Здравствуйте, друзья! В одной из статей блога, я обещала вам написать о развитии памяти. Помните? Нет, не помните? Ну тогда тем более почитайте. В школе без памяти никак. Ведь детям постоянно приходится что-то запоминать, вспоминать, припоминать. Правила, таблицу умножения, стихотворения разные. Поэтому развитие памяти у младших школьников — одна из первоочередных задач как родителей, так и педагогов.
Развивать её можно! Даже нужно! Я расскажу вам как. Но сначала предлагаю познакомиться с ней поближе. Чтобы точно знать, что мы развивать собираемся.
Что такое память?
Начну с определения.
Память — это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.
Теперь её о видах.
Виды памяти
Посмотрели на схему? Видите, сколько там всего понаписано. Сейчас будем разбираться что к чему.
Двигательная
Ее еще иногда называют кинетической. Это способность запомнить, сохранить, а потом воспроизвести движения. Ею обладают великие танцоры. Если ваш малыш с легкостью копирует чью-то походку, повадки животных или классно танцует, то с двигательной памятью у него все хорошо.
Эмоциональная
Это способность запоминать чувства. Обращаясь к мамам, спрошу: «Вы помните, свои эмоции, когда ваш муж сделал вам предложение, или когда родился ваш кроха?» Конечно, помните! А ведь это нельзя увидеть или потрогать, или услышать. Значит здесь сработала эмоциональная память. И еще, если какая-либо информация вызывает у человека эмоции, то запоминается она легче.
Образная
Это запоминание и воспроизведение чувственных образов.
У этого понятия сложная структура. Я даже схему для нее нарисовала специальную, чтобы было понятнее.
Зрительная
Умение запоминать то, что мы видим глазами. Оно хорошо развито у художников, инженеров, но важно абсолютно для всех. Человеку, тем более маленькому, легче запоминать то, что он может себе представить именно в виде зрительных образов. Здесь прослеживается тесная связь с воображением.
Слуховая
Способность запоминать то, что слышим. Этим в совершенстве владеют музыканты, композиторы, филологи, звукорежиссеры. Нам с вами данное умение тоже не повредит, так как в школе основную массу информации придется воспринимать именно на слух. И вообще, 70 % всей информации человек получает и сохраняет благодаря именно слуху.
Обонятельная
Запахи тоже можно запоминать. Это вряд ли пригодится в учебе. Нюхать в школе на уроках приходится редко. Но вот в жизни данная способность играет немалую роль. И не только в жизни великих парфюмеров. Например, вы прекрасно помните такие опасные запахи, как запах газа или испорченных продуктов. Это может спасти вам жизнь.
Мой младший сын Артем очень остро чувствует запахи. Он может легко определить, кто приходил к нам в его отсутствие, опираясь только на запах. Все остальные домочадцы этого запаха даже не ощущают.
Вкусовая
Память на вкус. Отлично развита у хороших поваров. Они, даже не видя процесс приготовления блюда, могут определить, какие ингредиенты использованы в рецепте. Они помнят вкусы разных продуктов. Так же развитая вкусовая память присуща виноделам, которые по вкусу определяют год сбора урожая винограда, из которого сделано вино. Но в учебе эта способность мало что значит.
Осязательная или тактильная
Все основано на прикосновениях. Данная способность прекрасно развита у людей, которые лишены зрения. Но и зрячие люди ею пользуются, например те, кто много вяжет спицами. Ведь некоторые мастера могут вязать, даже не смотря на спицы, а руководствоваться только своими тактильными ощущениями. Осязательное запоминание тоже можно развить.
Словесно-логическая
Здесь в процессе запоминания главную роль играют слово и логика. Запоминать приходится мысли. Все завязано на мышлении. В школе словесно-логическая память используется для запоминания различных определений, доказательств, логических схем. Она широко применяется на уроках математики и не может быть непроизвольной. А как это, непроизвольная?
Непроизвольная и произвольная
Непроизвольная память — это когда запоминание происходит на автомате. Для этого не нужно прилагать каких-либо усилий. Такой способ запоминания характерен маленьким детишкам, они не запоминают информацию специально для того, чтобы потом этой информацией воспользоваться. Произвольная же память начинает формироваться лет с 4 -5.
А произвольная — это когда вам обязательно нужно что-то запомнить, например, стихотворение выучить, вы прилагаете усилия к этому. Вы запоминаете информацию специально и собираетесь воспользоваться ею в будущем.
По продолжительности запоминания материала память бывает:
- кратковременной;
- оперативной;
- долговременной.
Кратковременная
Кратковременная – запоминание информации на короткий промежуток времени, до 20 секунд. Информация, которая попадает в кратковременную память, запоминается не полностью, не досконально, воспринимаются наиболее существенные элементы. Причем, попадает туда только та информация, которая вызывает повышенное внимание человека.
Оперативная
Специальное запоминание информации на срок от нескольких секунд до дней. Этот срок определяется поставленной задачей. После выполнения задачи информация исчезает за ненадобностью. Например, если вы просите сына передать бабушке, что в среду состоится концерт Стаса Михайлова, то мальчик запомнит эту информацию, но когда он передаст ее бабушке, инфа может быть забыта. Оперативная память – промежуточное звено между памятью кратковременной и долговременной.
