Приветствую вас, дорогие родители! Сколько хлопот доставляет нам детская учёба в школе! Обучение – многогранный процесс, пройти который на одном дыхании без препятствий не получится. Сколько детских слёз мы видим, сколько по учителям бегаем, сколько детей между собой мирим.
Но наиболее сложная проблема, как мне кажется, которая может появиться в стенах учебного заведения, – это даже не плохая успеваемость. Это конфликт ученика и учителя.
К сожалению, без периодических столкновений в результате противоречий ну никак не обойтись. Спорные ситуации возникают всегда и везде. Самое главное – вовремя погасить разгоревшийся огонь.
План урока:
Почему учитель и ученик ссорятся?
Уверена, что никто из вас не будет отчаянно доказывать, что всю ответственность за школьный конфликт нужно полностью возложить на учительские плечи. Да, согласна, что по сравнению с «птенцами», которые только-только сели за парту, учитель и мудрее, и обучался пять лет психологической устойчивости к провокациям при проверке на «прочность». Но!
Думаю, все из вас согласятся, что времена сейчас не те, что раньше. В далёких 80х-90х, когда учились мы, даже в самом кошмарном сне нельзя было представить, что уже с начальных классов дети будут за углом школы курить и употреблять алкоголь, ни во что не ставя авторитет своего педагога.
Низкий уровень жизни и ярко прослеживающаяся грань между «богатыми и бедными» обостряет напряжение в обществе, вызывая агрессию на пустом месте и у юнцов, и у наставников.
Качество образования, в том числе и педагогических кадров, оставляет желать лучшего. Примеры непрофессионализма молодых педагогов сегодня, к сожалению, можно увидеть кругом и всюду.
Всё чаще более образованные ученики, углублённо что-либо изучая, спорят с учителем, например, о применении правил русского языка или решении математических задач, не говоря уже об иностранных языках.
Кому понравится, что чей-то отпрыск начинает умничать? Далеко не каждый способен признать свою некомпетентность и отсутствие у него должных знаний.
Провокаторами школьного конфликта могут стать разные причины, и во многом это зависит от возраста ученика.
Так, в начальных классах дети пытаются понравиться, желают быть замеченными, быть «приближёнными», потому спорная ситуация между учителем и учеником чаще выливается в мини-конфликт, когда ребёнок обижается, что его не замечают, к нему придираются, и начинает потихоньку мстить педагогу, срывая уроки и вредничая. Потому для младших школьников характерны конфликты поступков, как приглашение преподавателя к контакту.
Перейдя в старшие классы, дети сталкиваются с трудностями поиска подхода к целой группе разных учителей, ведь до старшей школы их было совсем немного: один по общим предметам и пара-тройка по специальным. Приходится подстраиваться под всех сразу, а реагировать спокойно на замечания подростки уже отказываются, отстаивая свои права.
Те, кто поразвязнее, самоутверждаются в глазах одноклассников, отвечая грубостью. Плюс скучно проводимые учителем уроки, и в результате – подростковый протест.
Невзлюбить нерадивого ученика учитель может по причине желания задавить авторитетом слишком развитого не по годам ребёнка, так называемый «конфликт поколений». Особенно это характерно для педагогов старой закалки, которые сегодня не успевают «в ногу со временем».
Нередко в «чёрный список» попадает «золотая молодёжь», одетая по последнему писку моду и снабженная суперсовременными гаджетами, заработать на которые педагог сможет разве лишь к пенсии. И пользуясь служебным положением, учитель начинает «ставить на место» юного хвастунишку.
Какие бывают школьные конфликты?
Ссоры между учителями и учениками бывают разные, объединим их в три большие группы.
Конфликт деятельности
Такая ссора получается, когда ребёнок демонстративно не подчиняется, отказываясь выполнять требования педагога либо делая это из рук вон плохо. Нередко причинами этого в начальных классах являются трудности в усвоении учебного материала. В последнее время родители жалуются на слишком высокие требования, которые учителя предъявляют к ученикам, используя заниженные отметки как наказание за неподчинение.
Конфликт поступка
Случается, что учитель, не разобравшись в ситуации, принимает решение наказать ученика за совершённый поступок и сталкивается с противостоянием. Не всякий ребёнок готов смолчать, он начинает доказывать свою правоту, которая педагогу не очень-то по душе. Потому для «закрытия рта» вступает в силу авторитет и появляется детская озлобленность. Вот вам и повод «побить посуду».
Конфликт отношений
Самый тяжёлый и самый затяжной. Он носит личностный характер, а неприязнь может быть обоюдной. Тайная ненависть закрадывается далеко в душу и порождает длительную неприязнь между учителем и учеником. Нелюбовь у ребёнка может быть как к самому педагогу, так и к предмету, а взрослый способен негативно воспринимать учащегося-лидера коллектива как конкурента.
Потому начинаются насмешки, стремление переиграть, грубость и пользование положением. Чаще всего в этой ситуации единственный способ решения – сменить педагога.
Главное: вовремя помирить!
Конечно, ссора – это всегда неприятно, иногда не особо хочется идти и разбираться, но допустить, чтобы конфликт между учителем и ребёнком затянулся, нельзя. Время здесь играет против вас. Вот некоторые примеры, которые показывают, что школьник обиделся на педагога.
- Ребёнок постоянно сетует: «Учитель меня не замечает!» Но, как часто бывает, что проявленное когда-то нежелание ребёнка поучаствовать в классном мероприятии становится поводом больше не вовлекать его в общие мероприятия.
- Ещё на пороге по возвращению из школы юный ученик возмущается: «Почему она на меня кричит?!». Жалуются на повышение голоса чаще те ученики начальных классов, которые к крику дома не привыкли. Для них это нонсенс. Но многие родители, пообщавшись с учителем, нередко понимают, то преподавательский крик – это всего лишь попытка перекричать детский улей.
