Доброго дня, мои многоуважаемые читатели. Кто сказал, что для дошкольников не проводят диктантов? Если в вашей семье выпуск из детского сада – этап пройденный, то вы, наверное, знаете, что такое графический диктант. Пишет такое тестирование подготовительная группа, показывая свою готовность к школе. А для тех, кому ещё предстоит переступить порог детского сада, эта статья будет полезной, чтобы помочь ребёнку научиться справляться с этим заданием «на ура».
План урока:
Диктуем и пишем по клеточкам
Если сказать коротко, то графический диктант – это рисование по клеткам. Только рисовать нужно не как хочется, а как диктует в соответствии с заданием ведущий – воспитатель, учитель или родитель. Что это значит? Всё просто: чертим коротенькие линии, каждая равная длине (ширине) клетки в соответствии с определённой командой.
Например, педагог задаёт провести линию влево на одну клетку, потом вверх на две, далее – вниз на одну и так далее. Если делать всё правильно, в результате от рисования на тетрадном листке по клеточкам получится фигура. Это может быть животное, фрукт или овощ, транспорт и даже герой из сказки.
Для детей графический диктант – это своего рода игра. На самом деле это занятие – незаменимый помощник подготовке к школе, который:
- учит слушать внимательно педагога,
- развивает ориентацию в пространстве, логику, абстрактное мышление,
- тренирует внимательность,
- набивает руку для письма и рисования чётких линий,
- на практике закрепляет понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз», а также счёт в пределах десяти.
Графические задания в игровой форме развивают у детей 5-10 лет пространственное воображение, тренируют мелкую моторику, а также учат усидчивости.
Какие бывают графические диктанты?
Задания для графического диктанта могут быть разного вида.
- Ученику может быть дан образец фигуры, которую он должен воспроизвести в точной её копии.
- Рисовать фигуру можно под диктовку педагога, который называет последовательность действий: сколько клеточек, в каком направлении нужно прорисовать, а ребёнок выполняет задание на слух.
- Существуют задания без нарисованной фигуры, а лишь с указанием обозначений, по которым ученик сам рисует. В такой схеме количество клеточек указывается цифрой, а направление, куда надо двигаться, — стрелочкой.
Обучаются дети графическим диктантам по принципу «от простого к сложному». Так, для дошкольников часто достаточно рисовать лесенку, так они ещё могут путаться в направлениях, не особо различая право и лево.
1 класс пишет графические диктанты по математике с фигурами посложнее, потому что для первоклассников уже знаком математический счёт, они без затруднений ориентируются в углах тетрадного листка и оперируют понятиями «лево-право-верх-низ».
Графический диктант по русскому языку в 4 классе заметно отличается от тех, что писали первоклашки по математике. Это далеко не те знакомые «две клетки вверх, четыре вниз». Это задание для изменения текста из слов на схему из условных знаков.
Происходит это так: преподаватель читает предложение раз, ученики повторяют его вполголоса, учитель читает ещё раз, а ученики записывают услышанное схемой из чёрточек и кружочков, которые подразумевают под собой подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения, расставляют знаки препинания.
Разновидностями графического диктанта по русскому языку могут быт буквенный и цифровой. Первый заменяет по схеме предложения части речи на буквы: глагол на «Г», существительное на «С», прилагательное на «П» и так далее. Цифровой диктант указывает на количество. Например, когда диктуются слова на орфограмму с одной или двумя буквами «н», ученики не пишут сами слова, а ставят цифру 1, когда по правилу пишется одна «н», и 2, когда пишется две.
Нехитрые правила для графических диктантов
Писать графические диктанты можно когда угодно и где угодно, ведь в их основе – творчество и игра. Для этого нужны всего лишь тетрадный листок в клетку, карандаш и ластик, чтобы стирать ошибочные линии. Если вы решили попрактиковаться самостоятельно, помните несколько обязательных правил для написания:
- при диктовке, кроме как количество клеток и направления, никакие другие слова не произносятся, тем более не повторяется одно и то же дважды,
- желательно при работе соблюдать тишину, чтобы ребёнок мог сосредоточиться,
- если диктуется нескольким детям, то не успевший должен просто положить карандаш, дождавшись окончания диктанта, чтобы не сбивать остальных.
Эти нехитрые советы помогут вашему ребёнку без труда писать графические школьные диктанты. Образцы всяких фигур можно найти в интернете либо прикупить книжечку – сборник. Но интереснее всего, мне кажется, придумать несуществующего зверя, а потом по окончании работы дать ему имя. Да, почему только зверя, можно целую картину нарисовать!
У вас есть интересные задания для графических работ? Мы будем благодарны, если вы их предложите для выполнения в комментариях.
С пожеланиями творческих успехов, ваша «ШколаЛа».
Графический диктант задают и дошкольникам, и школьникам. Развивает внимательность у детей.
Внимательность, мелкую моторику, ориентацию на листе бумаги. Со всех сторон полезное занятие)
Мои малыши обожают такие игры. Совершенно не воспринимают это как урок — думают, что играют.
По сути это и есть игра. А занятия в игровой форме для детишек всегда предпочтительней.
Не знала, что есть такой диктант. А что? — мне понравилось: и развивает и забавно!
Да, Лара) Есть и такой.
У меня Саша обожал писать графические диктанты по клеточкам. Я даже сама придумывала интересные фигуры, а потом диктовала, чтобы получились такие же.
Евгения, хочу передать вам эстафету, подробности на моём сайте.
Саша у вас — мальчик талантливый) Весь в маму, да? В гости к вам на блог сходила, почитала, приняла)
Да, графическими диктантами были просто увлечены, когда дети были старшими дошкольниками и младшими школьниками. Причём, нравилось это занятие, как нам, родителям, так и детям. Очень увлекательно и так необходимо для мышления ребёнка!
В этом и есть прелесть графических диктантов. С одной стороны очень-очень полезно, с другой- очень интересно)
Отличный способ развивать мышление и внимательность, к тому же деткам всегда интересно — что же получится в итоге за фигура.
Да, настоящая интрига) Сюрприз!
у меня старшему очень нравились всегда такие диктанты, когда ему 5 лет было, сейчас уже 8 лет — другие интересы
А мы и 8 с удовольствием рисуем под диктовку)
до сих пор помню, как рисовала так Чебурашку, краем уха услышав про этого героя на ходу где-то. так и засел в голову, плюс к рисунку, надо было написать все координаты точек)).
Ой, а я вот помню, как на уроках труда у нас проводили графические диктанты) Вроде бы и рисовать, а все как по науке) Интересный факт: графический диктант помогает развивать пространственное мышление у детей, а еще улучшает координацию.
Так это что, типа рисование по точкам? Или там какие-то специальные правила? Просто не очень понятно, как это поможет в обучении детей. Хотелось бы побольше информации)
Честно, впервые слышу про графический диктант, но звучит интересно. Думаю, детям бы понравилось такое занятие, особенно если они любят рисовать. Может кто подскажет, с чего начать, чтоб попробовать с ребятами дома?