Здравствуйте, дорогие родители! На связи Евгения Климкович.
Как у вас и у ваших детей с мышлением? Любой жизненный процесс от нас требует мыслить. Ежеминутно человеческое сознание наполняется то чувствами, то сомнениями, то выстраивается в логические цепочки, то хаотично ищет выход из ситуации. А ещё мы умеем творить, строить планы на будущее, вспоминать о хороших моментах из прошлого. Зачастую такой головной хаос и не вовремя возникшие идеи и мысли мешают решать первоочередные задачи.
Для того чтобы всё структурировать, а мысленную путаницу как-то сложить в пазлы, английский психолог Эдвард де Боно разработал метод шести шляп мышления. Сразу в голове возникает немало вопросов: как это, почему шляпы, можно ли головным убором повлиять на разум и мысль. Оказывается, всё не так уж сложно.
План урока:
«Без нестандартного мышления движение вперёд невозможно»
Эти слова принадлежат самому автору метода, причиной появления которого послужила мысль о том, что непрерывное человеческое мышление не даёт преодолевать беспорядочность мыслей.
Вы когда-нибудь делали несколько дел одновременно? Кто из нас не наливал чай, держа телефонную трубку около уха, успевая одним глазом окинуть, что делает ребёнок! Так в царстве разума мы держим информацию, пытаемся думать логически, при этом эмоционально возбудимы, и всё это в одну минуту.
А ещё мы привыкли решать свои проблемы «по образу и подобию», так как мыслительные процессы со временем создают у нас стереотипы поведения в ситуации.
Конечно, это экономит время, силы и средства на поиск решений, но мы теряем креатив, действуя раз за разом по шаблону, а в один прекрасный день сталкиваемся с тем, что задачу решить привычным способом не получилось. И сразу ступор! В таких трудностях помогает метод шести шляп.
Шляпный метод Боно даёт понять, что вместо того, чтобы тщетно пытаться делать всё одним махом спонтанно, целесообразней уделить внимание каждому аспекту по порядку и только потом объединить всё вместе, получив красивую полноценную картинку.
Почему именно шляпы?
Если наше дело в шляпе,
Если наше тело в шляпе,
Если даже мысли в шляпе,
Значит в шляпе-то вся суть!
Чем же объяснить, почему именно шляпу Эдвард де Боно взял за основу? Когда такой вопрос задают детям, они отвечают: «Она на голове прикрывает мысли». И с этим нельзя не согласиться. Её без труда можно как надеть, так и снять, можно менять одну на другую.
Так, по мнению автора ролевой игры, мы можем «дирижировать оркестром мыслей».
Человек говорит, для этого он должен думать и выражать чувства правильно, как бы надевая каждый раз разные шляпы. Меняя их, мы придаём мысли необходимое направление. Причём управляем мышлением мы с той же лёгкостью, с какой снимаем и надеваем головной убор.
Когда обращаются к шляпам?
Аксессуары мышления помогают:
- прибегать к эмоциям только, когда это нужно, отодвигая их на задний план;
- преодолевать беспомощность, когда кажется, что выхода нет, указывая на дельнейшие шаги;
- справляться с путаницей в мыслях, когда заносит так, что уже забыл, что хотел, обучая обдумывать действия в одном направлении за один раз.
Чем ещё полезны боновские шляпы?
- Развивают у умственной деятельности гибкость.
- Помогают выйти из творческого кризиса и прибавляют креативности.
- Фокусируют внимание на решении конкретной задачи, указывая на правильное решение.
- Формируют навыки работы с информацией, воспитывают культуру обмена мнениями без агрессии.
Метод достаточно широко начал применяться в начальной школе продвинутыми учителями, чтобы структурировать коллективный учебный процесс на уроках. Он помогает изучить и осмыслить материал. Хорошо такая методика подходит для тех школьных предметов, где необходимо анализировать, вступать в дискуссию, прибегать к полемике.
Примерами использования её могут стать обучение монологу на уроках английского языка, а также анализ сюжета и характеристики главного героя произведения на уроках литературы. Метод поможет научить работать с информацией на окружающем мире, выстроит связную речь на русском языке.
Но это не значит, что он не подходит для индивидуального применения и не может быть использован в качестве психологического инструментария дома. Главное — знать, в чём его суть.
Как работают шляпы Боно?