- Школьник на плохие отметки возражает: «Ко мне придираются больше, чем к другим!». У половины детей младшей школы устоявшееся мнение: учитель цепляется просто так. Причиной тому часто бывает неумение в таком возрасте ещё оценивать свои поступки.
Всё это может сопровождаться слезами, повышенной интонацией и грубыми словами в адрес преподавателя.
Безусловно, сразу возникает желание бежать в школу и защищать обиженного ребёнка, но стоит ли «пороть горячку»? Сосчитайте до десяти и спросите себя:
- точно ли вы знаете, как ребёнок ведёт себя без вашего присутствия, может ли он соврать о своём поведении,
- знаете ли вы дословно, что именно требовал учитель от ребёнка,
- не является ли отсутствие внимания учителя к ученику лишь следствием большой нагрузки, когда педагог просто не успевает «полюбить» всех.
Самым лучшим решением для вас, как третейского судьи, станет независимая беседа с обеими сторонами конфликта по особым правилам.
- Главная цель разговора с ребёнком – дать выплеснуться негативу. Пламенная речь закончилась? Теперь к деталям: что, когда и как.
- Главная цель разговора с педагогом – выявить только обстоятельства без эмоций. В разговоре в стенах школы не стоит преувеличивать детскую вину, но и заискивать с учителем тоже не стоит, боясь «попортить жизнь ребёнку». Кто, если не мы, будет защищать наших детей?! На каждую силу найдётся другая сила!
- Имейте ввиду, что версии «кто виноват» могут значительно разниться. Потому объективность — это условие для правильного принятия решения.
- У вас неплохие отношения с родителями одноклассников? Попробуйте выяснить, не было ли у них конфликтов с этим педагогом.
Разговор с преподавателем зашёл в тупик? Попробуйте встать на тропу сотрудничества, обозначив, как вы намерены попытаться выйти из ситуации со своей стороны, напомнив ребёнку, «что такое хорошо, а что такое плохо», и уточнив, что может сделать преподаватель. А искать выход придётся, иначе один не сможет учить, а другой – учиться!
Преодолели ссору и помирили враждующие стороны? Не ждите очередного конфликта, примите профилактические меры. Наладьте хорошие отношения с учителем, почаще интересуясь и принимая участие в жизни класса. Как известно, общие интересы сближают, и кто знает, может между учителем и вашим ребёнком вдруг появится настоящая школьная дружба!
А вы конфликтовали с учителями? Если да, расскажите, что делать родителям в таких случаях, чтобы и «волки были сыты, и овцы остались целы».
И, конечно же, школа — это не только проблемы, конфликты и трудности. Это еще и масса разных забавных ситуаций, ими мы щедро делимся в нашей группе «ВКонтакте», так что не забудьте в нее вступить) А подписавшись на новости блога, вы раз по понедельникам будете получать расписание выхода статей на следующую неделю и всегда будете в курсе событий.
Ну а теперь, может быть «Ералаш» посмотрим? Не против? Чуток расслабимся и улыбнемся)
Желаю вам мира в доме, в школе и во всем мире!
Ваша Евгения Климкович
Сложная тема. Думаю, педагогу с самого начало надо начать выстраивать отношения с родителями. Если они будут на одной волне, станут союзниками, то проще будет решать вопросы и с учениками.
Это надо быть очень мудрым человеком и большим профи, чтобы не вступать в конфликт с учениками. У них то всего этого пока еще нет. Если все случился конфликт, то ребенок никогда не найдет из него выход. Это задача педагога. Испытание на профпригодность.
Думаю, что здесь будет иметь значение опыт педагога. Когда пройдешь через все, тогда и научишься конфликты предупреждать. В институтах этому вряд ли можно научиться.
Конфликт поступка, наверное самая главная причина, и самая неприятная для ребенка. Глупость и гордыня некоторых педагогов берет верх над здравым смыслом, и очень часто когда ребенок прав ему просто затыкают рот!
Что и не говори, работа учителя очень сложна. И в первую очередь в моральном плане. Трудно любить всех своих учеников. А ведь это необходимо. Только в этом случае дети будут отвечать взаимностью и тогда конфликтов не будет. Здесь нужно призвание иметь. К сожалению, так бывает редко.
Очень сложный вопрос затронут в этой статье. У нас не было открытого конфликта с педагогом, но то, что мы настроены на разную волну стало понятно изначально с первых дней школы. Дочке было очень тяжело, мне, конечно же, тоже. я пыталась ее поддерживать, но понимала, что это не выход и ничего не поменяется. Мы перешли в другую школу — это было наше решение и сейчас я вижу, что оно правильное.
Светлана, очень рада, что вам удалось решить проблему. Иногда действительно проще школу поменять нежели пытаться педагога вразумить.
Классная статья, много интересных мыслей. Хотелось бы увидеть рекомендации по решению конфликтов, а не только описание проблем. Может быть, примеры из практики или советы психологов. И еще, проверьте пожалуста орфографию, в некоторых местах текст читается сложновато из-за опечаток.
Как раз разбирались с сыном в проблемах в школе, и тут на эту статью наткнулся. Интересно было узнать, что конфликты могут быть полезными, если правильно их разрешать. Никогда не задумывался, что это может учить детей самостоятельно думать и отстаивать свою точку зрения, главное чтобы уважение сохранялось с обеих сторон.
Классная статья, много думал о том, как помочь своим детям в школе. Интересно было узнать, что конфликты между учителем и учеником могут быть полезными, если их правильно разрешать. Это заставило меня по-другому посмотреть на то, как я реагирую, когда дети жалуются на школу. Попробую теперь больше общаться с учителями, чтобы понять обе стороны.