Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

«Помоги мне сделать самому» и другие принципы педагогики Монтессори

Автор:
Рубрика: Развивашки

Доброго дня, дорогие читатели! Мы с вами разбираем «по полочкам» много различных программ и методик воспитания и обучения, расставляя все точки над «i», бурно высказывая в обсуждениях все «за» и «против». Сегодня хотелось бы вас поближе познакомить с такой методикой как педагогика Монтессори.

Возможно, кто-то из вас уже сталкивался с ней и сам готов нам рассказать, что такое монтессоровское обучение и какие «киты» лежат в основе воспитания детей. Тем лучше для нас всех, будем дискутировать.

Сделать самому

«Помоги мне сделать самому» — именно так звучит основной принцип итальянского психолога, врача, учёного, автора педагогической методики Марии Монтессори. Её уникальной системе самовоспитания маленькой личности уже более ста лет, однако, известная в европейских странах, монтессоровская разработка нашла своих поклонников среди российских педагогов лишь к 90-м годам прошлого столетия.

 

Психолог Монтессори уверена, что у всех будущих школьников с момента появления на свет заложено стремление к свободе, без активного участия взрослых. Она сравнивает физиологическое развитие ребёнка через свободу движений с «голодной до знаний» психологической независимостью.

А взрослому педагогу Монтессори отводит не роль наставника в воспитательном и учебном процессе, а наделяет его функциями союзника, помощника, стороннего наблюдателя. Возводя познающего мир маленького воспитанника в «сам себе учитель», ставя детскую индивидуальность во главу угла, она даёт свободу выбора – ребёнок сам решает, с чем он хочет работать.

Среди основных принципов, на которых выстроена система Монтессори:

  • разновозрастное обучение, особенно популярны группы от 3 до 6 лет, разница в возрасте позволяет младшим тянуться за старшими, а старшим становиться более заботливыми,
  • самостоятельность в выборе занятия, но всё это в пределах предложенного, то есть просто поиграть в куклы и побездельничать не получится, все дидактические материалы несут в себе обучающий смысл, есть и ежедневный минимум, который надо выполнить,
  • непрерывность занятия, обычно каждое длится по три часа,
  • выстраивание учебного процесса не посредством объяснений педагога, а через самостоятельные открытия самим ребёнком,
  • свобода передвижений во время занятия.

 

Педагогика Монтессори предполагает обучение не на основе поощрений, наказаний и сравнений, как мы привыкли, а на стремлении научить овладевать знаниями и умениями, руководствуясь потребностями и способностями. То есть ребёнок определяет, чем, когда и сколько он будет заниматься в каждый конкретный день.

Психолог считает, что радость и успех в учёбе зависят от того, насколько дети сами определят способы и темпы своей учёбы. «А что взрослые?» — спросите вы. А взрослым велено не мешать!

С чего начинается Монтессори?

Занятия по методу Монтессори не похожи на традиционные, к которым привыкли мы. Заковырка кроется в таком важнейшем элементе, как так называемая «подготовленная среда», без которой весь процесс бессмысленный. Такая материальная основа воспитания предоставляет детям возможность день за днём выходить из-под взрослой опеки и становиться самостоятельными. Иначе теряется весь смысл обучения.

Итак, у методики Монтессори есть некоторые изюминки, помогающие развиваться независимой личностью.

Зонирование

 

  • зона для повседневной жизни – там расположены материалы, которые научат следить за собой и своими вещами, проще говоря – обучат гигиене и порядку,
  • сенсорная зона – здесь размещены дидактические материалы для развития чувств, изучения величин, понятий размеров и форм, цвета и веса,
  • зона математики – в этом месте сложено всё, что помогает научиться считать, познакомит с цифрами, даёт понятие математических действий,
  • языковая зона – присутствующие в этом месте дидактические материалы расширяют словарный запас, знакомят с буквами, обучают фонетике,
  • естественнонаучная зона – она собрала всё, что может познакомить с окружающим миром, помочь понять роль человека, даёт основы географии, физики и астрономии.

Пространство

 

В классе должно быть много места, позволяющего свободно передвигать ребёнку на его усмотрение столы со стульями, расстилать коврики, где хочется, тем самым выбирая место для занятий. Основной принцип – не мешать другим.