Итак, теперь о самом главном — как это применить на практике. Для того чтобы справиться с эмоциями, растерянностью и путаницей в мыслях метод делит мыслительный процесс на шесть способов думать, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. А вот они сами!
Белая
Она отвечает за информацию и факты.
Это схоже с решением математической задачи: сначала оцениваем то, что имеем, разбираемся в том, чего не хватает. Одев эту шляпу, дети определяют причины события, выстраивают связь, оглашают подтверждающие или опровергающие изречения.
Красная
Это головной убор эмоций и интуиции.
Метод Боно позволяет высказываться эмоционально только под красными полями, причём не дольше 30 секунд, сокращая число имеющихся вариантов решения до минимума, разрешая выражать подсказки внутреннего голоса без оправданий, почему именно так кажется.
Жёлтая
Самая позитивная!
Помогает определить преимущества и ответить на вопрос: почему можно или стоит это сделать? Солнечная шляпа ищет выигрышные решения и помогает увидеть положительное, настраивает на оптимистический лад, когда всё кажется мрачным и тупиковым. Её надевают для оценки как проблем, так и поведения человека. Жёлтый аксессуар доказывает, что не всё так плохо, как кажется на первый взгляд.
Чёрная
Полная противоположность жёлтой. Сплошь негатив.
Отвечает она за отрицательные стороны, риски и осторожность. Надев чёрную шляпу, придётся критиковать и быть пессимистом, искать негатив и плохие последствия принятых решений, отвечая на вопрос: «Что неправильно, к чему это может привести?»
Примерить такую отрицательную шляпу часто советуют тем детям, которые привыкли одерживать победу и в силу самоуверенности перестали быть осторожными, не замечая надвигающейся угрозы.
Зелёная
Отвечает она за творчество и новые идеи.
Предлагает найти необычные способы решения задачи. На этом этапе оглашаются даже самые несуразные варианты решений, которые не всем по плечу, появляются выходящие за прежние привычные рамки идеи, чтобы преодолеть сложности, открытые под чёрной шляпой.
Так, школьники под зелёными полями придумывают своё окончание литературных историй, принимая во внимание то, что они открыли для себя на предыдущих этапах.
Синяя
Самая главная! Управляющая.
Эта шляпа особенная из всех шести. Под синими полями управляют всем процессом мышления, поэтому её выдают человеку, руководящему от начала до конца. На школьных уроках эта роль, как правило, принадлежит педагогу, а дома – родителям, хотя передача её ребёнку абсолютно не исключается.
Составляется программа, определяется, какие задачи будут решены, какие шляпы для этого станут применяться, когда поставить точку и куда идти дальше. Надевают её тогда, когда ситуация при обсуждении загоняется в угол, чтобы выстроить порядок дальнейших действий. Под синей шляпой делают окончательные выводы.
Все шляпы Эдварда де Боно не обязательно используются только в данной последовательности. Их можно надевать не единожды, возвращаясь снова и снова, пока не будет получен желаемый результат, тем самым меняя мыслительный процесс с одного на другой.
Их можно использовать не все сразу, а по отдельности, только нужные в данной конкретной ситуации. Однако сам автор методики уверен, что красочной картинка получается лишь тогда, когда используется вся гамма цветов, то есть все головные уборы были надеты.
Психологи считают, что для апробации метода в домашней обстановке нужна хорошая тренировка и воображение, поэтому предлагаю вооружиться цветной бумагой и ножницами, смастерить шляпы и попробовать провести эксперимент дома.
Под тренировку методом шести шляп можно подвести обычную бытовую ситуацию, например, почему ребёнок не готов помогать дома и как найти из этого выход. Одновременно проблему обсудить и мыслительный процесс активизировать.
А вдруг вам захочется познать мудрёное произведение, которое никак не укладывается в голове у ребёнка?
Ну что? Пойдемте мастерить шляпы! Я собираюсь попробовать, вместе с детьми. Вы с нами? А может вы уже являетесь специалистом в применении этого интересного метода? Тогда жду с нетерпением ваших комментариев.
На этом с вами прощаюсь.
Всегда готовая к экспериментам, Евгения Климкович.
ой, ой, обожаю шляпы... такое необычное применение шпяпам! Я их обычно ношу... хихи
А теперь, Лара, станете носить шляпы не просто так, а со смыслом)
У женщин такой тип мышления, я читала как-то Делать одновременно несколько дел и отвлекаться постоянно
Здравствуйте, Елена) Я тоже об этом слышала. Наверно, так оно и есть.
