Всех читателей блога «ШколаЛа» вновь рада видеть на нашей страничке. Как часто мы, родители, слышали от педагогов такое выражение «Учимся, играя!». И действительно, дочки-матери, принцы и принцессы, салочки и прятки, считалочки и кубики делают своё полезное дело, прививая доброту и сочувствие, развивая навыки и давая новые знания.
Мы выросли, и совершенно забыли, что роль игры в жизни ребенка неоценима. Нам кажется, что это всего лишь времяпровождение и простое баловство. На самом же деле, это один из способов развития. Более того, если вспомнить про игротерапию, то это один из методов вылечить детскую душу и достучаться до маленького сердечка.
Дак что же всё-таки значит игра для детей?
План урока:
Игра – это большое окно!
Именно так считал советский педагог Сухомлинский, на трудах которого выросли многие современные учителя.
Через неё духовный мир ребёнка пополняется живым потоком представлений об окружающем его мире. Это та искорка, от которой в детях зажигается любознательность и любопытство как толчок к новым знаниям.
Значение игры бесценно в формировании личности и характера, морали и воли, хороших манер и привычек. Потому-то очень часто учителями отдаётся предпочтение воспитанию дошкольника и младшего школьника именно в игровой форме, а не просто сухим выкладываем информации для запоминания.
А вот родители часто задумываются и иногда сетуют, что в школе учителя «всё играют, когда делом будут заниматься», ошибочно предполагая, что пора заканчивать с детством и становиться взрослыми. Нам наивно кажется, что игрушки должны остаться за порогом школы, а учителя подходить к процессу обучения более серьёзно. А так ли это?
В чём изюминка игры?
Ну, во-первых, всё дело в том, что наши дети – это обезьянки, которые готовы подражать, но не хотят подчиняться навязанным правилам. Как же научить упрямого ребёнка, считающего себя взрослым и самостоятельным, основным правилам и нормам поведения в обществе? Педагогам на помощь приходит игра.
Только внедрение в детский коллектив подобно секретному агенту изнутри, на равных, положит основу доверию. Потому непосредственное участие в игровом процессе взрослого (не обязательно должен быть учитель, роль могут взять на себя и родители!) закладывает в детские умы тот положительный пример, к которому надо стремиться. И заметьте, принудительная палка здесь не нужна, всё происходит само собой.
Вы ошибаетесь! Если думаете, что играя мы стираем субординацию. Ролевые игры с участием взрослого на равных с детьми не только не подрывает авторитет, а ведёт к росту уважения и закрепляет доверие.
Во-вторых, вот скажите, что было вам ближе по душе: обучиться новым навыкам в ходе практических занятий, когда потрогал, пощупал, на зуб попробовал или часами слушать лекции и потом, сидя за учебниками, решать в одиночку жизненные ситуации, не представляя, как они в действительности работают? Практика – это и есть та самая игра, только для взрослых.
Так и дети не готовы, со скукой в глазах топорщась на доску, запоминать теоретические основы математики или русского языка, а дома зубрить правила. Потому уже ни для кого не секрет, что игровая форма обучения – наиболее эффективная и приводит к результатам намного быстрее.
Что может игра?
Игровой метод воспитания несёт в себе массу полезностей.
Развивает познавательную сферу. Ещё с раннего детства ребёнок знакомится в игровой форме с предметами и их свойствами, складывая в копилку знаний всё больше информации, из которой к поступлению в школу получается целый багаж. Он анализирует, обобщает и запоминает.
Физически и психологически укрепляет. Посредством игры происходит освоение движений, развивается их координация. Каждый ребёнок умеет прыгать, бегать, кувыркаться, учась мастерски владеть своим телом, приобретая ловкость, тренируя мышечный тонус. Всё это очень важно для физиологического развития.
Значение игровой деятельности важно и в психологическом плане. Каждый из нас знает, как это важно снять барьеры, наладить взаимоотношения и контакт, сделать ребёнка общительным, преодолеть замкнутость и придать уверенности в собственных силах.
Тренирует память, даёт толчок мышлению и творчеству. В игре, когда нужно запоминать правила и детали, развивается произвольная память, которая нужна нам не только в школе, а на протяжении всей жизни.
Играя с предметами понарошку, дети начинают включать воображение. Так, у них в магазине на дворовой лавочке денежками становятся листики деревьев, суп они варят из вермишель–травы и картошки-камешков, а для теста вкусных пирожных будет выбрано сдобное тесто — речной песок. Разве у вас так в детстве не было?
Всё это помогало нам вчера и помогает нашим детям сегодня находить нестандартные решения для выхода из любой ситуации. Фантазия позволяет не думать о том, что скажут зрители, а передавать мысли и чувства, как видишь это ты, а не кто-то другой, давая волю творчеству.
