Русский язык, 4 класс
Друзья — огромный пеликан и маленький котёнок — подружились в заповеднике. Обычно они встречаются после рыбной ловли. Пока пеликан ловит рыбу, котёнок сидит на берегу.
Но вот птица с добычей выбирается на сушу. Раскрывает свой клюв и широко растягивает мешок под ним. Тут котёнок не теряется. Он быстро забирается в клюв и лакомится рыбой.
Однажды к пеликану неожиданно подошёл человек. В это время котёнок сидел у птицы в клюве. Пеликан затолкал котёнка в глоточный мешок, сомкнул клюв и взмыл в воздух.
Птица делала над озером круг за кругом, пока человек не спрятался в кустах. Тогда птица опустилась и раскрыла клюв. На землю важно вышел путешественник-котёнок.
Найдите в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпишите это предложение и подчеркните в нём однородные сказуемые.
Из первого предложения выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков. Укажите количество букв и звуков.
Выпишите из первого абзаца все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложениях. Укажите спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).
В последнем абзаце найдите сложное предложение, выпишите его и подчеркните в нём грамматические основы.
Разберите по составу слова маленький, рыбной, котёнок.
Просклоняйте словосочетания «маленький котёнок» и «рыбная ловля».
1. То ли стрелой, то ли птицей летает барс азиатский.
[То ли (-.-), то ли (-.-) = —].
2. Будто дозорный на башне, ирбис надёжно охраняет, стережет свои владенья.
[|ср.об.|, — (=), (=)].
3. Так сохраним властелина ущелий мы для ранимой и хрупкой земли, чтобы наши потомки снежного барса увидеть могли .
[= — (~) и (~) Хсущ.], (чтобы — =).
4. Он хозяин горных круч, ловец небесных туч.
[— (=), (=)].
если союз пропустил(а):
4. Он хозяин горных круч и ловец небесных туч.
[— (=) и (=)].