Блог для маленьких школьников и их родителей
Блог Евгении Климкович

Такой кризисный семигодовалый возраст

Автор:

Доброго дня, дорогие родители! Если ваш ребёнок, будучи одной ногой за пределами детского сада, но ещё не в школьных рядах, вдруг начал вести себя не совсем адекватно, на ваши замечания реагирует через раз, стал практически неуправляемым, скорее всего вы «попали под раздачу»: налицо кризис 7 лет у ребенка. Переходный период в характере будущего ученика отнюдь не новшество, так что не стоит этого бояться и сразу хвататься за голову. Из каждой ситуации можно найти выход, и эта – не исключение. Настроены поговорить? Тогда приступим!

Откуда ноги растут?

 

Пофантазируйте и поставьте себя на место ребёнка: вам всего немного больше шести, вы привыкли к привычному режиму детского сада, здесь куча близких сердцу друзей и уже полюбившихся воспитателей. Вроде всё идёт тихо-мирно, а тут на тебе! Вдруг необходимо именно сейчас всё поменять на новое и пока непонятное. Впереди всё по-другому: другие дети, другая обстановка, незнакомые учителя. И масса сомнений и вопросов «а что, если?». Вы морально готовы сразу броситься в бой, завоёвывать лидирующее положение и обрастать новыми знакомствами? Думаю, не все. Вот и дети в этом возрасте не все готовы перенастроить свой мозг на другой лад и активно сопротивляются этому процессу.

Есть и другая сторона медали: многие дети, осознавая близлежащее начало школьной жизни, вдруг становятся сразу взрослыми. Их манеры поведения меняются на навязывание своего правильного, как они считают, мнения. Будущие школьники самоутверждаются, выдвигая свои требования и ожидая их выполнения. Дети стремятся поучаствовать во взрослых разговорах. В общем, делают они всё, чтобы стать полноценными самостоятельными членами общества, а общество пока не видит в них великую личность и не готово их принять. Вот тут-то и начинается противостояние. Добро пожаловать, кризис семи лет!

Есть или нет: ищем признаки

Итак, если для вашего ребёнка будут характерны перечисленные ниже симптомы, то налицо переходный период.

  • Упрямство. Родители начинают сталкиваться с тем, что их ребёнок выдвигает требования. Это может коснуться приобретения чего-нибудь нового, выполнения каких-либо действий. Особенностью такого поведения является то, что происходит процесс «вставания в позу» на бессознательном уровне: ни новая вещь, ни совершение вами поступков на самом деле не так важны, как сам факт того, что ребёнка слушаются, и это придаёт ему самоуверенности. Ваш будущий школьник самоутверждается в своих глазах за счет вас.
  • Своевольность. У ребёнка возникает желание всё делать самому, причём не только без помощи взрослых, но и без их контроля, «вступить во взрослую самостоятельную жизнь», раз уж он такой большой и уже идёт в школу. Никаких чужих желаний и указаний – всё знает сам.
  • Негативизм. Только не нужно путать это научное слово с обычным непослушанием. Характеризуется он однозначным отказом на всё, что предлагают и просят родители, без особых на то причин и поводов так себя вести. Дети постепенно вживаются в роль мультяшной принцессы и её «ничего я не хочу».
  • Непокорность. У детей семилетнего возраста она связана с нежеланием подчиняться новому распорядку дня в связи с подготовкой к школе, да и режиму как таковому, вообще. Осознавая, что придётся послушно сидеть на уроках, делать домашние задания вместо того, чтобы проводить время на улице, автоматически вызывает у школьника протестную реакцию.
  • Смена идеалов. Психология указывает на переоценку у детей 7 лет ранее существующих приоритетов и ценностей. Явно чёрное вдруг становится белым, и наоборот: дети начинают бравировать запрещёнными к употреблению в речи грубыми словами, проявляют жесткость к своим друзьям, с которыми были ранее неразлучны, вещи, имевшие для них день назад ценность, становятся ненужными. «Командовать парадом буду я!» — вот, чем руководствуется семилетний ребёнок в переходном периоде.
  • Склонность к ссорам. Все вышеперечисленные признаки наступившего кризисного возраста сводятся, конечно, к появлению межличностных ссор, особенно во взаимоотношениях с родителями. Ребёнок в такой период адаптации ссорится со всеми, везде и по любому поводу. Внутреннее противостояние детей с необходимостью подстроиться под новые правила выплёскивается бушующей стихией на окружающих.
  • А ещё они кривляются, коверкают речь, передразнивают и строят рожицы – ну клоуны, одним словом.

«Вот прям хоть картину пиши!» — вдруг скажете вы. Что делать-то? Как всегда, убедительно скажу вам: «Не опускать руки и принимать меры».

А может мимо пронесёт?

