Однородные члены предложения. 8 класс
Задание№1. Т е с т о в ы е з а д а н и я
1. Найдите предложения с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены).
а) Кузнечики подняли свою торопливую сухую трескотню.
б) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света.
в) Косые иглы закатного солнца рассекали холодноватый чистый хрусталь весеннего неба.
г) Поезд тащился сквозь оттепельную мартовскую ночь.
2. Найдите предложение с однородными определениями (знаки препинания не расставлены).
а) Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме.
б) Представляете ли вы себе скверный южный городишко?
в) Радостное праздничное лучезарное настроение распирало.
г) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мёртвую дымку.
3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Был жаркий, томительный день.
б) Солнце прорвалось сквозь низкое, декабрьское небо.
в) Таинственная, колдовская сила омута почему-то манила меня.
г) Это был старый, дремучий бор.
Задание №2. Т е с т о в ы е з а д а н и я
1. Найдите предложение, в котором однородные члены связаны соединительными союзами.
а) Далеко гулы повторяют и рёв, и треск, и шум, и гром.
б) Ребёнок был излишне резв, но мил.
в) То садился он на диван, то подходил к окну, то хотел мыслить — безуспешное хотенье.
г) В лиловой мгле покоятся задворки, платформы, брёвна, листья, облака.
2. Противительным союзом является:
а) и б) либо в) то. то г) зато
3. Найдите, в каком примере неправильно поставлена запятая перед союзом и.
а) Он хладнокровно встречал и удачу, и неудачу.
б) Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и подберёзовиков, и подосиновиков.
в) В старом саду дорожки и грядки заросли лопухами,и укропом.
г) В этом возгласе было и восхищение, и благодарность, и любовь.
Задание №3. Т е с т о в ы е з а д а н и я
1. Укажите, в каких примерах не нужна запятая перед союзом да.
а) Отсталый да ленивый всегда позади.
б) Снайпер бьёт редко да метко.
в) Много прочёл да мало учёл.
г) Щи да каша — пища наша.
2. Найдите предложение, в котором однородные члены связаны противительными союзами.
а) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллей.
б) Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина.
в) Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.
г) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости или скуки.
3. Укажите, в каком примере нужны запятые перед союзом и.
а) Смех и песни сливались в нестройную музыку.
б) Снег лежал на крыше и на балконе и на деревьях.
в) Человек всегда найдёт простор, дело и цель для мечтаний.
г) Туча росла и захватывала запад и восток.
Задание №4. Запишите текст. По ходу записи выделяйте грамматические основы, подчеркните однородные члены. Постройте схемы предложений с однородными членами.
(По)настоящему з.мля открылась мне на войне. Сколько перек.пал переел.патил я её за войну! Я рыл окопы, и траншеи, и з.млянки и ходы сообщения и могилы. Я не только рыл землю но и ж.л в ней. Это была моя р.дная земля и она хр.нила и б.регла меня с материнской верностью. Она была мне убеж.щем и постелью столом и родным домом.
Задание №5. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните обобщающие слова и однородные члены предложения как члены предложения.
Музей живой природы
Летом и осенью в лесах Беловежской Пущи вызр.вает бе.числе(н,нн)ое к.личество ягод ч.рники з.мляники брусники клюквы. Тьма грибов боровиков рыжиков подосиновиков подберёзовиков лисичек опёнок встр.чается на каждом шагу.
В Беловежской Пуще живёт на свободе зубр дикий перв.бытный лесной бык. Из крупных хищников встречаются рысь и волк водятся разные птицы глухарь тетерев рябчик куропатка дикая утка чёрный аист журавль а также много других.
Задание №6. Т е с т о в ы е з а д а н и я
1. Укажите слово, которое не может быть в роли обобщающего:
а) растения б) вредители в) одуванчик г) животные
2. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).
а) Ни горы ни ущелья ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
б) Запах черёмухи чувствовался всеми в саду в доме на улице.
в) Всё и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.
г) Бычков Сергеев Корнеенко победители соревнования.
3. Найдите ошибки в постановке знаков препинания:
а) В корзине была дичь: два тетерева и утка.
б) Мастеровые, старики с палками, бабы — всё слилось в одну массу.
в) Небо становилось разноцветным: белёсым, розовым, красным.
г) Всё это — звуки и запахи, тучи и люди было странно красиво и грустно.
1. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
1) Около изб не было видно ни людей, ни деревьев, ни теней.
2) По вечерам мы гуляли либо по берегу залива, либо по бетонной дорожке, тянувшейся по пляжу у заборов выходивших к морю дач.
3) В беспечной юности я знал одни дремучие дубравы, ручьи, пещеры наших скал да дикой бедности забавы.
4) Далёко гулы повторяют и рëв, и треск, и шум, и гром.
5) Жидковатый чай, и хлеб, и масло казались Володе в этот вечер особенно вкусными.
Не поняла, где у тебя пропуски, все запятые проставлены.
2. Союз И соединяет однородные члены в предложениях:
1) Егорушка поплыл к камышу, нырнул и стал шарить около камышовых кореньев.
2) Костёр горел весело, и его огонь казался большим пылающим букетом ярких цветов.
3) Ветер дул с чёрной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя.
4) Лонгрен поехал в город, взял расчёт, простился с товарищами и стал растить маленькую Ассоль.
5) Оба приятеля очень крепко поцеловались, и Манилов увёл своего гостя в комнату.
3. Ошибки допущены в предложениях:
1) Падающий снег начинал засыпать все предметы, и белой пеленой закрывал землю.
Падающий снег начинал засыпать все предметы (!) и белой пеленой закрывал землю.
2) Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по кремнистой дороге.
3) Собственная гениальность убила Гоголя, измучила Достоевского, но сделала лучезарной личность Пушкина.
4) Искусство окружает нас всюду: в доме, на улице, в музее.
5) Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба, ни стога, ни забора ничего не видно.
Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба, ни стога, ни забора — (!) ничего не видно.
4. Знаки препинания правильно расставлены в предложениях:
1) Вся природа и лес, и вода, и стены хижин, и печальные холмы всё горит точно багровым заревом.
Вся природа: и лес, и вода, и стены хижин, и печальные холмы — всё горит точно багровым заревом.
2) Философские системы бывают не только верные или неверные, но интересные, богатые и неинтересные, бедные, скучные.
3) На красноватой траве, на былинках, на соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.
На красноватой траве, на былинках, на соломинках — всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.
4) Кузнечики, сверчки, скрипачи, и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку.
Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку.