Доброго времени суток, дорогие друзья! И это снова я, Евгения Климкович! Несмотря на то, что Дарвин настойчиво указывает нам на наше обезьянье происхождение, совсем не хочется нам, «человекам», топтаться на уровне мира животных. Будучи существами разумными, мы умеем многое. Я имею ввиду не столько наши физические способности, сколько в первую очередь умственные. Так вот, психологи считают, что одним из интереснейших природных феноменов, выделяющих нас среди разных зверюшек, является творческое мышление.
Созидательный процесс напрямую связан с яркими положительными эмоциями, поэтому он привлекает не только взрослых, а очень интересен детям – маленьким исследователям мира. Систематическая работа образовательных учреждений с детьми младшего школьного возраста использует разнообразные методы развития творческого мышления у детей, создавая благоприятные условия для формирования воображения и созидательных способностей. Предлагаю рассмотреть, что можно взять себе на заметку для домашней работы.
План урока:
Чтобы было креативненько
Такое нынче модное слово «креативность» – вещь изначально характерная для любого ребёнка. Эта стихийно формируемая у детей черта появляется при участии в играх и в результате детского экспериментирования. Вот только обладая с рождения таким природным даром, развить и преумножить его ребёнок самостоятельно без помощи взрослых, к сожалению, не может.
Наша с вами задача – не только сохранить творческое начало, но и вырастить творческую личность с богатым воображением и фантазией. Вот, родители, для вас домашние задания для развития творческой составляющей. Пользуйтесь на здоровье!
Первое. Занимаемся сочинительством
Это может быть фантазийная сказка, в которой главными героями станут выбранные вами персонажи в виде картинок, предметов или просто озвученные по списку. Лучше, если инструментальным набором вы выберете не привычных куриц, лис и собак – такие сказки дети уже слышали, известный сценарий сам ползёт на язык.
А вот если вы возьмёте главными героями, например, предметы домашнего интерьера и бытовые принадлежности или ещё круче — придумаете тайно поселившегося в доме жителя — вот где можно сочинять несочинимое и неповторимое! А вообще рассказывать, мечтая и воображая, можно на любые темы, которые вдруг пришли в голову:
- если бы я был волшебником,
- что бы я делал, попав на другую планету,
- если завтра в Африке начнётся зима,
- поступки, которые я никогда не сделал бы в своей жизни,
- что может рассказать слон,
- какой он – самый скучный день…
Ну же, родители, давайте, включайте фантазию, предлагайте темы. Кстати, это упражнение поможет и сочинения научиться писать.
Второе. Рисуем и складываем
Из геометрических заготовок (бумажных, пластиковых, деревянных и прочих треугольников, кругов, квадратов, ромбов) складываем крокозябр и даём им имена.
Из обрывков ярких иллюстрированных журналов и кусочков разноцветной ткани складываем коллажи: фигуры животных и растений, строения и предметы мебели. А может, это будет целый пейзаж или даже портрет?
Работаем архитектором и создаём свой строительный проект, для чего пишем на бумаге набор совершенно не связанных с архитектурой слов и предлагаем ребёнку нарисовать дом. Пусть крышей станет хвойный лес, а окнами — облака, лестница выстроится из мячей, а рядом с домом поселится озеро в виде персидского ковра. Интересно? Для меня очень даже!
Третье. Используем метод проб и ошибок
Он предполагает решение задач на практике путём подбора вариантов, первоначально не используя математические способы. В качестве таких примеров используют анаграммы, когда путём переставления местами букв шифруются различные слова и ребёнку предлагается их отгадать. Между прочим, анаграммы прекрасно подойдут для размещения на плакате по русскому языку, сделают его интересным и необычным.
