Приветствую вас, любители сказочных историй своих больших и маленьких фантазёров! С вами снова я, Евгения Климкович. Нет, говорить будем не о сказках как волшебном элементе воспитания детей. Это уже пройденный нами материал. Напротив, разбирать мы будем наших юных Мюнхгаузенов на предмет профессионализма в умении приукрасить и выдумать.
Предлагаю дружно поискать ту тонкую грань между простым вымыслом и горькой ложью. Какие причины скрываются за желанием малыша обмануть всех и вся, или что делать если ребенок врет? Согласитесь, что любой обман – это противно и обидно, а когда это делает твой собственный отпрыск – неприятно вдвойне.
План урока:
Возраст для того, чтобы научиться врать
Фантазирует малыш или уже преднамеренно обманывает, связано с его возрастом. Так, дети до четырёх лет живут в своём вымышленном мире, выдавая желания за действительность. Они искренне верят в чудеса: мишки и куклы, если их не прибрать, обижаются и уходят к другим детям. Они лепят истории о том, что когда вырастут, победят драконов или волшебной палочкой будут исполнять желания. В таком возрасте рано говорить о наличии лжи, она еще не нужна.
В период с 4 до 6 лет дети начинают понимать границы между тем, что есть и тем, что придумано. Одновременно они проверяют родителей на прочность: пробуют говорить неправду, следят за реакцией. Если удаётся избежать ответственности за то, что все конфеты съела домашняя Муся, а платье само запачкалось, мысль о возможности солгать начинает прочно осваиваться в детской голове.
Постоянно оставляя без внимания кажущийся бескорыстным обман, родители обрекают своё чадо на привычку лгать просто по инерции: для красивого слова, на ходу, без причины и повода.
Это интересно! В свои 4 года ребёнок может приврать разок в два часа, шестилетка достигает мастерства и сокращает этот интервал до 90 минут.
Неправда во спасение, или несколько почему
Изучая природу детского обмана, психологи для себя обозначили виды лжи, которые чаще всего используются. Так вот, оказывается, для вранья есть несколько почему.
- Ложь — фантазия. Такая бескорыстная, на грани вымысла, основанная на сказках. Ребёнок просто увлечённо рассказывает о том, чего нет в действительности. Конечно, ничего плохого в таких фантазиях нет, но контролировать этот процесс всё-таки стоит, чтобы такая сказка не прижилась в реальности и с головой не затянула в свой мир. Согласитесь, немного напрягаешься, когда слышишь, как выросший школьник взахлёб доказывает, что Дед мороз существует, а зубные феи дарят подарки. Придёт время, и фантазии повзрослеют, а это уже далеко не волшебно.
- Ложь – сигнал. Дети в своём обмане чётко выдают желаемое за действительное. Наверное, у многих появившиеся вдруг в доме игрушки дарились, а не забирались за просто так, для домашних дел вместо игр сразу болела голова, а по понедельникам, когда надо идти в школу, начинали ныть животы. Причин для таких обманов, когда хочется чего-то, а его нет, можно найти очень много.
- Ложь – страх. Боясь быть наказанным, отруганным или высмеянным, ребёнок на ходу начинает сочинять истории, чтобы улучшить своё «безнадёжное» положение. Нотации родителей за двойки и плохое поведение в школе, надменность сверстников, если чего-то не умеешь и не имеешь, и он начинает сочинять. Знакомо? По-моему, до боли.
- Ложь – спасение. К таким случаям психологи подходят индивидуально. Понять, почему дети врут во спасение, и не кроется ли на самом деле тут другая причина, достаточно сложно. Зачастую такие обманы напрямую граничат с нежеланием понести ответственность за сказанную правду, прикрываясь «добрыми» намерениями не огорчать, умолчав о чём-то.
- Ложь – хитрость. Вот здесь-то кроется чистой воды профессиональный обман, так как связан он с выгодой. Для получения желаемых результатов, «пока родители не поняли», дети прибегают к неправде, причём им абсолютно не важно, что после этого будет. Главное: получил то, что хотел, теперь можно и в углу постоять!
- Ложь – лицемерие. Это перенятый обман, переданный по наследству, потому что учатся лицемерить дети, в первую очередь, в семье, глядя на родителей. Если такая ложь в повседневной жизни – ваш конёк, будьте готовы, что ребёнок рано или поздно будет в глаза сыпать комплименты, а за спиной – гадости, искать только выгодные знакомства и дружить по принципам привилегии.
- Естественная ложь. Звучит, конечно, нарочито громко. Но психологи дают право на её существование, не во спасение, а когда не соврать ну просто нельзя. Мы сталкиваемся с ней на каждом шагу, иначе как вы хотя бы объясните трёхлетнему крохе, откуда берутся дети. Да мало ли таких жизненных ситуаций, в которых чистая правда не особо нужна?!
«Приплыли тапочки к дивану»? Ваша реакция
Большая ли, маленькая ли, во спасение или с хитростью неправда всегда ставит нас, родителей, в тупик и мгновенно приводит в состояние паники наш мозг: «Врёт! Почему? Что делать? Не обращать внимания? Наказать? Улыбнуться? Рассердиться?». Знакома такая «ромашка»? Думаю, да. Вот что нам рекомендуют психологи, чтобы ложь не вошла в привычку.