Учит общаться. Что как не игра развивает в наших детях умение говорить и договариваться, слышать и слушать, обучая основам коммуникации. Распределяя роли, устанавливая правила, поддерживая контакт во время всей игры, дети учатся дружить и партнёрствовать.
Прививает нравственность и мораль. Пусть и выдуманные, но жизненные сюжеты приводят каждого ребёнка к определённому финишу – тому выводу, который он для себя делает, пройдя через ситуацию.
Как, если не через игру, показать, что есть хорошо, а что всегда будет плохо, научить сострадать и сопереживать, а не стать холодной глыбой с ледяным сердцем?! Только пережитые эмоции, что позволяет дать игра, оставят неизгладимый след в детской душе и выведут наружу тревоги и страхи.
Подобно волшебной палочке она из ленивых делает трудяжек, лживых учит говорить правду, а трусишкам прибавляет смелости.
Какие бывают игры?
Сегодня шагающие в ногу со временем учителя в воспитании младших школьников берут за основу те, которые:
- развивают абстрактное мышление,
- формируют и навеки закрепляют образ «Я»,
- учат управлять памятью.
Решающие все эти поставленные задачи игры бывают разные.
Подвижные
Они важны для любого возраста. Ведь задача школы – не только дать образование, но и сохранить здоровье. Особенно остро этот опрос стал стоять перед педагогами в условиях развивающейся детской гиподинамии. Двигательный режим современных юнцов, увы, заметно сокращается.
Потому немаловажное значение приобретают те игры, в которых задействован подвижный образ жизни, привычка к нему прививается с детства. Для младших школьников подвижные игры обычно носят сюжетный характер и включают спортивные элементы, навыки ловкости и быстроты.
Настольные
Полная противоположность и одновременно отличное дополнение к предыдущим. Подготовка к школе и начало учебной деятельности – процесс непростой, и родителям порой трудно приходится с обучением основам. Помогает заинтересовать ребёнка всё, что мы раскладываем «на столе» — красочные картинки с цифрами и буквами, примерами и предложениями.
Сегодня куча настольных игр с любимыми героями мультиков и сказок, которые требуют посчитать, сколько пройти, сколько пропустить и что сделать, чтобы двигаться дальше. А какие чудеса для детского мозга творят шахматы, мы уже прекрасно знаем!
Дидактические
Это те, в которые играют по определённым правилам с дополнительным материалом, например, игрушками. Способность играть по правилу как никогда организует ребёнка, предлагая ему норму умственного и физического действия.
В дидактической игре обучение заложено в самом прикладом материале, к которому ставится задача, тем самым она развивает сенсорные процессы и речь, любознательность и умение работать в команде. Если для малышей это могут быть простые кубики, что нужно сложить, то для школьников – картинки с городами, которые нужно узнать.
Ролевые игры
Это отличный тренер для подготовки к жизни в обществе. Вживаться в роль – значит, поступать как избранный персонаж, проигрывать заданный тип поведения. Удачно подобранная для ребёнка роль помогает справиться с трудностями: те, у кого хромает дисциплина, научится уважать окружающих и вести себя правильно, те, кто неактивен, сможет проявить себя, те, кто скромен, откроет в себе способность общаться.
Потому давайте учиться, играя! Давайте всю нашу жизнь превратим в большую и интересную игру и сделаем её чуточку веселее, а серьёзность оставим в качестве исключения. А в вашей жизни есть игра или вы всё время держите себя в «ежовых рукавицах», не позволяя расслабиться?
В ожидании комментариев, ваша «ШколаЛа».
Подписывайтесь на новости блога и добавляйтесь в нашу группу «ВКонтакте», чтобы не пропустить ничего важного и интересного!
Интересно и очень доходчиво рассказано о том как через игры маленький человек постепенно определяет свою дорогу для вхождения в мир взрослых забот.
Я настольные игры обожаю просто. Купила дочке детское домино, лото, театр. Хоть она пока только грызет все, но зато я играю Еще мы с ней в ролевые игры играем: то я её укачиваю и жалею, то она меня. Вообщем с играми с маленькими детьми не соскучишься. Правильно говорят, что со своим ребенком заново жизнь проживаешь, начиная с рождения ))
Вот согласна я с вами, Катя) И чем больше у тебя детей, тем больше жизней!
Через игры ребенок учится и общению и восприятию мира. Очень важно, чтобы в играх участвовали родители.
Совместные игры детей и родителей — это очень важно. Они помогают не потерять контакт с ребенком, ну или найти его заново, если уже потерялся.
Круто написали про важность игр. Сын вчера сказал, что в роблоксе он учится стратегии и командной работе, я сначала не поверил, но потом посмотрел, как он играет, и понял, что действительно много чего полезного можно черпать из игр. Все таки в играх они учатся и общению и многому другому.