Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Вальдорфская система образования в школе: плюсы и минусы

Автор:

Дорогие читатели «ШколаЛа», здравствуйте! Сегодня тема для обсуждения непростая.

  1. Во-первых, вопрос не очень хорошо изучен в России.
  2. Во-вторых, среди более-менее что-то знающих много сторонников, но немало и противников.
  3. В-третьих, дать какие-то рекомендации и подвести итоги не получится.

Заинтриговала? Скажу больше: вместе с вами буду разбираться сама.

Что такое вальдорфская школа слышали? Наверное, отдалённо. А на самом деле это направление в педагогике существует уже почти сотню лет, из которых добрых 20 известно в России.

Откуда взялась вальдорфская система образования?

Особое обучение появилось в Германии в период послевоенного кризиса, когда нужно было найти новые пути воспитания. Малообеспеченные дети в то время могли обучаться только элементарным знаниям в народных школах. Гимназии преподавали исключительно гуманитарные дисциплины, особо не вникая в реалии жизни. Училища готовили сухих технарей, не способных говорить на иностранных языках, но хорошо владеющих руками.

 

Австрийский мыслитель Рудольф Штайнер решил создать такое образование, которое могло бы научить всему и сразу, при этом предлагал соединить человеческое и духовное, через мышление открыть саморазвитие и духовное сознание. Так как был эзотериком.

Первая школа появилась в 1919 для детей рабочих сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория», чтобы выпустить квалифицированные кадры. Оттуда и пошло название вальдорфская. Постепенно в новую образовательную систему влились и другие слои населения.

К 1938 году вальдорфская методика появилась в США, Британии и Швейцарии. По духовной системе начали учить в голландских, норвежских, австрийских и украинских школах.

Сегодня в России насчитывается чуть больше 20 школ в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Ухта, Красноярск, Ижевск и других.

 

Многие европейские родители мечтают отдать ребёнка на воспитание в детсад или школу с вальдорфским уклоном, считая, что там он будет «как рыба в воде». Российские мамы и папы относятся к нововведению с недоверием. Почему?

Что преследует Штайнер?

Проблема восприятия такого образования в том, что основатель вальдорфского учения в основу методики положил антропософию. Заумно, правда? Такая философия – одно из направлений учения о том, что человеческая душа и божество едины. Попахивает религией.

 

Суть обучения – раскрыть возможности через чувства. Главной задачей является сохранение беззаботного ощущения детства. Поэтому основное отличие вальдорфской школы от традиционной – максимальное использование счастливых лет не для обучения, а для игр и творчества, раскрытия духовного потенциала и исследования окружающего мира.

Вальдорфский метод воспитания ребёнка основан на психологии и эмоциональной поддержке взрослых, которые находятся рядом. Для этого учителя – наставники духовного общения проникают в мысли и переживания.

 

В принципе, ничего пугающего. Все мы, взрослые, стремимся к тому, чтобы нашим детям было душевно и комфортно и стремимся к тому, чтобы они творчески гармонично развивались.

Что же такого особенного преподносят ученикам вольдорфской школы, чтобы петь ей оды и выносить на строгий суд? Вот основные принципы преподавания по Штайнеру.

Запрет на ранее развитие

Вижу округлённые глаза родителей, которые стремятся, чтобы ребёнок читал-считал-писал уже лет в пять. На это у школы есть ответ: обучать детей абстрактным предметам нужно только после того, как «устаканится» их эмоциональный мир.

 

Именно поэтому в вальдорфской школе до второго класса не учат букв, не считают и не пользуются канцелярской ручкой. Сначала они рисуют, чтобы набить руку. И лишь второклашки начинают писать, причём как в старые добрые времена. Сначала палочками на воске, потом чем-нибудь острым на бересте, потом гусиными перьями. Конечно, интересно, но для меня, например, напоминает прошлый век. Как бы не отстать от современности.

Среди главных уроков в начальной школе – языки, живопись, письмо, математика. Все другие дисциплины подключаются в более старшем возрасте. Урок состоит из музыкальной части, рабочей и подвижной игры. Изучение главного предмета идёт эпохами – по три недели, в течение которых происходит углублённое изучение чего-то одного и опосредованно — всего остального.

