Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Права и обязанности школьного психолога

Автор:

Здравствуйте, дорогие родители! Не знаю, как вы, а я из своей школьной жизни не помню, чтобы в нашей школе на постоянной основе работал психолог. Да, какие-то уроки с участием специалиста в этой области были, но вот чтобы в школьном штате числился и сидел в кабинете в ожидании «пациентов» специально взятый человек — такого не было.

Сегодня всё по-другому. Государство радеет за здоровое поколение, в том числе и переживает за его эмоциональное состояние. Потому встретить среди педагогов в школе профессионального психолога – не редкость, однако это явление для многих родителей всё ещё далеко непонятное.

Зачем в школе этот специалист, какие есть обязанности школьного психолога и когда к нему можно обращаться за помощью – вот об этом сегодня наш разговор.

Мой ребёнок здоров, зачем нам к психологу?!

 

Не беря во внимание специализированные коррекционные заведения, где этот человек просто обязан быть, отметим, что штатная должность педагога психологической направленности была введена в российское школьное образование порядка десятка лет тому назад.

Они появились в ряде школ, и впоследствии многие учебные заведения, то ли чтобы не отставать и быть «в тренде», то ли действительно убедившись в положительном эффекте их работы, ввели в свои штаты эту единицу. Более того, некоторые учебные заведения в этом плане двинулись заметно вперёд и обзавелись целыми психологическими службами, насчитывающими не одного специалиста.

Если раньше психологами в дружном школьном коллективе работали все – директор школы, завучи, учителя, и даже школьная уборщица баба Клава пыталась принять участие в нашем социальном развитии, то сегодня это ответственное дело поручено знатокам с профессиональным образованием.

Однако, российская образовательная система всё еще в большинстве случаев рассматривает такого педагога как формальность, а школьную администрацию зачастую интересуют лишь отписки в виде документальных отчётов.

 

Лишь когда в стенах учебного заведения происходит громкое ЧП, все сразу вспоминают про штатного психолога и заглядывают в глаза: «А почему Вы вовремя не обратили внимание на этого проблемного ученика?!»

Школьный педагог-психолог – это не медик. В отличие от работающего в клиниках, он не ставит диагнозы и не выписывает пилюли. Вообще, основная задача психолога – уметь вовремя найти проблему в развитии абсолютно психологически здорового ребёнка и устранить её не медикаментозным, а педагогическим методом. В школе этот человек – связующее звено в цепочке триады «учитель-ученик-родитель».

Очень важно выстраивание взаимоотношений в начальной школе, когда только происходит знакомство и притирка основных участников процесса обучения, когда происходит адаптация к школе и устанавливается уровень самооценки. Но не менее важна наблюдательная роль специалиста и в старшей школе, когда наступает так называемый «переходный возраст», всем известный своими эмоциональными всплесками и трудностями в поиске «общего языка».

 

Трудности в учёбе, проблемы с одноклассниками, ссоры с учителями и родителями, отсутствие учебной мотивации, тревоги и страхи – вот с чем сталкивается школьный психолог.

Что может и что должен психолог

Многие ошибаются, думая, что должностные обязанности школьного педагога-психолога сводятся лишь к проведению тестов и их диагностике. Это далеко не так. Вот вам список того, что входит в служебные функции специалиста.

Диагностика

Начнём, собственно, с этой самой распространённой профессиональной обязанности. Психологи изучают уровень развития, состояние памяти, способности к мышлению, коммуникативные навыки, эмоциональную составляющую и «рисуют» портрет каждого отдельного ученика. Делают они это в группах либо подходят к каждому индивидуально.

 

В результате психологической диагностики составляется так называемая «группа риска». В неё войдут ученики, которым не помешала бы коррекция их поведения, чтобы они «не наломали дров» в дальнейшем.

Коррекционная деятельность

Это вытекающая из диагностики служебная обязанность школьного специалиста, иначе зачем собирать материал, чтобы просто положить его на полку в кабинете директора школы и ждать, «когда взорвёт»? Нет, правильный психолог выдаст рекомендации учителям, на что обратить внимание и как вести себя с проблемным учеником.

Он поговорит с родителями и предложит для ребёнка занятия, которые позволят скорректировать его поведение и разрешат имеющиеся наболевшие проблемы в эмоционально-волевой сфере.

Консультирование

Это тот должностной функционал, который присутствует и в диагностике, и в коррекции. Знакомить родителей и педагогов с результатами исследований, давать прогнозы, предупреждать о потенциальных трудностях, с которыми можно столкнуться, – всё это входит в ежедневные должностные обязанности школьного психолога.

Просвещение в области психологии

 

Да, есть и такая профессиональная функция, которой, увы, занимаются не все штатные педагоги, но лучшие из них эту сферу не пропускают мимо.

Не только помогать, когда «ну вот, началось», а вовремя рассказать родителям и учителям о том, что можно и что нужно сделать для комфортного психологического развития ребёнка на отдельных этапах его взросления, чтобы сократить количество обращений с просьбами помочь, когда ничего не получается, – вот задача настоящего доки своего дела.

Заключения

Правильная школа обязательно посоветуется со своим штатным психологом, когда требуется подобрать для учащегося подходящую ему программу, если он не справляется с учебной нагрузкой. Обратятся педагоги к специалисту и в случае, если особо преуспевающий намерен перешагнуть через класс, и, например, из первого попасть сразу за школьную парту в третий.