В интернете много старинных задач, решить которые можно исключительно методом подстановки. Возьмите их на вооружение. Вот, например:
«На столе три чашки (а может, вы возьмёте больше для усиления интереса), под одной из которых орех, его необходимо найти. После каждой ошибки чашки в отсутствии ребёнка меняются местами. Конечно, если повезёт, то орех найдётся в первые пару-тройку попыток. А ежели нет? Что в такой ситуации делает творчески развитый ребёнок? Метит уже проверенные чашки! Ведь по условиям задачи это не запрещено».
Вот интересно, а как при чтении этой задачи повела себя ваша взрослая творческая струнка?
Четвертое. Применяем метод ассоциаций: подбираем и сравниваем
При таком способе развития творческого мышления вдобавок тренируют и пополняют словарный запас. Основная задача состоит в подборе для написанных на листке бумаги слов подходящих к ним по смысловому значению прилагательных (может, глаголов, наречий – как вам больше нравится).
Усложнить задачу для деток возрастом постарше можно, предложив сначала написать ассоциации к одному слову, а потом к этим существительным уже подобрать пары. Например, на тему «дом» пишем «жилище, квартира, норка, скворечник», а потом уже к каждому подходящие части речи.
При сравнении предметов можно искать как общие черты и признаки (например, между словами «бревно» и «карандаш»), так и отличительные (к примеру, между «бумага» и «вода»).
Увлекательной игрой становится поиск образов, сюжетов, картинок в различных кляксах, облаках, лужах, которые можно делать самостоятельно при помощи красок и туши, а можно поискать в природной среде. Раньше мы часто пялились в небо и в облаках видели слонов, собак, ёжиков, рыб и прочую живность – почему-то быстрее всего на ум приходили ассоциации с силуэтами животных. Вернитесь в своё детство.
Пятое. Метод мозгового штурма
Предполагает коллективное решение проблемы путём выдвижения гипотез при запрете критики и поощрении самых разнообразных, пусть шуточных и нелепых, идей. Мозговой штурм выдвигает оригинальные выходы из проблемных ситуаций, которые для разбора вы можете представить своим младшим школьникам.
Вот, например, ставим задачу:
Если ты потерял ключ от дома, а родители приехать не могут. Что ты предпримешь? Идёшь к друзьям, чтобы скоротать время, к бабушкам и дедушкам, если они проживают рядом и находятся дома, сидишь в школе и заодно делаешь уроки, звонишь в спасательные службы или, как злой медвежатник, сам пытаешься взломать замок?
Свобода фантазии здесь не ограничена, и она даёт ребёнку возможность вырабатывать множество идей в рамках одной темы.
Получили домашнее задание? Предлагаю готовиться к проверке знаний, которая уже в скором времени покажет, насколько удивительно творчески развит ваш ребёнок. Может, в закромах у вас есть свои способы, не жалейте, делитесь, будем сообща мыслить созидательно.
Творческих вам успехов! А еще счастья! А еще здоровья! В общем, всего самого хорошего!
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Очень интересные методы, Евгения! Беру на заметку для своих мальчиков!
Ну и конечно с днём рождения ! Желаю весело это дело отпраздновать!
Елена, спасибо большое-прибольшое!
Евгения, с Днём рождения!
Методы для развития творческого мышления замечательные, постараемся все попробовать. А мой сын ещё очень любит ребусы отгадывать, тоже мышление развивает.
Елена, спасибо большое за поздравление! Да, ребусы тоже штука полезная)
Евгения, с днём рождения!
Раньше, во времена СССР, была такая программа РТВ (развитие творческого воображения) для детских садов. Интересная была программа. Не знаю, по каким работают сейчас, но судя по внучкам, все очень запущено! Компенсируем недостатки в работе детского сада домашним творчеством.
Спасибо за поздравление, Наталья) Никогда о такой программе не слышала. Нужно будет поинтересоваться.
Какой у вас блог красивый и очень полезная статья, я думаю, что современным детишкам, все эти методы просто необходимы!
Здравствуйте, Юли! Спасибо за добрые слова) Рада, что вам понравилось.
такие интересные задания, сама бы выполняла бы!
Лариса) Вам тоже можно)