Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−14.
Текст 2
(1)Украшению полотенец в русской деревне всегда придавали особое значение. (2)Узоры эти поражают гармонической красотой. (3)Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, раскинувшимся по серебристому льну. (4)Сколько вкуса, умения, труда!
(5)Конечно, украшали полотенца так щедро не случайно. (6)В старину эта
незамысловатая вещица сопровождала человека, отмечая главные моменты его судьбы. (7)Особым полотенцем отирали новорождённого. (8)На свадьбе жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем – объединяли в крепкую семью. (9)И в будни полотенца всегда были рядом. (10)«Рукотёры» со скромным узором висели у рукомойника, а вымоешь лицо – подадут «утиральник». (11)Самыми же нарядными украшали избу: вешали в «красный» угол на образа, на зеркала и просто вдоль стен на крючки.
(12)Делали так не только для красоты: по старинному поверью, узоры на полотенцах несли в себе силу добра, оберегали от всякого зла. (13)Фон на тканях мастерицы называли «землёй», льняной холст олицетворял Мать Сыру Землю. (14)На «земле» рдеет, буквально горит яркими нитями вышитый орнамент. (15)Это образ огня, сходящего на равнину земли и дающего ей жизнь. (16)Древняя славянская легенда рассказывает, что всё на свете начало жить после того, как в земле загорелся огонь. (17)А знаете, когда именно мастерицы-ткачихи изготовляли полотенца? (18)Оказывается, для этого было строго определённое время: весной, до начала полевых работ. (19)Создавая свои огненные узоры, крестьянки как бы просили солнышко светить жарче и скорее прогнать стужу, чтобы земля родила на радость людям богатые плоды. (20)Вот какие тайны хранят узоры старинных полотенец.
(По Г. Дурасову)
9. Определите и запишите основную мысль текста.
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Почему, по мнению автора текста, ткачихи изготавливали полотенца именно весной, до начала полевых работ?
12. Определите и запишите лексическое значение слова «несли» из предложения 12. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
13. Определите стилистическую окраску слова «незамысловатая» из предложения 6, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
14. Объясните и запишите значение фразеологизма как в воду глядел. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого
фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Деревянное золото — это Хохлома. Было такое торговое село на Руси. Там продавали расписную посуду : ложки, тарелки. По золотистому фону работали черными, красными красками. Лепесточки рисовали зеленым.Этому есть объяснение. Говорят, что от царя сбежал художник по дереву в дальние леса. Пришли за ним посланцы царя, но ничего , кроме алого огня , распластавшегося по черной земле, не увидели.
Узоры обычно наносили кисточкой, сначала( для пробы) по стеклу. Иногда использовали трафарет из фетра при печатании .Доводили до блеска с помощью палочки, обмотанной овечьей шерстью. Хохломская роспись делается таким образом, что дерева не видно, а блеск — металлический. Мастера включали олово в состав краски, а не серебро . Вот и получался такой эффект. Потом посуду помещали в горячую печь. Температура при этом была 180 градусов. После закалки посуда уже виделась золотой.
Долго Хохлома радовала глаз, а сейчас почти исчезла. Лишь изредка красивые изделия можно купить на ярмарках и подарить лучшим друзьям.