Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Что такое инклюзивное образование?

Автор:

Здравствуйте, мои дорогие читатели! В последнее время наше государство уделяет большое внимание людям с ограниченными возможностями здоровья — ОВЗ, пытаясь быть социально-ориентированным. И это правильно. Почему бы не сделать так, чтобы они, волей или не волей оказавшиеся в такой трудной жизненной ситуации, чувствовали себя комфортно и не комплексовали, что немножко не такие как все.

Думаю, многие из нас столкнулись с тем, что школы стали принимать в ряды учеников детишек с ОВЗ, привлекая их в учебный процесс наравне с простыми школьниками. Такую совместную учёбу называют инклюзивное образование.

Для некоторых российских школ это всё ещё ноу-хау, хотя уже есть немало учебных заведений, которые не понаслышке знают, что такое школьная инклюзия, и вовсю её практикуют. Предлагаю сегодня рассмотреть,  на чём строится процесс, как в России его регулирует закон и что он даёт детям.

На чём строится инклюзивное образование?

Возможно, некоторых из вас удивлю, если скажу, что инклюзивному образованию уже близко к сорока, так как появилось оно где-то в 80—90-х годах. Первая инклюзивная школа под названием «Ковчег» появилась в 1991-м. Однако эта форма образования в трудные перестроечные годы не прижилась и была подзабыта. Дети с ограничениями по здоровью чаще учились в специализированных школах.

 

Сегодня наличие инклюзивного образования в России как такового предусматривает основной закон, регулирующий российское обучение, — Закон об образовании. Он закрепляет, что всем без исключения обучающимся, независимо от разнообразия особых потребностей и индивидуальных особенностей, должен быть дан равный доступ к знаниям. То есть у каждого ребёнка есть право учиться, и для его реализации на местах должны быть созданы все условия, чтобы исключить всякую дискриминацию.

Потому на местном уровне региональные власти принимают законодательные акты, более детально регламентирующие порядок предоставления такого доступа:

  • разрабатывают индивидуальные учебные планы, дидактические материалы, учебные пособия;
  • организуют профессиональную подготовку педагогов и ассистентов (помощников) для детей, которые станут помогать им на занятиях;
  • формируют совместные и отдельные учебные классы (группы);
  • создают в школе доступную среду, без которой трудно, а иногда и невозможно осваивать образовательные программы по ФГОС.

Для справки. По статистике больше 70% всех детишек России, имеющих отклонения в здоровье, посещают такие экспериментальные школы, при этом порядка 45% из них учатся в обычных классах среди обычных детей.

На международном уровне мы руководствуемся Конвенцией о правах ребёнка в общем смысле. А вот детально вопросы инклюзии мы регулируем вместе с Конвенцией о правах инвалидов, присоединившись к ней в 2012 году.

Эксперты ООН в 2016-м разработали на её основе разъяснения, что есть инклюзивное обучение в международном понятии, право на которое гарантирует статья 24 вышеуказанной Конвенции.

Так вот, инклюзия образования – это «основа, которая помогает людям с особенностями избежать бедности и полноценно  принимать участие в жизни локальных сообществ, избежав эксплуатации».

Это напрямую обозначает будущую востребованность на рынке труда школьников и студентов с инвалидностью, их участие в политической и общественной жизни. Она предполагает не изменение особенной личности, а изменение среды под эту личность.

В чём его плюсы

Ну, для детей с ОВЗ это бесспорно возможность быть как все, наравне со сверстниками участвовать в школьной жизни, обучаться в свободной, естественной среде, а не в четырёх стенах отдельно взятой квартиры. Семьи с такими детишками выбирают инклюзивную школу, чтобы расширить ребёнку общение.

 

Для здоровых детей это, в первую очередь, воспитание доброты и коммуникативности, толерантности и гуманности. Они учатся принимать и понимать эти самые «ограниченные возможности», для них это уже не будет вызывать шок и отторжение. Ведь есть рыжие и блондины, есть очкарики и без очков, а есть с инвалидностью, но они такие же, как и мы, все вместе взятые, равные члены нашего общества.

Такое совместное обучение стремится повысить долю участия в жизни школы каждого, снижая степень изолированности тех, у кого проблемы со здоровьем. Оно даёт возможность наладить более тесные, основанные на уважении и дружбе, взаимоотношения между детьми, педагогами и даже между школами.

В инклюзии:

  • все равны и ценны для общества, и это не дети предназначены для школы с попыткой вписаться в нужные рамки, а школа работает для детей в старании удовлетворить интересы каждого учащегося;
  • различия в учениках – это не препятствие в работе учителя, а стимул для развития педагогического процесса;
  • нет барьеров для получения знаний;
  • есть возможность выбрать школу не по ограничениям, а  по месту жительства.

Кроме того, Конвенция, к которой мы присоединились, обязывает нас создать универсальный дизайн, как одно из обязательных условий инклюзии. Что это значит? А это значит, что школьную среду следует спроектировать так, чтобы она была доступна для всех по максимуму, а не только для детишек с ОВЗ. Для всех!