Долговременная
Запоминание информации на долгий срок. Срок этот практически неограничен. Информация, находящаяся в долговременной памяти, запоминается очень точно. Чем чаще вы будете воспроизводить информацию, тем прочнее она будет закрепляться в хранилище долговременной памяти. Когда вы пытаетесь что-то припомнить, то в этот момент вы обращаетесь к своему драгоценному хранилищу. Давайте попробуем?
- Вспомните, пожалуйста, формулу воды.
- Продолжите стихотворение «Наша Таня громко….»
- Сколько будет 2Х2?
Ну как работает?
Память младших школьников
Какие же превращения происходят с памятью, когда человечек начинает учиться в школе, каковы ее особенности? Первоклашки и второклашки по способности запоминать мало чем отличаются от дошкольников. Запоминание носит наглядно – образный характер. Детям намного легче запоминать то, что они видят и могут потрогать руками. Поэтому наглядность – один из основных принципов обучения в начальной школе.
Так же маленькие школьники быстрее запомнят такую цепочку слов как:
- флаг;
- ложка;
- птица;
- колбаса;
- кактус.
Чем такую:
- верность;
- творчество;
- смелость;
- испуг;
- прелесть.
Почему? А потому, что они могут вызвать внутренние образы предметов из первой цепочки слов (использовать зрительную память) и не могут представить в виде конкретных образов слова из второй цепочки. А ведь таких «непредставляемых» понятий, определений, доказательств, правил в школе хоть отбавляй.
Понятно, что образной памяти становится не достаточно. И тут на сцену выходит её словесно-логический вид. Вот его то и пытаются развить педагоги, стараясь подготовить учеников к обучению в средней школе.
И еще одна особенность младших школьников. Если учитель задает подготовить пересказ какого-то текста, то ученик будет механически заучивать его наизусть, используя метод многократного повторения. С этим механическим подходом нужно бороться. Нужно научиться пользоваться памятью правильно. Выделять главное, откидывать незначительное, находить логические связи.
Значит ли это, что об образной памяти можно забыть? Нет, конечно! Она не раз в жизни пригодится.
Как развивать память?
Изучив массу информации по этому вопросу, смогла выявить пять таких глобальных рекомендаций:
- Используйте память! Для того, чтобы она развивалась, ей нужно пользоваться. Чаще просите своего маленького школьника что-нибудь запомнить и кому-нибудь передать. Просите напомнить вам о чем-то очень важном. По вечерам перед сном обязательно вспоминайте события прошедшего дня. Разговаривайте о книгах, которые уже прочитали, о фильмах, которые уже посмотрели, о местах, в которых побывали.
- Используйте врожденные способности. Все мы люди разные. Кому-то легко запомнить то, что он видит, кому-то то, что он слышит. А у кого-то развита двигательная память. Обратите на это внимание, понаблюдайте за ребенком, поймите, что ему легче дается. А потом научите его использовать свои способности для запоминания. Например, если нужно выучить стихотворение, то школьнику с развитым зрительным запоминанием помогут нарисованные по мотивам стихотворения картинки. Если ребенок все лучше воспринимает на слух, то ему нужно читать стихотворение не про себя, а вслух и с выражением. Ну а маленьким обладателям хорошей двигательной памяти можно предложить инсценировку стихотворения. Каждую строчку или четверостишье подкрепить действием.
- Выполняйте специальные упражнения. Упражнений, которые способствуют развитию памяти много. Их можно найти в специальной литературе, в детских развивающих журналах. Как понять работают ли упражнения? Для этого советую вам перед началом занятий проверить память. Для этого существуют специальные методики. Через месяц занятий проведите проверку еще раз. Результаты подскажут вам, в правильном ли направлении вы двигаетесь.
- Не перегружайте память. Занимайтесь, но знайте меру. Не грузите детей фактами, событиями, материалами, которые им точно никогда не пригодятся. Толку от таких занятий не будет точно, а неудовольствие в ответ получите однозначно. Помните, что занятия требуют регулярности. 25 – 30 минут в день будет достаточно.
- Проводите занятия в игровой форме. Через игру дети все воспринимают легче и с удовольствием. А от занятий «с удовольствием» пользы будет больше. В любое самое серьезное упражнение можно внести элемент игры, главное включить воображение. Так же не забывайте о том, что есть и просто игры, которые так же помогают развить память детишек.
Дорогие, друзья, давайте зафиксируем в своей долговременной памяти то, что будущее наших детей в наших руках. Заботливых и любящих. Если мы можем помочь этому будущему стать прекрасным, то давайте это сделаем!
Занимайтесь, развивайтесь и пусть у вас все будет хорошо!
Если вы считаете, что эта информация может пригодиться вашим друзьям, поделитесь ею в социальных сетях. Жду с нетерпением ваших комментариев и прощаюсь до новых встреч на страницах блога.
Всегда ваша, Евгения Климкович!
Евгения, очень интересная для меня статья... вспомнились уроки психологии)) по которым, правда, у меня трояк был... Сейчас мой сына учится в первом классе и честно мне было полезно почитать Ваш материал, некоторые моменты стали яснее. Спасибо)
Елена, очень рада, что Вам пригодилась информация. Сынишке-первоклашке большой привет и успехов в учебе)
Спасибо
Чет интересно получается, я тут прочитал про методики запоминания для детей, а как на практике это все выглядит? У кого-нить есть опыт, может поделитесь, какие упражнения по-настоящему работают? И еще, сколько времени в день надо уделять таким тренировкам памяти, чтоб результат был?