Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Нравственное развитие младших школьников

Автор:

«…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

(В.Сухомлинский)

Доброго дня, многоуважаемые читатели. Сегодня решила посвятить наш разговор достаточно серьёзной теме. Говорить мы будем про нравственное развитие младших школьников.

Многие родители, увы, уверены, что духовно-нравственным воспитанием должна заниматься школа. Да, согласна, в учебном заведении работают специально обученные педагоги, которые из трудов Макаренко, Сухомлинского и им подобных впитали азы, как привить духовность и нравственность детям и воспитать достойного гражданина нашего общества.

Но только ли школе посилен этот труд, и не напрасно ли мы возлагаем наши надежды лишь на вечно занятых учителей? Кто, если не мы, родители, жизненными примерами и семейными традициями можем показать, как любить свою Родину, как уважать окружающих, как относиться к труду, обязанностям и самое главное – к самому себе?!

В чём выражается нравственность?

Современная Россия взяла курс на духовно-нравственное развитие личности каждого гражданина, осознав проблему отсутствия этих качеств у нынешней молодёжи. Даже федеральный госстандарт в образовании определяет смыслом и целью обучения именно развитие личности. А все ли понимают, что значит воспитать школьника нравственно-духовным?

 

Для меня, например, очень близки вот такие личностные характеристики школьника, которыми можно оценивать качество глубины его нравственных убеждений.

  • В первую очередь, это тот, который любит свой народ, свою маленькую родину в частности и большую страну в целом.
  • Во-вторых, это тот, кто уважает и принимает ценности своей отдельной семьи и общества одновременно.
  • В-третьих, это тот, кто отличается доброжелательностью, может слушать и слышать, имеет свою точку зрения и умеет её отстаивать, причём обоснованно и аргументированно, готов быть любознательным и всецело познавать мир.
  • В-четвёртых, это тот, кто действует самостоятельно и отвечает за свои поступки не только перед своей семьёй, но и перед всеми окружающими.
  • В-пятых, это тот, кто научился основным правилам поведения, безопасным не только для него самого, но и для других, кто рядом.

Не много ли? Думаю, к тому моменту, когда ребёнок-выпускник встанет перед открытыми в большой мир дверьми, этого как раз будет достаточно, чтобы получить ещё одного достойно воспитанного гражданина России.

А когда начинать?

Все мы понимаем, что нравственность не передаётся по наследству, а прививается в процессе обучения. Но стоит ли ждать, когда Ваш ребёнок пойдёт в 1-ый класс, чтобы его начали воспитывать в духе нравственного развития только в школе?!

 

Детство – это  то счастливое время, воспоминания о котором закладываются на всю оставшуюся жизнь. И храм духовности и человеческих ценностей в маленьком человечке закладывается ещё с пелёнок, выстраиваясь по кирпичику.

Психологи говорят, что развитие нравственности тесно идёт в ногу с когнитивным развитием – развитием всех мыслительных процессов. И в идеале выглядит это так.

  • До 7 лет дети оценивают поступки как «плохой» и «хороший» по правилам, привитым нами, взрослыми, склоняясь судить по последствиям, а не по намерениям, в зависимости от того поощрения либо наказания, которое можно по итогу получить. Далее идёт осознание пользы, которую можно извлечь, и нравственность имеет место для получения одобрения со стороны взрослых. Но ещё сами поступки не вызывают тех положительны эмоций, к которым приводит истинная нравственность. Это только начало пути, зачаточная стадия чувства долга. Пока нет морального мотива, а есть простое «надо».
  • В возрасте от 7 до 10 лет младшие школьники начинают активно развивать чувство долга, если им показать, как должно быть. Они ещё способны переживать стыд и недовольство своим поведением и приходят к этому сами, без всякого указания на то со стороны взрослых. Их ещё можно призвать к совести. А поступая по требованиям долга, они настолько радуются и гордятся, что это становится мотивом для совершения ими нравственных поступков. И если в такие минуты их поддерживать, то правильные поступки войдут в привычку, возникает потребность поступать нравственно.
  • 10-13-летние подростки к обретённой привычке уже способны ориентироваться на принципы окружающих и следовать официальным законам общества, и уже становится не важно, получит ли твой нравственный поступок одобрение. Есть установка: так должно быть, нельзя иначе.
  • Начиная с 13-ти лет, судить о поведении подростки начинают по собственным критериям и убеждениям и оправдывают поступки с точки зрения уважения прав человека. Самый заключительный этап – это когда поступаешь по совести, не изучая для этого мнение людей и закон, ибо совесть – наш главный судья. Но до этого, увы, как отмечает статистика, доходит лишь 10% населения в возрасте от 16 лет.

