Доброго дня, дорогие родители! Уж слишком много стало приходить вопросов про ЛФК в школе. В силу того, что сама с лечебной физкультурой на практике не сталкивалась, ответить быстро на интересующие читателей вопросы про специальную программу не могу.
Кто проводит такие занятия, могут ли они быть организованы в простой школе или это своего рода факультатив, который может быть, а может и не быть, какие требования предъявляет нормативная база к такой физкультуре — для меня это пока одни вопросы без внятных и обоснованных ответов. Но наконец-то «руки добрались» и до этой темы.
Что такое ЛФК?
Итак, по своей сути ЛФК – лечебная физическая культура, но специальная. Назначается она не всем, а тем людям (причём не только детям, но и взрослым), которые в силу разных болезней должны пройти курс физических упражнений для восстановления и укрепления своего здоровья. Основана ЛФК на движении и дыхании, как основных биологических функциях нашего организма.
Это может быть и лечебная дыхательная гимнастика при разных сердечных болезнях и нервных расстройствах, после перенесённых бронхиальных заболеваний. Это может быть и восстановительный комплекс после тяжёлых операций для разработки суставов, например, после переломов и прочих неприятных травм.
Основное отличие ЛФК от простой физкультуры – пониженные нагрузки и целенаправленные упражнения на тренировку отдельных органов, которые этого требуют.
ЛФК и школа
Как мы привыкли ещё с наших добрых школьных времён? Поболели пару недель — получили освобождение от физкультуры. Пока одноклассники бегают-прыгают-отжимаются, мы в уголке школьной рекреации на подоконнике книжечку листаем.
Получили перелом на выходных, неудачно скатившись с горки, – та же история: освобождение от врача и ждём, пока всё срастётся. Никто заниматься с нами отдельно не намерен, ибо на ЛФК требуется отдельный педагог, оного в школе – вечный дефицит.
Не уверена, что ситуация сегодня кардинально изменилась. Когда случается так, что болеют мои дети, педиатры не прописывают им никакой лечебной физкультуры, а просто выдают общепринятое освобождение от занятий спортом либо прописывают ограничения по физическим нагрузкам, что ничего общего с ЛФК не имеет.
В своём школьном детстве сталкивалась с тем, что по причине вечно падающего вниз зрения одноклассница была освобождена от физкультуры «навечно», и в её аттестате по итогу стоял в нужной графе вместо оценки прочерк.
Неужели ничего не поменялось за всё это время в государстве, радеющем за здоровую нацию?
Как должно быть?
Совершенно всем понятно, как применяется ЛФК в учебных заведениях, которые на этом специализируются, например, в коррекционных школах для детей с ограниченными возможностями либо с хроническими заболеваниями. Совсем другое – простая школа, где лечебная физкультура нужна не всем, а избранным, и то чаще всего на какое-то время.
Начну с того, что в действующем Законе об образовании нет никакого упоминания о ЛФК в принципе и тем более о том, что лечебная физкультура должна входить в перечень основного образования. Следовательно, делаем правильный вывод на частый родительский вопрос «Это основные уроки или внеурочка?»: это может быть только дополнительное занятие, проводимое во внеурочное время.
Идём по нормативной базе далее. В силу того, что лечебная физкультура – это одно из направлений медицины, регулируется этот вид деятельности специальным подведомственным законодательством, а именно – положениями, приказами и инструкциями Министерства здравоохранения.
Если даже невнимательно почитать хотя бы пару-тройку из юридических документов, сразу станет понятно, что для занятий физкультурой допускается специальный работник – врач, методист либо инструктор (как угодно можно назвать), обладающий всеми необходимыми для этого навыками с подтверждающими дипломами.
А вот у школы к лицензии на образовательные услуги должна появиться при проведении в стенах учебного заведения упражнений по программе ЛФК ещё и лицензия на оказание медицинских услуг, ибо деятельность по ЛФК включена в перечень лицензируемых.
Согласитесь, слишком много препятствий, чтобы простая школа обзаботилась, получила бы лицензию и решила взять в штат специального сотрудника с дипломом. Лишь в немногих частных школах можно встретить такие услуги, но это – большая редкость.