Этот метод был одно время моден в бизнес-обучении. Потом народ поостыл. А вот детишки и впрямь его великолепно осваивают: если даже ребенок не разовьет все шесть направлений мышления, то он хотя бы рано поймет и воспримет как данность, что существуют разные подходы к этому процессу. А это значит, что он будет легче понимать других людей. Ведь столько коммуникационных проблем — именно из-за непонимания того, что другой человек мыслит по-своему!
Я думаю, что для детей метод очень подходящий. Ведь такой красивый разноцветный реквизит используется. Как игра)
Согласна, что метод со шляпами может помочь в решении коммуникационных проблем. И даёт великолепную возможность примерить на себя разные роли.
В Симороне тоже используют шляпу. она помогает решить отдельные задачи. А в основу действа, взято выражение «Дело в шляпе!»
Точно, Наталья! Видимо именно это выражение и взято за основу метода.
Всё в соответствии с психологическими характеристиками цветов.) А мне все цвета нравятся. Я бы не выбрала).
Так можно все примерить, выбирать вовсе не обязательно)
«Шляпный» метод не применяла, но очень заинтересовалась, жаль, что раньше о нем не слышала. Данный метод позволит решить возникающие проблемы с детьми но думаю, и с мужем разбираться в конфликтных ситуациях бесконфликтным способом, тоже вариант Интересный метод и уверенна, эффективный.
Интересный вариант) Посмотрела бы я на реакцию своего мужа, если бы пригласила его на беседу по поводу его поведения и при этом начала цветные шляпы менять) А если серьезно, то я думаю, что этот метод можно в любых ситуациях применять. Главное знать как.
Какая интересная статья, с удовольствием прочитала.
Оень рада, что вам понравилось, Ольга)
Очень интересный метод, слышала о нем. но не применяла. Всегда полезно посмотреть на ситуацию перед принятием решения с разных сторон. а уж для детей — так вообще классно развивать такую способность, для них это игра, и в будущем может стать хорошим автоматическим навыком.
В том то и плюс метода, что он уж больно на интересную игру похож. А дети и учатся играя)
Интересный метод, действенный. Помогает подойти к решению задачи со всех сторон. Спасибо, что напомнили о нём.
Здравствуйте, Татьяна) Мы с Анастасией с вами полностью согласны)
Прочитала комментарий Анастасии уже после того, как отправила свой и рассмеялась. Я написала почти так же, как и она. :)
Бывает же такое) Видимо вы с Настей на одной волне)
Не слышала раньше о таком методе, но идея так хороша! И да, хочется воплощать ее именно с детьми, этот метод очень легко будет использовать под видом увлекательной игры )))
Да, идея отличная. Как игра со своими правилами. Если надел желтую шляпу — хвали. Надел черную — ругай. Надел синюю — ты водящий-руководящий)
Какой необычный интересный метод. Сначала подумала, где это столько цветных шляп взять, а оказывается, можно вырезать из бумаги. Но я думаю, тут дело может все же не в шляпе, а в цвете. А если использовать другие предметы?
Конечно можно, хоть карандаши цветные) Просто со шляпами оно как-то зрелищней получается.
Выбрала себе зеленую пока. Найду новые необычные пути развития, а потом синюю нацеплю, чтобы быстрее своих целей достичь!
Поля, здравствуйте! Вы настолько очаровательны, что вам любая шляпка пойдет) Так что выбирайте в соответствии с настроением и актуальными целями)
Интересный метод. А где можно еще про него почитать.
Здравствуйте, Наталья) Есть книга, мировой бестселлер, кстати. Так и называется. «Шесть шляп мышления», автор Эдвард де Боно. Во многих интернет-магазинах продается. Например, в озоне есть, вот ссылка, если нужно www.ozon.ru/context/detail/id/136396095/ Но, думаю, эту книгу и в простых книжных магазинах можно найти или (еще вариант) посмотреть в бесплатном скачивании в инете.
Статья интересная, но мне кажется, автор мог бы дать больше примеров использования этого метода на практике. Иногда не очень понятно, как применять все эти «шляпы» в реале)
Ой, наткнулась на эту статью и вспомнила, как мой младший сынок решил применить этот метод на уроке математики. Все шесть шляп он нарисовал и на каждую написал свои мысли. Учительница вначале удивилась, а потом похвалила его за нестандартный подход :)