Что важно

 

К сожалению, далеко не каждая российская семья берёт на себя воспитательные функции. Чаще забота о детях сегодня ограничивается «покормить», «одеть», «есть время – проверить уроки». Лишь одиночки-энтузиасты готовы обсуждать, показывать на собственном примере, дабы потом не жалеть об упущенных возможностях.

Остаётся надежда на школу, где учителя на уроках станут рассказывать, «что такое хорошо и что такое плохо». Но и здесь мы сталкиваемся с печальными результатами. Современное образование готово дать нашим детям определённый набор знаний, необходимых и достаточных для поступления в ВУЗы. Мало, кто из выпускников имеет чёткое представление о себе самом и о своём месте в этой большой взрослой жизни.

Да, все они сегодня мобильны, коммуникабельны, амбициозны и креативны, но этого мало! Они теряют такие важные качества, как умение помогать и принимать помощь, как соотносить свои усилия с усилиями окружающих, как сопоставлять свои умения со знаниями других, как уметь понимать.

Потому пристально следить за духовно-нравственным воспитанием наших детей не менее важно, чем наблюдать за их успехами в чтении, математике и письме, не откладывая сей процесс в дальний ящик, чтобы «…оградить наших детей…от одной из самых больших бед – пустоты души…».

Путь к прекрасному

 

Нравственное воспитание – это тяжёлая работа. Ведь, чтобы прививать ребёнку какие-то качества, нужно эти качества нести в себе самом. Можно ежедневно сотрясать воздух, требуя от ребёнка уважения к себе, как к старшему, тут же демонстрируя пренебрежительное отношение к соседской бабушке. Можно громко заявлять о важности семейных традиций, проводя выходные вечера за игрой в компьютер. Можно активно обсуждать важность субботников, оправдывая своё отсутствие на общем мероприятии своими важными делами.

И таких неправильных для нравственного воспитания примеров предостаточно. Ваша речь, Ваше поведение, Ваш стиль общения с друзьями и Ваше отношение ко всему, что окружает, накладывает отпечаток на пластичную душу ребёнка и во многом предопределяет его жизненную философию.

Младший школьный возраст – это как раз то время, когда ребёнку становятся доступны сущность нравственных поступков и их оценка. В начальной школе предопределяющее значение в воспитании имеет учитель. Он для детей на протяжении как минимум первых четырёх лет – пример для подражания. И если в нём есть отзывчивость, заботливость и душевность, то привить детям основы нравственности станет такому педагогу под силу.

Что можно сделать, чтобы начать создавать нравственные опоры, а не ждать, когда на это найдёт время школа? Уже сейчас показывать чистые источники добра и красоты, которые всегда спасали нас. Где искать нравственные образцы? Во всём, что несёт себе душевность.

 

Вот что нашла на сайтах у опытных педагогов, радеющих за нравственный облик российских детей, о чём нужно разговаривать с детьми как можно чаще:

  • о понятиях «добро-зло», «хорошо-плохо», «можно-нельзя-надо»;
  • о положительных качествах и людских пороках и как можно бороться с безнравственным поведением;
  • о счастье и его составляющих;
  • о семье, как о главном, что есть в жизни человека;
  • о правилах этикета и умении вежливо и доброжелательно вести себя по отношению с окружающими;
  • о верной дружбе и необходимых качествах для истинного товарищества – чуткости, отзывчивости;
  • 0 взаимной помощи и справедливости;
  • о коллективном труде и заботливом отношении к природе и ко всему животному миру;
  • об одиночестве и умении заботиться и переживать;
  • о симпатиях и антипатиях.

На мой взгляд, это те основные догмы, на которых и можно воспитать поистине нравственного ребёнка. А вы как считаете? Ждем комментариев)

До новых встреч!

ШколаЛа:)

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.