Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Что такое «синдром отличника»? И нужно ли с этим бороться?

Автор:

Приветствую вас, родители настоящих и будущих школьников. Готовы к новому учебному году? Или ещё нежитесь и наслаждаетесь отсутствием домашних заданий и необходимости по вечерам штудировать учебники и тетрадки? Скоро школа, а это «опять двойка», или у вас не так, и в дневниках живут исключительно «пятёрки»?

Эх, сладкие грёзы родителей: ребёнок прилежный и аккуратный, тетрадки пестрят отличными отметками, дневник – благодарностями, лепота!  Казалось бы, что ещё нужно? Так вот не так-то всё просто, оказывается, иначе не задавались бы психологи вопросом, что такое синдром отличника и не ломали голову: лечить или пусть будет.

Всегда первый, а надо ли?

Лидерские качества у ребёнка закладываются ещё с детсадовского возраста, когда среди прочих он всегда стремится быть первым. К этому, в первую очередь, подталкивают его родители, ежедневно делая прививку под названием «Ты лучший!»

 

Это, конечно, не плохо, кто-то должен быть вождём и размахивать красным флагом. Но ложка дёгтя должна ж быть, вот вам наше любимое: всё хорошо, что хорошо в меру.

Отличник (девчонки, кстати, страдают этим синдромом чаще) – вроде бы подарок и для родителей, и для учителей. И лучший в классе, иногда в школе, и олимпиады он выигрывает, и во всех конкурсах участвует.

В начальной ступени такой обожаемый педагогами и одноклассниками ученик – просто звезда, излучающая боготворящий свет: все хотят быть с ним рядом, сидеть за одной партой, зовут на праздники, его бесконечно ставят в пример, родители советуют с ним дружить. В общем, памятник при жизни осталось поставить, да и только.

Придя в среднюю школу, авторитет у отличника теряется, так как повзрослевшие одноклассники начинают жить своим, а не классного руководителя, мнением, меняя приоритеты.

Зачастую, если отношения в классе не складываются по причине несносного характера отличника, дети – «ботаники» подвергаются издёвкам со стороны одноклассников, потому что для них он странный. Почему?

 

Обычные дети, получив за контрольную «тройку», радуются: сдал! Если повезло «скатать» на заветную «четвёрку», то практически крылья вырастают.

Что делает зацикленный на отметках отличник, когда не справился? Правильно, рыдает! Потому что не смог, потому что не дотянул, потому что родители дома скажут: «Плохо, а мог бы!» Сначала сверстники отличников жалеют, а потом чужие беспочвенные слёзы им надоедают, и они начинают смеяться, покручивая пальцем у виска.

Рисуем портрет с синдромом отличника, или что в нём не так?

 

Слёзы по причине иных кроме «пятёрок» отметок, — это лишь цветочки. Ягодки отличной учёбы очень даже ядовиты. Если ребёнок и вправду зациклен на получении только «пятерочных» результатов и исключает в своей жизни все ошибки, видя только учёбу светом в окошке, то психология отмечает у таких детей симптомы, свойственные болезни.

  • Эмоциональная неуравновешенность. Если успехи отличника оставили без внимания, то это может быть причиной детской истерики с горючими слезами. Похвалы он ждёт от выполнения им любых действий, даже от домашних дел, которые в принципе должны быть прямой обязанностью.
  • Плавающая самооценка. Отличник то начинает проявлять излишнюю самоуверенность, то начинает сомневаться, сможет ли.
  • Ревностное отношение. Ко всему, что связано с чужими успехами. Радость появляется на лице в ответ на чужие неудачи. Отличник не готов делить пальму первенства.
  • Отличная оценка любыми путями. Ребёнок начинает прибегать к любым способам, чтобы заполучить заветную «пятёрку», в том числе к хитрости, оговору и обману.
  • Страх сделать ошибку. Он приводит к неумению справляться с препятствиями и эффекту «обратного результата»: зная прекрасно тему, отличник вдруг получает неудовлетворительную отметку, потому что побоялся написать неправильный ответ.
  • Постоянно напряжённое состояние. Отличник не имеет права что-то забыть и не сделать, причём обязан выполнить это не только правильно, но и лучше всех.

«Быть или не быть?» — даже не вопрос

Подобного рода неврозы, при которых навязчивое желание всегда получать «пятёрки» никак не выходит из головы, многие считают детским диагнозом, и напрасно.

 

Взрослые страдают необходимость «быть первым», делая что-либо исключительно «на отлично», нисколько не меньше, и кроется это в далёком детстве. После окончания школы убеждённые отличники оканчивают на «пятёрки» университеты, защищают докторские степени, получают гранты. Всё складывается, как запланировано и когда-то запрограммировано родителями, иначе быть не может.

«Студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица…». Что плохого? Ничего, если это не самоцель! В противном случае придётся искать способы, как от этого синдрома избавиться, а бороться придётся – тут просто без вариантов.

Зачастую жизнь отличников превращается в бесконечную гонку под девизом: «Я смогу, я лучший!». Идеалисты теряют отношения с друзьями и близкими, так как для того, чтобы держать марку, требуется немало времени.

 

Из 25 часов в сутки 24 отличники готовы посвятить работе, и лишь несуществующий час – родным. Не так-то просто им создать семью: необходимо найти место, где растёт такой же отличник, а другие просто не соответствуют заявленным требованиям.

