Вы вновь на моем блоге, дорогие друзья, и я вам несказанно рада!
Важно ли это – быть всегда в центре внимания и собирать вокруг себя кучу друзей, быть капитаном и вести за собой? Нужно ли это – выделяться из массы и уметь организовать весь процесс, быть всегда на виду и испытывать на себе восторженные взгляды? Про что я? Вдруг задумалась над тем, откуда берутся руководители и как воспитать ребенка лидером. Знаете ли вы заветный рецепт популярности и умения быть на высоте?
План урока:
Так ли нужно лидерство?
Время, когда надо быть тихим и скромным, давно позади. «Быть как все, не выделяясь из серой массы» теперь уже не модно. Современное общество семимильными шагами стремится к своему техногенному развитию, не давая нам передохнуть и требуя от нас, а теперь и от наших детей, постоянного саморазвития, чтобы не оставаться позади.
Инициатива, которая в наше доброе время всегда была наказуема, теперь только приветствуется. Карьеристом быть сегодня не только почётно, но и необходимо, чтобы завоевать своё «тёплое местечко под солнцем».
Уметь выживать и быть конкурентоспособным – критерии, которым должен отвечать любой выпускник учебного заведения, делая шаг во взрослую жизнь.
Все эти перечисленные стороны успеха хотел бы видеть в своём ребёнке каждый уважающий себя родитель, и объединяются они в одном понятии «лидер».
А нужно ли быть таким гайдаровским Тимуром, чтобы постоянно вести за собой команду, обладая всеми этими качествами? Ведь лидер – это не способ манипуляции людьми, когда «смотрят в рот» и готовы выполнить каждую просьбу. Это, прежде всего, ответственность и за себя, и за других при принятии решений.
Хоть сухая статистика и говорит, что лидерскими качествами обладают всего лишь 5% населения, умные психологи убеждены: не родившись лидером, им можно стать.
Более того, даже если ваш ребёнок не готов идти впереди планеты всей, зазывая за собой красным знаменем, лидерские качества абсолютно ему не помешают в принятии самостоятельных решений и преодолении трудностей на своём жизненном пути.
Может или нет: вот в чём вопрос!
Как выявить предначертанного вождя? Свои позиции такой ребёнок отвоёвывает уже с малолетнего возраста: всегда окружён детской гурьбой, заводила в активных играх, с ним охотно делятся игрушками, он – любимец взрослых, для него – первые роли в детских спектаклях. И всё это вовсе не потому, что «лицом вышел» или «родители богатые». Абсолютно нет!
Просто этот ребёнок лучше остальных справляется с поставленными задачами и идёт на целый шаг впереди других, а в детском возрасте много умеющих и знающих просто боготворят и дети, и взрослые.
Более того, такие лидирующие мальчики встают на защиту слабых, а сильные девочки со свойственной заботой способны сопереживать. Все эти человеческие качества ещё ближе располагают окружающих и дают почву для роста авторитета среди окружающих.
Лидирующий одноклассник не выбирается и не назначается, в классе среди остальных он виден сразу.
Его назначают ответственным практически за все школьные дела, и маленький лидер с ними благополучно справляется. Он сразу завоёвывает доверие и детей, и педагогов.
Какой он, ребёнок-лидер, мальчик или девочка с твёрдым характером и внутренним стержнем?
- Уверенный в себе. Он постоянно работает над своими сильными сторонами и умеет правильно преподнести свои таланты как хорошее качество, не для хвастовства.
- Он всегда на виду, будучи публичен. Популярность лидера растёт вместе с взрослением ребёнка, и он ей умеет пользоваться.
- У него нет проблем с общением, причём ни со сверстниками, ни с теми, кто значительно старше. Зачастую выступает арбитром, чтобы разрешить конфликт, так как является по натуре дипломатом.
- Если он и огорчается сделанным ошибкам, то ненадолго, делая всё, чтобы их исправить, извлекая из этого урок. Плясать на своих граблях – не его вариант.
- Он всегда имеет собственное мнение и доказывает его небезосновательно, не сворачивая с выбранного пути.
- Способный организовать и повести за собой, он имеет авторитет среди окружающих. Всегда держится на высоте, если и спускается вниз по лестнице, теряя свои позиции, то только чтобы сделать перерыв и снова настойчиво подниматься вверх, получая завидное восхищение в спину.
Есть ли такие качества в вашем любимом чаде или нет, не играет значительной роли, если вы готовы взять процесс под свой контроль. Устремиться к лидерским вершинам только нужно как можно раньше, чтобы покорить Эверест вовремя!
Есть большие перспективы? Приложите свою руку!
Как не загубить имеющееся стремление быть первым и сделать пробные шаги лидерства уверенными?
- Дайте свободу и позвольте самостоятельность. Для лидера поговорка «на ошибках учатся» походит как нельзя кстати. Именно оступаясь, ваши сын или дочь приобретают опыт и выносят бесценные жизненные уроки. А как ребёнок-лидер может использовать метод проб и ошибок, если вы дышите ему в спину, будучи на готовности сразу помочь?