Зачастую страдают кризисными противоречиями и невозможностью найти своё «я» детки, которым в семье уделяется мало внимания. Но психологи говорят, что без возрастных кризисов прожить и повзрослеть невозможно и советует подходить к ним как к временному явлению, которое нужно просто пережить. Конечно, трудно с этим не согласиться, ведь иногда мы и на себе это испытываем, сами того не желая, а что уж говорить про детей! Но ведь можно попробовать сделать так, чтобы переходный период прошёл «без сучка и задоринки», как будто бы и вовсе не было. Можно ли? Можно всё, дорогие родители!

 

  • Больше совместных дел: творчество, прогулки, чтение, домашние заботы. Присутствие рядом придаёт неуверенным в себе детям ощущение «родного плеча».
  • Хвалим за реальные успехи, делая акцент на том, что ребёнок уже самостоятельный и взрослый, искренне и по-доброму в это веря. Доверяем ему «свои» дела. Делимся ответственностью и назначаем старшим, например, при подготовке к празднику или поездке на пикник.
  • Порицание не откладываем в долгий ящик, но делаем это правильно: осуждаем не ребёнка, а поступок! Вместе ищем причины и пути исправления.
  • Вырабатываем не приказной, а дружеский тон. Считаемся с мнением, а не навязываем своё. Становимся помощником и другом, а не репрессором и диктатором.
  • Планируем день и составляем распорядок дня по инструкции ребёнка. Прививаем навыки труда, для чего проводим простые домашние опыты, наблюдаем за явлениями.
  • Устраиваем доверительные вечерние посиделки с подведением итогов дня.
  • Готовимся к школьной жизни заранее: как можно увлекательнее рассказываем ребёнку, с чем предстоит столкнуться в школе, какие появятся друзья, как интересно будет на уроках, какая у них в классе будет замечательная учительница, как он будет взрослеть прямо на глазах, получая новые знания.

Ничего сверхъестественного и требующего особых навыков и умений. Просто ненадолго подстроитесь под вашего вдруг повзрослевшего малыша, и жизнь потечёт в прежнем русле.

Подводя итоги, хотелось бы в тысячный раз отметить, что только наша любовь, ласка и родительское тепло помогут справиться с любыми кризисами, какими бы сложными они не казались.

Жду ваших комментариев и советов, уважаемые родители. Сделайте оптимизм своим другом, и воспитательный процесс будет приносить исключительно удовольствие.

Давайте жить позитивно!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Будь в курсе школьных событий!
Подпишись на новости блога!
Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 11
  • Ирина
    07.07.2016 | 11:02

    «Маленькие детки — маленькие проблемы, большие детки — большие проблемы!» Мы считаем, что главное в период кризиса у ребенка показать, что вы рядом и что вы его любите каким бы он ни был, а все остальное проходящее.

    • Евгения
      07.07.2016 | 23:11

      Здравствуйте, Ирина) Здравствуйте, Игорь) Очень рада вас видеть) Это самая лучшая рекомендация. К сожалению, не у всех родителей хватает на это сил. Ну а тем деткам, у родителей которых сил достаточно, этот кризис скорее всего и не грозит.

  • Марина
    07.07.2016 | 13:15

    Не знала, что существует кризис семилетнего возраста. К счастью, пронесло. Но, информация очень полезная для родителей.

    • Евгения
      07.07.2016 | 23:13

      Значит все вы правильно делали, Марина) Поэтому и прошел мимо этот кризис. И хорошо!

  • Ирина
    07.07.2016 | 13:40

    Я, как и Марина, даже не знала, что есть кризис в семь лет. У нас с сыном все прошло без проблем в этом возрасте. Но, если родители сталкиваются с этим, то ваши советы им несомненно будут в помощь.

    • Евгения
      07.07.2016 | 23:17

      Здравствуйте, Ирина) Я очень рада, что и вас миновал этот кризис. Это очень круто, когда у вас ребенок, ему уже лет 8, а вы и не в курсе... Значит все правильно делаете)

  • Татьяна
    13.07.2016 | 17:39

    Евгения, да, первый класс, школа — это очень сложный психологический период, смена привычного уклада жизни.

    • Евгения
      15.07.2016 | 16:43

      Надеюсь у всех будущих первоклашек этот период пройдет благополучно)

  • Арий
    14.01.2024 | 21:53

    Ой, как я понимаю эту тему) У моего младшего сына сейчас как раз «семилетка». Не слушает, все время спорит, прям взрыв мозга. Но что делать, говорят это нормально, пройдет. Просто терпим и любим)

  • Паосебаул
    28.01.2024 | 14:04

    Честно, первый раз слышу про кризис семилетнего возраста, думал только подростки так кризисуют. Старший вот прошел этот возраст, и ничего, вроде все норм было. Может это что новое придумали? Или я чего-то не заметил? Надо будет погуглить еще.

  • Sanavosmi
    23.02.2024 | 02:02

    Прочитал статью про кризис семилеток и задумался, ведь моему сыну скоро 7. Понятно теперь, чего ожидать и как подготовится. Кажется, что если правильно подойти, то можно избежать больших конфликтов. Надеюсь, мы с женой справимся и поддержим нашего малыша в этот непростой период.

Оставить комментарий:
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.