А вообще, быть готовым помочь, находясь рядом каждый день, каждую минуту – вот что может и должен настоящий школьный педагог-психолог.

На что может рассчитывать психолог

 

Как обычно, про обязанности кого-либо мы всегда помним, а вот про права зачастую забываем. Так и здесь, и совершенно напрасно. Ведь когда что-то предпринимается в отношении нас и наших детей, мы часто кричим: «Не имеете права!» А на что имеет право школьный психолог?

В первую очередь, штатный работник школы имеет право наблюдать, то есть приглядывать за нашими детьми, как они себя ведут на уроке, на переменке, за едой в столовой.

Во-вторых, специалисты проводят тесты и индивидуальные опросы. Это могут быть групповая рисуночная диагностика и игровые задания в начальной школе и групповое анкетирование учеников в старшей.

Заметьте, во избежание конфликтов с родителями педагоги взяли за практику брать согласия законных представителей о том, что они не против. И это правильно! Право тестировать, диагностировать, разговаривать и корректировать не в групповом, а в индивидуальном порядке возникает у педагога только по желанию родителей ребёнка и только с их разрешения, письменного!

 

Собранная в процессе психологического обследования информация – это тайна, которую педагог не рассказывает «за чашкой чая». У него есть право не оглашать результаты ни директору, ни завучу, ни кому-либо ещё, как бы им этого не хотелось узнать.  Никому, кроме законных представителей ребёнка.

Только в общих словах, например: низкая самооценка, трудности в учёбе и прочих, специалист может ответить на сверлящий взгляд школьного педагогического коллектива.

И надо помнить, что выдавая рекомендации, педагог-психолог не приобретает права требовать от участников процесса их исполнения. Он – не судья, он – советчик.

А вы как думаете, нужен ли в школе психолог или вам проще «вынести сор из избы», обратившись к частному специалисту? А может вам приходилось обращаться за помощью именно к психологу из вашей школы? Рассказывайте в комментариях!

Не забудьте подписаться на новости блога, чтобы всегда быть в курсе выхода новых статей и не пропустить ничего интересного!

Удачи вам!

ШколаЛа:)

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 8
  • Сергей
    09.02.2018 | 15:55

    Последние трагические события показывают,что психологи не работают в школах,как должны бы.Возможно некомпетентные,или вообще отсутствие как таковых.жаль что в нашей стране начинают задумываться над проблемой после трагедии,надолго ли.......

    • Евгения
      09.02.2018 | 19:55

      Что интересно... Я тут случайно попала в группу, в которой психологи общаются, так там столько вопросов у них друг к другу. Ощущение, что многие специалисты просто потеряны, вроде и институты заканчивали, а с какой стороны к детям, к работе подойти и не знают. Конечно, все нарабатывается с опытом, но профессия такая, что лучше бы сразу быть хоть немного в курсе.

  • Лидия
    12.02.2018 | 13:58

    Наличие в штате школы психолога оправдает себя только в том случае, если специалист любит детей и живет своей работой, а не относится к ней формально.

  • Виктория
    23.10.2021 | 06:46

    Скажите, у меня трудный первоклассник : кричит, визжит, прячется под парту, явные протесты, уходит с урока, дерется. Психолог направил к психиатру, заключегие — здоров. Направил к неврологу. Ситуация обрстряется, родетили одноклассников пошут коллективное письмо директору о приеятии мер...но почему психолог не занимается с ребенком, а только направляет на обследования по второму кругу. При этом не отдает заключения доя прохождения ПТМПК... что мне делать?

    • Евгения
      29.10.2021 | 19:24

      Здравствуйте, Виктория! Адресовала Ваш вопрос Вашим коллегам, опытным учителям начальной школы. Ответ один — терпеть. Посадить ребенка рядом с собой, держать за руку, учить. Психологи в школах в большом дефиците и не на всех детей хватает времени. Еще посоветовали почаще вызывать в школу родителей. Так, чтобы они сидели во время уроков где-нибудь в коридорчике, а не на уроке. Если ребенок начинает протестовать в очередной раз, то идет к родителям на беседу. Говорят, такой способ помогает немного утихомирить трудного ребенка.

  • Лапокуэрд
    19.01.2024 | 05:36

    Ну честно, читаю и как будто на другом языке написано. Я то думал, школьный психолог это просто тот кто с детьми разговаривает когда они грустные или в школе что-то случилось. А тут столько всего, прав и обязанностей, голова кругом идет. Надо будет как-то по-проще это все узнать.

  • Pekazhenz
    19.01.2024 | 16:22

    Ну вот, интересно получается, если школьный психолог будет больше работать с детками, то может и проблем меньше будет. И у учителей нагрузка поубавится, и родителям спокойней. Главное чтоб не только на бумаге все было, а по настоящему помогали.

  • Банамгэлв
    28.01.2024 | 02:42

    Довольно интересно почитать про работу школьного психолога, но мне кажется, маловато информации о том, как они взаимодействуют с родителями. Хотелось бы еще узнать, какие у них методы работы с детьми, которые испытывают трудности в общении или учебе. Может быть, примеры из практики помогли бы лучше понять их подходы.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
[adwp2]