- Доверяйте своим детям. Это то фундаментальное чувство, на котором выстраиваются все без исключения отношения, и с детьми особенно. Изначально детские слова нельзя подвергать сомнению. Не стоит выражать своё «фи», не дослушав ребёнка и сразу дав ему понять, что он обманывает. Иначе малыш будет действовать по наитию: «А, навру, всё равно не верят!»
- Не делаем из мухи большого слона. Конечно, неприятно, но не конец света. А вы своей жизни никогда не лгали и говорили исключительно правду? Ну хоть маленечко? Вот когда патологический обман, без выгоды и страха перед наказанием, вот тогда нужно бить в колокол и бежать к психологам за помощью. А так с любой другой ложью можно справиться в семейном кругу.
- Подходим к обману с юмором. На несуществующий вымысел можно ответить, создав ситуацию, чтобы посмеяться вместе. Особенно, когда начинают помаленьку лгать маленькие детки, не совсем ещё различая грани реалий и фантазии. Например, на утвердительное детское «Я чистил зубы!», вы юмористически можете ответить «Конечно, чистил, кошке Мусе, а себе забыл!», что непременно повеселит вашего ребёнка, а результатом стает его повторный поход в ванную комнату. Но проблема-то будет решена просто и без обидных скандалов, а малыш твёрдо зарубит себе на курносом носу: «Родителей не обманешь. Они умные и знают всё!»
- Оцениваем последствия. При первом случае неправды ни в коем разе нельзя оставлять это без внимания и на потом. Объясните ребёнку все последствия его лжи, сделав это один-на-один, без унизительного разбора при посторонних. Понятие того, что он живёт в обществе не один, а каждый его поступок влечёт за собой последствия, возможно, будет достаточным, чтобы неправда не появилась больше или обман использовался в редких случаях.
- Крупная и жестокая ложь подлежит наказанию. Для детей пяти – девятилетнего возраста последующее за их обман наказание – весомый сдерживающий фактор. Поэтому родительские внушения, не подкреплённые мерами, как говорят психологи, не имеют стойкого результата воздействия. Не чувствуя фактических последствий за поступки, дети вновь повторяют свой обман.
- Будьте живым примером. Не стоит ждать честности и требовать говорить правду от ребёнка, в семье которого обман – это обычный и приемлемый способ отношений родителей друг с другом и с окружающими. Не будьте провокаторами для своих детей!
Вот такая она, горькая ложь! А как вы справляетесь с детским обманом? Поделитесь своими советами! Давайте вместе скажем себе и своим детям: «Тайное всегда становится явным!»
Желаю вам всего самого доброго!
До новых встреч на страницах блога!
Всегда ваша, Евгения Климкович.
Я, наприер, не вру. Можеь, иногда не договариваю.
Ирина, в этом вы не одиноки)
я могу что то утаить, но это во благо. Меня как то кума спросила на счет своего мужа, мол не знаешь, кажется загулял. Вот в таких ситуациях мне и приходится немного лукавить, ну или либо ухожу от разговора. А так я всегда говорю «в лоб». На мой взгляд лучше услышать правду, чем быть в дураках. Так что ситуации бывают двоякие. А вот что касается детей, тут другая ситуация, и я с вами, Евгения, согласна. Существует много причин детской лжи и первая из них — страх.
Да уж, ситуации разные бывают. Правда — это конечно хорошо. Но иногда и убить может. Так что лавировать приходится в некоторых случаях.
Хорошие советы для того, чтобы правильно реагировать на детскую ложь. Иногда бывает сложновато найти самый лучший выход, если вдруг подлавливаешь ребенка на вранье.
Надежда, очень рада, что полезной для вас статья оказалась)
Детки — великие выдумщики! И нужно подходить с юмором к тому, что они придумывают. А вот откровенную ложь, все таки, не нужно пропускать. Необходимо разобраться, чем она вызвана. Здесь и помогут Ваши советы, Евгения.
Спасибо, Наталья) Буду надеяться, что действительно помогут.
Однажды один когда-то известный человек сказал мне: «У тебя есть большой недостаток — ты не умеешь врать». Тогда я впервые задумалась, что желание говорить правду может восприниматься как отрицательное качество. Но переделать я себя не смогла. На протяжении многих лет наблюдала, как люди, которые врут вышестоящим начальникам, выкручиваются и лицемерят, легко продвигаются по карьерной лестнице. Этот «талант» заложен в детстве. Пример брали с родителей. Я ненавижу вранье. Но так ли важно научить детей всегда говорить правду? У меня ответа на вопрос нет.
Действительно, Маргарита, сложный вопрос. Заставили вы меня задуматься.
помню, я в детстве лгала, редко, но было — из-за страха... а так были фантазии... я сейчас очень четко вижу, где была ложь, а где фантазия
И у меня так было, из-за страха. А еще из-за того, что расстраивать никого не хотелось, поэтому и скрывала свои плохие оценки)
Мне кажется, хуже всего, если родители чрезмерно большое внимание уделяют аспекту вранья — «я больше всего не люблю вранье», «нет ничего хуже вранья» и т.п., а при этом ставят такое количество запретов, что либо врешь, либо кучу вещей в жизни упускаешь
В общем, сложная штука воспитание детей. Все очень многогранно. И ни одного единственно правильного ответа ни на один вопрос нет. Сколько детей на свете столько и правильных к ним подходов. Кому-то без строгих запретов ну никак нельзя. А кто-то самостоятельно может прочувствовать предел допустимого.