Потому-то мы сегодня наблюдаем либо подобие лечебной физкультуры, под которой скрывается простая программа с пониженными нагрузками, либо поликлиника даёт направление в специализированный кабинет лечебной физкультуры при больнице либо медицинском центре, освобождая ребёнка от школьного занятия. Требовать от своей школы того, что она в принципе делать не обязана, мы не можем.
Что будет с аттестатом?
Не сомневаюсь, что родители детишек, кому показана ЛФК, готовы водить своё чадо на дополнительное занятие в специализированный кабинет. Но сразу встаёт вопрос: а как оценивается по итогу успеваемость по предмету, входящему в перечень основных?
Итак, сегодня по положению об аттестатах о среднем и полном общем образовании против каждого предмета должна быть проставлена отметка. Прям чёрным по белому написано: начиная с 1995 года не допускается ранее приветствовавшиеся в школах «зачтено», «освобождён», «не изучал». Так что никаких постсоветских прочерков.
Для тех, кому противопоказан спорт в полном его смысле и допустимы лишь небольшие физкультминутки, действует специальное разъяснение Минобразования о порядке оценивания таких учащихся, что по состоянию здоровья относятся к так называемой специальной группе.
Для ученика, отнесённого медицинским заключением в группу здоровья специальную, занятие физкультурой – дело обязательное. У такого выпускника против предмета «физкультура» должна быть оценка! Сегодня уже не отсидеться на школьном подоконнике за любимой книжкой или играя в телефон.
При этом школьный врач и физрук разрабатывают вместе программу для таких детей с учётом ограничений. Вот по этой-то программе и оценивается знание предмета, при этом, как рекомендует Минобразование учителям, требуется быть предельно внимательными к таким детям, соблюдать чувство такта и учитывать их стремление и спортивные «подвиги».
Получается, на урок ребёнок с отклонениями в состоянии здоровья пойдёт вместе со всеми, но делать будет на порядок меньше и не с такой интенсивностью, чем остальные. Даже выбрать физкультуру для сдачи итогового экзамена такие дети могут! Но путать с ЛФК это не стоит.
Подводим итоги
Ну вот, вроде всё встало на свои места, как мне кажется.
Лечебная физкультура для школы – дело не принудительное, а добровольное. При наличии специалиста с дипломом и лицензии на оказание медицинских услуг Ваше учебное заведение может оказать помощь в восстановлении здоровья ребёнка, но не на основном уроке, а во внеурочное время.
При отсутствии базы для проведения ЛФК в школе дополнительными лечебными упражнениями придётся заниматься вне учебного заведения, но это не освобождает полностью от посещения уроков физкультуры в той мере, насколько это допускает медицинское заключение.
Ну как, остались ещё вопросы? Или может, я где-то что-то упустила? Спрашивайте в комментариях.
Здоровья вам и вашим деткам!
ШколаЛа:)
Это совсем неплохо, даже наоборот. У нас в первых классах занимались с детьми. Только странно это было организовано: месяц одних детей снимали с уроков, следующий месяц — других. Идея хорошая. Нужно только, чтобы процесс был организован правильно и длительно.
Я только за ЛФК в школьных учебных заведениях. Сейчас учителя не обращают внимание, как сидят школьники за партах, что приводит к сколиозу. Только, чтобы проводить подобные задания нужно специальное разрешение, что отталкивает руководство.
Ну да, школам нашим проблем и так хватает, и без лицензий на медицинскую деятельность.
Ставя перед собой задачу- дать максимальные знания, нельзя забывать о здоровье детей. Я двумя руками за ЛФК в школах.
Обязательно ли уроки ЛФК должен вести инструктор по ЛФК или это можно поручить учителю физической культуры?
Конечно, ЛФК в школах — это важно. У детей сейчас много времени проходит за партой, и чтобы спина не страдала, нужно заниматься физкультурой. И еще, когда дети делают упражнения, лучше работает мозг, запоминание улучшается. У моих ребят после физры и уроки лучше идут.