятся переносчиками семян.
Звери поедают растения. Белка поедает почки ели, это вызывает опадение живых еловых веточек. Лось поедает побеги сосны, это приводит к гибели растения. Гусеницы — опаснейшие вредители леса.
5)Древесный ярус:
шишки — белка — лисица — человек.
Кустарниковый ярус:
Ягоды малины — травоядная птица — змея — сова.
Травяной ярус:
Трава — кузнечик — жаба — журавль
Почвенный ярус:
опавшие листья — черви — бактерии
6)Ярусы — достаточно чётко отграниченные горизонты концентрации деятельных органов растений. Подстилка- слой органических остатков на поверхности почвы в лесу. В нее входят опавшие листья, ветки, цветы, плоды, кора, остатки растений, личинки, оболочки куколок.
Обитатели- ежи и другие животные, ведущие наземный образ жизни.
7)Лес играет в жизни человека и человечества тройную роль. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы (средообразующая, или экологическая роль леса). С другой стороны, лес — источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в обозримом будущем — древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других (экономическая, или ресурсная роль леса)
8)Сосновый бор — сосновый лес, произрастающий в сухих местах. Под словом «бор» обычно понимается именно сосновый бор.
Объяснение: