Здравствуйте, друзья!
ШколаЛа поздравляет вас с началом третьей учебной четверти! Желает новых пятёрок, новых впечатлений, новых побед и… новых классных проектов. Ну а куда же без них? Особенно в начальной школе. Сегодня рассмотрим одну из самых, на наш взгляд, трудных школьных проектных разработок, а именно проект Кто нас защищает для 3 класса.
Чем же он так труден? Тем, что не даны конкретные четкие рекомендации по поводу того, что делать нужно, как, например, в проекте «Говорите правильно».
Трудности начинаются уже с выбора темы работы, ведь защитников у нас много, это и военные, и полиция, и пожарные, и врачи, и наши уважаемые ветераны. Про кого писать? Или про что? Пока не понятно. Давайте попробуем разобраться вместе. По традиции, для начала заглянем в учебник по окружающему миру авторства Плешакова.
План урока:
Со страниц учебника
Не будем разбирать весь текст, а перейдем сразу к заданиям.
- Во-первых, составители учебника предлагают третьеклашкам узнать больше о нашей Российской армии. А потом по результатам своего исследования создать свой неповторимый проект.
- Во-вторых, авторы также не против, чтобы дети ближе познакомились с деятельностью таких защищающих нас структур как полиция, МЧС, пожарная охрана.
- В-третьих, познакомиться можно не только со структурами, а и с самыми настоящими людьми, полицейскими, пожарными, ветеранами ВОВ и взять у них интервью.
Мы вариант с интервью отмели сразу, так как нет у нас в окружении подходящих для интервьюирования знакомых людей.
Из задания, данного в учебнике, можно сразу же вычленить некоторые возможные темы для своего проекта:
- виды и рода войск в Вооруженных силах России;
- воинские звания в Российской армии;
- военные корабли России;
- военные самолеты России;
- история (деятельность) пожарной охраны;
- история (деятельность) МЧС;
- история (деятельность) полиции.
Списком, приведенным выше, темы проекта «Кто нас защищает» не ограничиваются. Можно придумать какую-нибудь свою, к примеру:
- структура Сухопутных войск РФ;
- чем занимаются Космические войска;
- самые большие военные корабли России и т.п.
Как видите, простор для деятельности есть.
Что ж, будем выбирать тему.
Кстати, по поводу того, как должен в результате выглядеть ваш проект, ничего конкретного в учебнике не сказано. Вернее, сказано, что это может быть стенд, альбом, памятный листок и даже фотовыставка. То есть, другими словами, все, что душе угодно.
Выбор темы
Мы выбрали не одну, а две темы, очень уж они заинтересовали моих третьеклашек. Темы такие:
- Виды и рода войск в Вооружённых силах России.
- Военные самолёты России.
Темы сложные только на первый взгляд. Если как следует разобраться и разложить все по полочкам ровными стопочками, то все сложности сразу же исчезают.
Давайте начнем с видов и родов войск в Российской армии.
Виды и рода войск в Вооружённых силах России
Вы знаете, что такое вид войск? А чем он отличается от рода? Как выяснилось, данные вопросы могут поставить в тупик даже взрослых, отслуживших в армии мужчин, а не то что женщину с ребенком)
К счастью, у нас под рукой всегда есть интернет, и вот какие ответы он дал на поставленные выше вопросы.
Сколько всего видов войск в нашей армии? Да всего три!
Мы, если честно, думали, что их гораздо больше. К счастью, оказались не правы.
Теперь немного подробнее про каждый из них.
Военные действия на суше ведут сухопутные войска, что ясно из их названия. На картинке ниже представлена большая эмблема сухопутных войск России.
Это самый многочисленный по количеству военнослужащих вид вооруженных сил. Численный состав перевалил за 280000 человек.
А вот что входит в состав сухопутных войск.
Следующий вид – это Военно-морской флот.
Он «отвечает» за море.
Естественно у ВМФ России есть корабли и подводные лодки. По состоянию на январь 2022 года:
- подводных лодок – 73 единицы;
- боевых кораблей и катеров – 224 единицы.
С сушей и морем понятно, остается еще воздух.
Вид войск, предназначенный для ведения военных действий в воздушном, а также космическом пространстве — это Воздушно-космические силы.
Самый молодой вид войск. Он был сформирован в августе 2015 года, тогда как датой создания Вооружённых сил РФ считается 7 мая 1992 года.
Воздушно-космические силы также укомплектованы военной техникой. В их ведении находятся:
- примерно 3800 самолетов;
- около 1500 вертолетов;
- зенитно-ракетные комплексы;
- установки по запуску баллистических и межконтинентальных ракет.
Теперь разберемся с родами войск.
Как мы поняли из определения понятия «род войск», он является частью вида войск. Следовательно, каждый из представленных выше трех видов войск можно поделить еще и на рода. Собственно, так оно и есть. На картинках ниже представлены схемы, на которых наглядно видно, что и на что делится.
В состав Сухопутных войск входят 4 рода войск.
- Мотострелковые, которые являются основой сухопутных войск России.
- Танковые – их главная ударная сила.
- Ракетные войска и артиллерия – это основное средство ядерного или огневого поражения противника.
- Войска противовоздушной обороны, задача которых разведка воздушного пространства и защита от нападения противника с воздуха.
ВМФ РФ так же делится на рода войск.
- Подводные силы – предназначены для ликвидации стратегических объектов противника на суше и море, разведки, высадки специализированных групп.
- Надводные силы, которые обеспечивают защиту морских коммуникаций, выход подводных лодок, перевозку десанта, установку противоминных заграждений.
- Морская авиация, занимающаяся поиском и уничтожением вражеских кораблей, прикрытием с воздуха, разведкой.
- Береговые войска, которые в свою очередь делятся на ракетно-артиллерийские и морскую пехоту. Их главная задача – прикрытие группировок наших войск и объектов от надводных кораблей противника.
Военно-космические силы включают в себя три рода.
- Военно-воздушные силы – они обеспечивают защиту войск от ударов с воздуха, уничтожают цели на вражеской территории, осуществляют переброску десанта.
- Войска противовоздушной и противоракетной обороны, которые отражают атаки авиационных и ракетных средств нападения противника.
- Космические войска, в задачи которых входит запуск и управление космическими аппаратами, наблюдение за космическими объектами.
Конечно, здесь перечислены не все задачи, их гораздо больше. Но если писать про всё, то получится не проект по окружающему миру для 3 класса, а настоящий вузовский диплом.
Но вот основную задачу всех Вооруженных сил Российской Федерации знать нужно. Она заключается в обеспечении безопасности Родины.
Есть еще два рода войск, которые не относятся ни к одному из трех перечисленных выше видов. Они подчиняются непосредственно Президенту страны, который является Верховным главнокомандующим и Генеральному штабу.
Это ракетные войска стратегического назначения и воздушно-десантные войска.
Ракетные войска стратегического назначения являются сухопутным компонентом стратегических ядерных сил.
Их задача сдерживать возможную агрессию и поражать важные объекты противника ударами межконтинентальных баллистических ракет.
ВДВ — это всем известные «голубые береты».
ВДВ обеспечивают:
- охват противника по воздуху;
- захват и уничтожение высокоточного вражеского оружия;
- срывы развертывания резервов врага;
- поддержку своих войск на отдельных направлениях.
На картинке ниже изображена эмблема ВДВ.
Этой информации вполне хватит, чтобы создать отличный, в меру информативный проект «Кто нас защищает». Что мы и сделали.
Так как составители учебника дали нам волю в плане выбора формата проекта, мы сделали планшет. Даже не ожидали, что он получится таким классным.
Посмотрите, это вид спереди.
А это вид сзади.
Во время работы над планшетом придумали новый интерактивный элемент – живые схемы. В основном их использовали.
В каждой схеме присутствуют «живые» элементы, можно их открыть, прочитать описания.
Или посмотреть фотографии.
Готовый планшет «Виды войск. Рода войск» мы запечатлели на видео.
И, по традиции, когда мы делаем проекты для себя, мы создаем шаблоны и для вас. Чтобы и вы могли сделать своими руками такое же чудо.
Узнать все подробности по приобретению шаблонов планшета «Кто нас защищает. Виды и рода войск» вы можете в нашем магазинчике.
Переходим к следующей теме.
Военные самолеты России
Вот что удалось выяснить.
Военная авиация России является одной из самых современных на планете. Военно-промышленный комплекс России способен производить практически любые типы современных военных самолетов.
Военные самолеты отличаются от обычных самолетов.
Основные их отличительные черты это:
- высокая маневренность – способность быстро изменять скорость, направление движения и т.д.;
- большой пространственный размах действий – способность выполнять боевые задачи как на очень больших высотах, так и у поверхности земли;
- способность быстро переносить усилия и внимание с одних объектов и направлений на другие;
- вести работу в глубоком тылу противника;
- наносить внезапные удары с воздуха.
По назначению военные самолеты делятся на:
- бомбардировщики;
- истребители;
- истребители-бомбардировщики;
- перехватчики;
- штурмовики;
- военно-транспортные;
- разведчики.
Бомбардировщики поражают цели, находящиеся на земле с помощью бомб и ракет.
Главная задача истребителей – уничтожение вражеских самолетов и других объектов, находящихся в воздухе.
Истребители-бомбардировщики способны уничтожать как воздушные, так и наземные цели.
Перехватчики – это подвид истребителей, их применяют для уничтожения бомбардировщиков противника. Они снабжены мощным радиолокационным оборудованием.
Задача штурмовиков – поддержка наземных вооруженных сил с воздуха.
Военно-транспортные аппараты доставляют военные грузы, транспорт и военнослужащих.
Разведчики – это многоместные, легковооруженные самолеты, оборудованные аэрофотосъемкой, радиолокаторами, приборами для передачи телевизионного сигнала.
Это общая информация по военным самолетам. А сейчас более конкретно и с фотографиями.
Пройдемся по нашим замечательным военным самолетам.
Ту-160 «Белый лебедь».
Такое красивое название носит самый быстрый и тяжелый бомбардировщик в мире. Это самый мощный стратегический бомбардировщик России. Сверхзвуковой ракетоносец. Самый большой сверхзвуковой самолет в истории авиации. В общем «самый-самый».
Дальность полета «Белого лебедя» составляет 14000 км.
Скорость – 2230 км/час.
Су-25 «Грач» или «Летающий танк».
Надежный и мощный штурмовик. Бронированный дозвуковой самолет. «Грач» оснащен авиапушками, авиабомбами, ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля». Боевое крещение Су-25 прошел в Афганистане, где и получил свое второе прозвище «летающий танк».
Су-34 «Утёнок».
Еще один «пернатый» представитель российской военной авиации. Свое прозвище получил благодаря своему внешнему виду, нос самолета очень похож на клюв утенка. Фронтовой бомбардировщик. «Утёнок» способен поражать не только цели, расположенные на земле, но и постоять за себя в воздушном бою. Самолет может принять на борт до 8 тонн боевой нагрузки.
Дальность полета «Утёнка» — 4000 км.
Скорость – 1900 км/час.
Су-35.
Один из лучших военных самолетов России. Один из лучших истребителей мира. Сверхманевренная воздушная машина. Наименее заметный для систем обнаружения российский самолет. Первый опытный образец Су-35 был собран летом 2007 года. Максимальная скорость полета 2500 км/час.
Су – 57.
Супер-истребитель 5-го (новейшего) поколения. Может поражать цели как в воздухе, так и на земле. Малозаметен для глаз и радаров противника. Может работать на высоте до 20 км. Максимальная скорость 2600 км/час, а это в 2,2 раза больше скорости звука.