Интерьер класса

Интерьер монтессоровского класса подбирается в спокойных пастельных тонах, с хорошей освещённостью и обязательным присутствием комнатных растений, приучающих детей за ними ухаживать. При этом немаловажное значение имеют эстетичность и даже элегантность обстановки.

 

Так, Монтессори советует пользоваться вещами из хрупких материалов, например, стекла и фарфора, чтобы научить детей осознавать ценность и не бояться брать в руки хрупкие предметы, осознавая свою уверенность в пользовании.

Дидактические материалы

 

Все дидактические материалы расположены на уровне глаз, обычно не выше метра от пола, чтобы побуждать к действию ими пользоваться. Причём каждый лишь в единственном экземпляре, чтобы ребёнок мог иметь альтернативу: заняться чем-то другим или подождать, когда освободится то, что хотелось. Таким методом в детях воспитываются правила социального поведения в обществе.

Право на ошибку

Все обучающие материалы охватывают разные направления развития и разработаны так, чтобы максимально исключить помощь взрослых – ребёнку доступно видеть свою ошибку и легко её устранить. Тем самым обеспечивается право на ошибку и поиск решений для её исправления.

Чего ждать от Монтессори?

Как показали исследования, прошедшие монтессори-образование лучше справились с тестированиями на чтение и математику, показали большую степень социального познания, честности и справедливости. Да и в характере отметили у монтессоровских детей преимущественно позитивный настрой.

 

Среди явных плюсов, конечно, все педагоги указывают на подогревание интереса ребёнка в течение всего процесса обучения. Ведь делая выбор, дети могут углубиться в ту тему, которая им более подходит и даётся легко. Да и та самостоятельность и инициативность, к которой мы так стремимся в последнее время, будет развита на должном уровне.

Но мы-то с вами умеем отыскать в бочке мёда хотя бы чайную ложечку дёгтя. Итак, уникальная программа развития ребёнка по Монтессори, не видя для себя в некоторых аспектах практического смысла, зачастую даёт сбои вот в этих местах:

  • метод обучения делает упор на развитие лишь в интеллектуальном плане, подкрепляя это практикой, в то время как отсутствует творческая составляющая и воображение, которые, по мнению Монтессори, бессмысленны и задерживают умственное развитие, но ведь даже не для многих – для всех детей творческая составляющая очень важна,
  • система не предполагает наличие ролевых и подвижных игр, которые автор методики считает их лишними во избежание впитывания плохих ролей, так как детей она рассматривает как губку.Но многие психологи посредством ролевых игр выводят детей из состояний агрессивности и замкнутости, а родители через «дочки-матери» и «казаки-разбойники» и далёкие от реальности Монтессори нелюбимые ею сказки прививают понятия добра и зла,
  • методикой мало уделяется внимания развитию речи и мышлению, основа её – логика, но большинство из нас стремятся как можно больше разговаривать с детьми и принимать активное участие в решение их детских проблем,
  • демократичность монтессоровской системы становится трудным препятствием для её воспитанников при соблюдении дисциплины в простых учебных заведениях.

Вообще многие противники такого образования указывают, что «подопытными» для Монтессори были всё-таки дети, ограниченные в развитии, потому для большинства обычных детей её методов развития маловато, и то, что запрещено для отсталых учеников в принципе, для развития здоровых является просто необходимым.

Подытожив всё, хотелось бы отметить, что золотое правило «всё хорошо в меру» как нельзя кстати подходит при выборе любой программы для воспитания ребёнка. Главное – не идеализировать и не использовать в чистом виде, а методом проб и ошибок подбирать для каждой маленькой личности свой путь.

А вы готовы учиться по Монтессори?

Думаю, вам также будет интересно почитать про «метод шести шляп мышления» и методику обучения чтению по Зайцеву.

Успехов в учебе!

Ваша «ШколаЛа»)

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 2
  • Ольга
    25.09.2017 | 17:15

    Мне очень нравится эта техника. Не зря детки с увлечением учатся.

  • Laralaram
    25.09.2017 | 19:34

    Интересная методика, но ничего конкретного не могу сказать, в наше время методика была одна...

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.