Учимся без оценок

В школе до 8 класса нет отличников и двоечников. Просто оценок нет. Материал каждым осваивается в удобном темпе. Знание в полном его смысле, как мы привыкли, – не самоцель. Контрольных нет, экзаменов нет. Так что здесь лет до 10-12 с усердием не учатся, пока, как говорят сами вольдорфовцы, «астральное тело не созреет».

 

В общем, вначале один космос. Лишь с девятого класса начинается оценивание успеваемости, а потом как у всех ЕГЭ.

Здесь важный момент – персона учителя, как тот идеал, к которому должны стремиться ученики. Ведь первые 8 классов ведёт все предметы один педагог. С одной стороны, неплохо. Но тут на плечи организаторов ложится непомерная ответственность таких идеалов подобрать, чтобы с них можно было картины писать. Время-то гимназий, где трудились интеллектуальные образцы воспитания царской эпохи, давно прошло.

Может ли сегодня один человек одновременно хорошо знать математику, письмо, историю, географию, физику и астрономию, чтобы её преподавать?! Судя по вальдорфскому обучению, может.

Нельзя говорить «Нет!»

Вальдорфские дети могут всё, ну или почти всё, что не причиняет вред окружающим. Каждая инициатива поддерживается, прикладываются все усилия, чтобы ученик воплотил в жизнь свои идеи. Да, хорошо, ведь очень часто взрослые своими запретами ставят жирную точку в детской инициативе.

 

Здесь приветствуют фантазию и делают ставку на художественную деятельность. Дети рисуют, поют, играют на музыкальных инструментах, ставят театральные постановки. И всё делают вместе — садят огород, готовят еду, прибирают класс, готовятся к праздникам. Одна большая семья.

Особенность пространства

 

Здесь нет ни компьютеров, ни телевизоров, всё из натуральных материалов и естественных природных цветов. Вот у меня сразу вопрос: а как такой идеализированный ребёнок будет справляться с шагающим семимильными шагами прогрессом и не разочаруется ли он при встрече с обыденной жизнью? Жить-то ему предстоит в обычном, невальдорфовском мире.

Почему нужно ограничивать ребёнка в полноценном познании всего мира и знакомить только с духовной частью?

Что думают люди?

Задумались? И я. А не даст ли такая свобода плоды вседозволенности? И где та самая дисциплина, которая давно апробированным методом «кнута и пряника» приводит к поставленной цели? Как бороться с элементарной детской ленью, когда не напрягают?  Вопросов много. Поискала отзывы о вальдорфском воспитании.

 

Вот что думают об этом обычные родители.

  • Как быть, если нужно будет перевести ребёнка в обычную школу? А оценки? А освоение программ? Невозможно сразу понять, успеваети ученик по всем предметам. А ещё в вальдорфской школе учатся дольше – целых 12 лет! Поэтому таких особенных деток берут при переводе в простую школу на класс ниже: например, из 6 только в 5-ый. Да и как превращают вальдорфскую характеристику в пятибальную систему для простой школы — большой вопрос.
  • Попахивает сектой, где осуждаются дополнительные занятия вне учреждения. Только идеализированное и оторванное от реальности в пределах дозволенного школой. Многие мамы отмечают эзотерическо-мистическую направленность.
  • Грань предоставления свободы настолько тонка, что часто со свободолюбивыми воспитанниками духа «пуп Вселенной» по мере взросления становится тяжело справляться. Когда ребёнку было всё можно, ему трудно от общества вдруг слышать «нельзя».

Я же лично сделала простой вывод для себя. Такая школа имеет место быть, но не для всех детей. Если вашего ребёнка природа одарила творческими способностями, то это хороший вариант для их развития в комфортной обстановке. Они не будут завистливы, не побоятся сделать ошибку и будут креативно мыслить, а также им будет легко работать в коллективе.

 

Но ежели ваше дитя – чистой воды технарь, то туда дорога вам закрыта, не потянет он потом ни один физмат! Точные науки там на вторых ролях.

В вальдорфской школе есть, что взять. Это уважение к личности ребёнка и бережное отношение к не возвращающемуся обратно детству. А как это брать, поступая в учебное заведение или факультативно дома — решать вам.