 

Вот, например, на многих улицах установлены светофоры со звуковым сигналом. Нам, здоровым людям, это тоже удобно, а ведь изначально они предназначались для слабовидящих. Вот в этом и есть универсальность.

Для школы это такие гаджеты и готовые методики, которыми одновременно успешно смогут пользоваться и здоровый, и не очень, и правополушарный и левополушарный. И в применении индивидуализированного подхода тоже есть несомненный плюс для обычных учеников. Когда они не смогут освоить материал по общей методике, на помощь придёт индивидуальная.

Так что родителям здоровых детишек тоже стоит задуматься о развитии инклюзии, а не принимать её в штыки, мол, пустили тут с ограничениями!

Как дети с ОВЗ попадают в простые школы

Зачисляют детей с ограниченными возможностями в простые школы, как всех обычных учеников. Для того есть утверждённый Порядок приёма на обучение, утверждённый 22.01.2014г.

Только, конечно, учитывая особенность таких учащихся, потребуется ещё заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Это такой коллегиальный орган, который определяет подходящую адаптированную образовательную программу и форму её освоения для каждого ребёнка с ОВЗ. И сегодня этому органу категорически запрещено ставить штамп «не обучаем», его заключение носит лишь рекомендательный характер.

Все без исключения обучаемы, главное – найти правильную образовательную программу по силам.

Для особенных детей, проходящих инклюзивное образование, устанавливают специальные ФГОС, основанные на общих стандартах, поименованные в законодательных актах ФГОС НОО ОВЗ – федеральный гособрстандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Всё ещё впереди…

К сожалению, как часто бывает, ласковая и греющая сердце буква закона расходится с жестокой практикой, когда вся инклюзия сводится к построенному у школы пандусу. Отсутствует сегодня механизм претворения в жизнь тех положений, которые усердно разработаны и приняты на уровне власти.

 

Школы просто не в силе разделить классы на требуемые по 6-12 человек и нанять особо квалифицированный штат, а учителя оказываются банально не готовыми  учить таких детей в условиях, когда для Васи и Маши подходит один букварь, а для Пети необходим другой.

Да и не все родители готовы, чтобы в их классе был такой необычный ученик. Они считают, что особенным учащимся необходимо уделять больше времени, а это значит, что их дети будут обделены учительским вниманием.  Путаница появляется ещё и из-за того, что некоторые школы и понятия-то подменяют, называя «ресурсным классом» изолированную группу учащихся-инвалидов, что к инклюзии никакого отношения не имеет.

Так что проблема инклюзивного образования – предмет пока ещё нескончаемой дискуссии социальной окраски, затрагивающей колоссальное количество людей. Но без решения такой проблемы мы вряд ли сможем претендовать на статус цивилизованного государства.

 

Хотелось бы услышать ваше мнение, готовы ли вы принять в свой класс таких учеников с ОВЗ. А может, ваше учебное заведение уже давно впереди планеты всей? Тогда поделитесь информацией из первых уст, как это происходит на самом деле.

Ваша, ШколаЛа.

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 5
  • Ирина
    23.09.2018 | 20:39

    Часто разговоры об особых детях, социализации их, специализированном образовании мы ведем в очень выдержанных выражениях. Мы как бы придаем всему этому «приличную», цивилизованную форму. Мы не называем диагнозов, не даем определений. Все предельно корректно. Но, по сути, за этой формой кроется наше желание оставаться в стороне от проблемы. Говорить, выбирая правильные выражения, — пожалуйста, но на этом все заканчивается. Трудно увидеть реальную нужду родителя ребенка-инвалида, трудно почувствовать его боль, понять сложности, с которыми он сталкивается каждый день, не став частью его жизни. Реплики на форумах, аналогичные приведенной выше, читать неприятно, они шокируют: «как это она так говорит о своем сыне – ужасно, цинично, без любви». Но наша позиция в данном случае – позиция фарисея.

  • Акакий
    14.01.2024 | 14:31

    Инклюзивное образование — это круто. У меня сын с ДЦП и благодаря такой системе он учится в обычной школе, а не в специальной. Это именно то, что нам было нужно) Дети ведь все разные, но каждый заслуживает образования.

  • Жесомшеам
    18.01.2024 | 07:30

    А вот интересно, как в инклюзивном образовании находят баланс между потребностями детей с особыми образовательными потребностями и теми, кто учится по обычной программе? Моему сыну иногда сложно концентрироваться, и я думаю, это может быть вызовом если в классе будут дети с разными нуждами. Как учителя справляются с этим?

  • Вонивок
    07.02.2024 | 20:43

    Полезная статья, хорошо раскрывает основы инклюзивного образования. Может быть, стоило бы добавить больше конкретных примеров из жизни, как это работает в разных странах. Интересно было бы узнать, какие методики лучше всего подходят для детей с разными особенностями развития.

  • Tavemayul
    23.02.2024 | 09:51

    Спасибо за статью, интересно пишите. Хотелось бы узнать, как на практике в школах реализуется инклюзивное образование? Есть ли специальные программы или методики для учителей, чтобы помочь им работать с детьми с особыми потребностями? И как родители могут поддержать этот процесс дома?

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.