- Уважайте детское мнение. Лидер может и должен доказывать свою точку зрения, какой бы она на ваш взрослый взгляд не казалась абсурдной. Доказать обратное, если ребёнок неправ, используя аргументы и общаясь на равных, а не просто из серии «мал ещё» — вот тема для разговора с будущим руководителем.
- Лидер должен быть хорошим оратором. Иначе как он сможет убедить окружающих и увлечь их за собой? Ораторскому искусству можно учить детей и дома, совсем необязательно прибегать к репетиторам, хотя занятия в театральных кружках – несомненный плюс. Научите своего сына или дочь говорить не мямля, а внятно и доходчиво. Не может сразу в силу эмоций — остановите и попросите повторить. Правильно построить речь и сформулировать главную мысль – вот, что нужно, чтобы тебя услышали.
- Спрашивайте с лидера за слова и поступки. Будущий авторитет должен нести ответственность за то, что он обещает и что делает. В противном случае он потеряет доверие окружающих. Хорошим помощником в этом случае может стать сказкотерапия. Подберите примеры сказок, где герои-врунишки оказывались не в очень удобном для них положении. Пусть ребёнок задумается.
- Лидеру свойственно слышать и слушать. Уважать чужое мнение, выслушивать позицию окружающих людей – всё это важно, чтобы лидерские качества не превратились в авторитарные. При последних заставить пойти за собой можно будет только силой. Общаться, не задирая свой нос, на одном уровне с другими независимо от цвета кожи и положения в обществе, — залог положительной репутации. Позитивным людям доверяют намного проще.
- Лидер воспринимает критику. Довольно часто дети, слыша критику в свой адрес, рыдают горючими слезами. Склонным к лидерским качествам детям нужно привить способность не столько слышать в свой адрес на первый взгляд обидные слова, сколько понимать их значение и искать причину появления таких комментариев в свой адрес. Ведь правильно говорят: дыма без огня не бывает, а вдруг в поведении действительно что-то не так? Настоящий лидер не плачет в углу, а делает выводы.
Если ребёнок не хочет вести за собой?
Упираться и лепить лидера из ребёнка помимо его воли не стоит. Не всем быть руководителями. Некоторые, особенно застенчивые дети, просто не хотят и не готовы брать на себя ответственность и ограничиваются лишь функциями рядового исполнителя. Им так намного комфортнее и спокойней.
Тем не менее, это вовсе не значит, что воспитывать лидерские качества совсем не нужно. Как же ребёнок в повседневной жизни будет принимать важные для него решения и расставлять жизненно важные точки? Или вы всегда готовы быть на связи, чтобы выдать готовый ответ?
Детям, не готовым стать первым звеном, будет достаточно привить ответственность и обозначить обязанности, с которыми он должен справляться, не требуя при этом «достать звёзды с неба».
Не полезна им и гиперопека, которая противоречит принципам самостоятельности, поэтому отпустить из-под контроля всё-таки придётся.
Любознательность детей, не желающих быть лидерами, тоже важно поддерживать. Это один из способов развития инициативности, так необходимой и в школьной, и в повседневной жизни.
У каждого из нас свои ценности: кому-то важна популярность и богатство, а для кого-то достаточно одного-единственного верного друга и домашнего уюта. Быть или не быть ребёнку истинным лидером, ломать ли его характер, чтобы он достиг высот, — решать вам, родители. Ведь на этапе воспитания этот процесс находится исключительно в ваших руках. Только не упускайте шансов, если звёзды к вам благосклонны.
На сегодня пожалуй все. Как всегда жду ваших комментариев и предлагаю поделиться статьей с друзьями в соцсетях.
Всего вам доброго!
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Добрый день, Евгения. Младшему 6,5, в сентябре — в первый класс. Интересно наблюдать за его взрослением, как становится инициативным, коммуникабельным... Очень актуальная статья, спасибо.
Здравствуйте, Александр) Значит вместе в первый класс пойдем. Правда моему младшему уже 7,5, даже немного больше. Будем надеяться, что все у нас нормально будет)
Евгения, лидера воспитывать нужно, если у ребенка есть к этому предрасположенность.
Главное эту предрасположенность вовремя заметить и направить лидерскую энергию в нужное русло)
Неплохая статейка, но хотелось бы узнать, какие качества лидера самые важные для развития в детском возрасте? И еще, есть ли какие-то упражнения или игры, что помогут моему Тимуре стать увереннее в себе и научиться брать на себя ответственность? Буду рад любым советам))
Классная статейка, много думал как помочь своему сыну стать уверенней в команде. И вот понял, что важно не только направлять, но и слушать его, узнал про роль обратной связи. Интересно, что лидерство не только врожденное, но и можно развивать, будем пробовать советы на практике.
Классная статья, спасибо за советы! Заметила, что когда малой в команде, он инициативнее становится. Вот на днях организовал дома соревнование по строительству башен из лего для всей семьи, сам правила придумал и жюри был. Интересно, что такие игры реально помогают ребенку чувствовать себя увереннее в команде.