Надеюсь, что немного смогла открыть вам тайну вальдорсфского образования. Жду комментариев, очень интересно, что вы об этом думаете.

Всего вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 9
  • Владимир
    20.12.2016 | 15:25

    Здравствуйте, Евгения!

    На моем предыдущем месте работы было несколько групп в детских садах, которые занимались по этой системе. Оказывается, на нее есть спрос.

    Лично мое отношение к этой системе весьма негативное, возможно, что это из-за того, что я с ней знаком поверхностно. Действительно, на первый взгляд очень похоже на секту — жгут свечи, ничего не запрещают, поют песни. Очень странно на первый взгляд.

    А что дети творят на прогулках — не передать словами, они выплескивают свою энергию как только можно и нельзя и им ничего не запрещено.

    Ну а что касается безопасности, то общепринятые нормы также отсутствуют. К слову, родители писали расписки, что если с их детьми в процессе обучения что-то произойдет, то учителя и воспитатели не виноваты. Странно.

    • Евгения
      21.12.2016 | 22:39

      Действительно странно... Как это учителя не виноваты? То есть они не уследили, вовремя не остановили, не предупредили опасность и не виноваты... Просто такая система воспитания. Нормально...

  • Ольга
    20.12.2016 | 18:48

    Для меня новая и очень интересная информация. Многие мои знакомые учатся на домашнем обучении-заочно. Тут дело в самостоятельности обучении. Хорошо,что каждый может для себя найти что-то нужное , именно ему.

    • Евгения
      21.12.2016 | 22:32

      Конечно, вальдорфская школа к домашнему обучению не имеет никакого отношения. Это настоящая школа, но только странноватая, по мнению большинства родителей.

  • Галина
    13.08.2017 | 08:46

    Спасибо за статью. Давно хотела узнать про эту школу, но информация, которую находила была очень полярная. И я не знала кому верить. Эта статья небольшая, но содержательная. С стало всё понятно. ;)

  • Елена
    01.09.2017 | 07:34

    «Сначала палочками на воске, потом чем-нибудь острым на бересте» Серьёзно? Это где так делают?

    Немного о Вальдорфской методике:

    В первом классе вальдорфской школы дети начинают выводить печатные буквы и рисовать формы, используя восковые мелки. Специально разработанные для детской руки, они дают достаточные силу трения и сопротивление движению на бумаге — это помогает ребенку определить его траекторию, держать процесс под контролем. Такие мелки соответствуют задаче и возможностям детской руки, не создавая чрезмерного напряжения при письме.

    Постепенно дети переходят на письмо карандашами. Толстые трехгранные деревянные карандаши так же идеально соответствуют детской руке — правильный захват формируется сам, не нужно ничему специально учить, нужно просто дать подходящий инструмент в подходящий момент.

    Наконец, в третьем классе дети получают ручки, и то не сразу... Знакомство с письмом чернилами начинается с непродолжительного, но запоминающегося на всю жизнь, периода письма гусиным пером. Таким образом дети знакомятся с письмом в его историческом развитии. Важно это ещё и потому, что современная стилистика письма, техника и шрифт, были сформированы во времена повсеместного использования птичьих перьев, и для современных инструментов доработаны они не были.

    С третьего класса дети начинают писать перьевыми ручками. Шариковые ручки в вальдорфских школах не пользуются их заменяют к старшим классам гелевой ручкой (не знаю почему).

  • Сабир
    16.01.2024 | 01:43

    Ну вот, прочитал про эту вальдорфскую школу, так и не понял ничего. Слишком много сложных слов и терминов. Мож кто объяснит попроще, для таких как я?))

  • Паэр
    27.01.2024 | 05:17

    Как раз задумывалась о вальдорфской системе для моих ребят. Почитала много и вот решила: попробуем. Ведь и правда, творчество и личностный подход это важно. Интересно, как дети адаптируются, потому что сейчас они в обычной школе, и там все строже, меньше свободы. Посмотрим, как пойдет.

  • Тасазаэнж
    26.02.2024 | 05:25

    Интересно, как дети, обученные по Вальдорфской системе, адаптируются в обычных школах, если приходится переходить? У меня сын скоро пойдет в школу, и я думаю, важно чтоб ему было комфортно в любой образовательной обстановке.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.