МиГ-31 «Лисья гончая».
Истребитель-перехватчик, способный выполнять боевые задачи в любое время суток и при любой погоде. Оборудован одним из лучших в мире радарных комплексов. Абсолютный лидер по скорости движения среди перехватчиков – 2500 км/час.
МиГ-35.
Один из самых технически сложных современных истребителей в мире. Один из лучших боевых самолетов России. Способен решать боевые задачи любого уровня сложности. Максимальная скорость – 2100 км/час.
Высота полета до 16 км.
Максимальная дальность полета 3000 км.
Ту – 214Р.
Самолет-разведчик. Был построен в 2009 году. Самолет оснащен многочастотным радиотехническим комплексом, позволяющим вести поиск объектов и осуществлять перехват радиопереговоров. Также самолет оснащен системой «Фракция», позволяющей получать качественное изображение местности.
Ан-22 «Антей».
Военно-транспортный аппарат. Турбовинтовой самолет, причем самый большой в мире. Свое название получил в честь непобедимого великана из древнегреческой мифологии Антея. Стоит на вооружении с 1969 года. Способен перевозить до 280 солдат или 150 десантников-парашютистов, или 60 тонн груза.
Максимальная скорость – 650 км/час.
Дальность полета – 5225 км.
Высота полета 9 км.
Ан-124 «Руслан».
Относится к разряду военно-транспортных машин. Огромный, самый крупный в мире грузовой самолет. Способен перевозить 880 солдат или 120 тонн груза. Первый полет совершил 24 декабря 1982 года. Стоит на вооружении с 1991 года.
Максимальная скорость 865 км/час.
Ту-95 «Медведь».
Стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Самый быстрый винтовой самолет в мире. Может выполнять боевые задачи в любую погоду, в любое время суток. Один из самых старых самолетов, находящихся в эксплуатации (с 1956 года).
Ил-76 «Улыбчивый».
Тяжелый военно-транспортный самолет. Свое прозвище получил благодаря необычной конструкции кабины, иллюминаторы в которой похожи на улыбку. Предназначен для транспортировки личного состава, грузов, военной техники. Может взять на борт 167 солдат или 127 десантников-парашютистов.
Дальность полета – 4800 км.
Высота полета – 11600 метров.
Ну и, пожалуй, хватит.
Информации для создания отличного авиа-проекта для 3 класса вполне достаточно.
Информацию про военные самолеты России мы также решили представить в виде планшета.
Вот уже готовый образец. Так планшет выглядит спереди.
А так сзади.
Все можно открыть, почитать.
Посмотреть картинки.
А вот наш военный авиа-планшет на видео.
Обращаем ваше внимание, что у нас на блоге есть статьи, посвященные и другим проектам для 3 класса:
На сегодня все!
Желаем вам крепкого здоровья и успехов в учебе.
Ваша «ШколаЛа».
Отличный проект. Очень информативно, наглядно и думаю интересно будет всем.
Очень интересный проект. Но мне бы хотелось узнать больше о том, как дети могут вовлекаться в этот процесс. Может кто-то уже проводил такой проект? Поделитесь опытом, плиз)
Ну вот, полезная статейка для проекта по окружающему миру, много интересных идей для детей. Мы с сыном как раз думали чего бы такого сделать, чтоб и по теме было и интересно. Подкинула пару мыслей, как раз обсудим сегодня вечерком. Спасибо автору, пригодится.
Читала статью про проект «Кто нас защищает» и интересно бы было узнать побольше про то как дети могут участвовать в таких проектах. Может кто делал что-то подобное, поделитесь как организовать и что детки больше всего запомнили?
Читал статью и вспомнил как мой сын готовил проект про пожарных. Решил узнать все сам: сходил в пожарную часть, расспросил пожарных о работе. Потом дома устроил настоящую презентацию для всей семьи, даже костюм нарядил. Получилось очень познавательно и интересно, горжусь им!