Настырная практика твердит, что лишь малая часть отличников приспособлена к жизни, а у заядлых «троечников» добиться успехов в карьере и личной жизни получается гораздо лучше. Почему так? Да просто невозможно быть идеальным во всём без исключений, где-то надо поднять руки вверх и сдаться, чтобы жизнь не превратилась в сплошной экзамен.

Как бороться с отличником?

 

В психологии, которая имеющих признаки синдрома отличника людей по-научному называет перфекционистами, в своих кладовых имеет несколько дельных практических советов. Подходят они и совсем юным, и уже повзрослевшим зациклившимся «пятёрочникам».

  • Найдите хорошие качества помимо отличной учёбы или работы и хвалите за наличие этих качеств.
  • Не забывайте расслабляться. Совместное времяпровождение с друзьями позволит временно забыть о делах, которые иногда и вправду могут подождать.
  • Дайте понять, что отношения с родными людьми строятся отнюдь не на наличии «пятёрок» в дневнике и премий от босса за отличные результаты. Близкие любят даже тогда, когда вы не смогли соответствовать чьим-то ожиданиям.
  • Разделяйте дела по степени важности, приучая ставить самые важные жизненные ценности на первый план. Помимо оценок результатов труда, есть еще и любовь, дружба, семья.
  • Вычеркните из словарного запаса «Ты должен лучше!» и «Почему не пять?»

Вот такая она, отличая учёба, может затянуть в свою трясину «по самые уши». А у вас есть дома отличник? А может он давно перфекционист, а вы и не задумывались? Вот вам и тема для размышления! Непременно жду от вас комментариев. Давайте учиться на «пятёрки» с энтузиазмом, но без фанатизма!

Всего вам доброго!

Евгения Климкович.

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 15
  • Максим
    26.07.2016 | 13:23

    Добрый день, Евгения! В каких-то моментах узнал себя в детстве, помню как сильно расстраивался из-за оценок даже в 8 классе

    • Евгения
      27.07.2016 | 13:24

      Здравствуйте, Максим) Вы наверное отличником были, да?

      • Максим
        28.07.2016 | 13:32

        В старших классах учился благодаря авторитету, заработанному ранее, скажем прямо вообще не учился. В итоге в аттестате несколько четверок есть

  • Елена
    27.07.2016 | 19:03

    У нас в семье круглых отличников не было, но детей с таким синдромом встречала, да и взрослых тоже. Когда любым путём они хотели быть лучше всех, и плакали из-за небольшой ошибки или не очень хорошей оценки.

    • Евгения
      28.07.2016 | 00:16

      Здравствуйте, Елена) А у нас в семье есть отличница. Это моя дочь. Сейчас она в пятый класс перешла. В 1 и 2 классах синдром отличницы цвел буйным цветом, к счастью, сейчас мы его вроде как одолели. Уже нет такой бурной реакции на любую оценку ниже пятерки.

  • Лена
    27.07.2016 | 20:02

    Синдром отличника — это плохо. По себе знаю. Я на отлично закончила школу, а потом ВУЗ, а сейчас на работе все пытаюсь сделать на отлично. А ведь это не просто. Вот и приходится расстраиваться из-за пустяков. :8

    • Евгения
      28.07.2016 | 00:19

      Здравствуйте, Лена) Зато ваш начальник наверно просто счастлив иметь такого работника как вы.

  • вика
    29.07.2016 | 10:08

    ;)

  • Laralaram
    29.07.2016 | 15:10

    да, у взрослых это стремление к перфекционизму, можно здорово навредить себе!

    • Евгения
      29.07.2016 | 23:45

      Насколько я поняла, взрослые перфекционисты здорово устают от своего стремления быть лучшими.

  • Елена
    29.07.2016 | 15:15

    Мой сын учится очень хорошо, но не круглый отличник. Синдрома такого у него во всяком случае нет, хотя одноклассники ему завидовали и особо не дружили, потому что у них интересы другие: ему очень нравятся всякие научные темы, даже вне школы. :p

    • Евгения
      29.07.2016 | 23:46

      Да и не к чему быть круглым отличником. Как говорила моя бабушка: «Тройка тоже государственная оценка»)

  • Артур
    27.01.2024 | 11:04

    Спасибо за статью, многое прояснила для себя. Особенно удивило, что синдром отличника может приводить к стрессу и выгоранию у детей. Всегда думала, что стремление к лучшим оценкам — это хорошо, но теперь вижу, что важен баланс. Надо будет обсудить это с моими ребятами, чтобы они не перенапрягались.

  • Кеиссфи
    07.02.2024 | 06:25

    Слышала о синдроме отличника, но не задумывалась, что это может касаться и моих детей. Интересно, что стремление быть идеальным может давить на психику ребенка. Думаю, стоит больше обращать внимание на то, как дети справляются с давлением, а не только на их успехи. Поразмышляю, как помочь им расслабиться и получать удовольствие от учебы.

  • Чингисхан
    29.02.2024 | 08:50

    Забавно, но в статье много правды. Моя дочка всегда стремится быть лучшей в классе, и иногда это действительно выглядит как синдром отличника. Важно, чтоб она понимала, что ошибки — это норма, и не надо из-за них переживать. Всем родителям советую не забывать про это.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
[adwp2]