поэма ПО ПРАВУ ПАМЯТИ. Твардовский.
1. С кем и о чем автор ведет спор в поэме
«забыть, забыть велят безмолвно…»?
2. О чем мечтали два друга перед отъездом из родного села?
Чего хотели добиться в жизни? Чем хотели поразить односельчан?
3. Кем и в какой исторической ситуации были сказаны слова:
«Сын за отца не отвечает»?
4. Почему автора так глубоко затронули слова «сын за отца не отвечает»?
Чем это можно объяснить?
5. Чем отец автора поэмы, названный кулаком и сосланный,
объяснял, оправдывал случившееся с ним?
6. Почему некоторые из детей врагов народа благословляли
начавшуюся войну? На что она давала им право?
7. Как аргументируют свою позицию сторонники «быль — забыть»?
8. Чем отчасти объясняет автор преклонение перед «отцом народов»?
9. Что хотел бы ещё успеть сделать автор поэмы /т.к. «не те уже годочки»/?
10. Что говорил о своём отце «Кулаке» Твардовский?
11. В чем гражданская позиция лирического героя поэмы «По праву памяти»?
12. О какой графе идет речь во 2 главе поэмы?
13. В какой «кромешный « список занесен «родитель»?
14. Кого «учителем своим именовал отец смиренно»?
15. О ком говорится: «его (Сталина)китайский образец»?
16. В чем смысл заглавия «По праву памяти»?
Ответ:
1.В первой главе поэмы автор вспоминает
свою юность с ее радужными надеждами, о друге,
с которым они наивно мечтали и верили в будущее.
2. О чем мечтали два друга перед отъездом из родного села?
Не лгать -Не трусить -Любить родину
Чего хотели добиться в жизни?
Двое друзей, деревенские юноши, собираются в путь,
они полны надежд, мечтаний.
Их духовный облик раскрывают высота помыслов, юношеский
максимализм, романтическая мечта.
Мы жили замыслом заветным,
Дорваться вдруг
До всех наук —
Со всем запасом их несметным —
И уж не выпустить из рук.
3. Кем и в какой исторической ситуации были сказаны слова:
«Сын за отца не отвечает- слова вождя:»
Очень сложно понять смысл этих слов, не зная их
исторической основы.
Именно во времена Сталина появилось понятие
«враг народа», а позднее — и «дети врага народа».
Клеймо «враг народа» полностью вычеркивало
человека из жизни, делая его никчемным и ненужным.
А самое ужасное в том, что очень часто дети стремились
скрывать свое прошлое и старались забыть родителей,
вошедших в категорию «врагов народа».
Можно проследить, как слова «сын за отца не отвечает»,
повторяясь, получают новое смысловое и эмоциональное
наполнение:
неожиданное счастье, милостивое избавление от
«несмываемой отметки» («кулацкое отродье»,»сын врага народа»);
«вошло в права»: слова бесчеловечны, глубоко аморальны,
побуждали к пренебрежению нравственными обязательствами
перед близкими, к беспредельной вседозволенности:
Предай в пути родного брата
И друга лучшего тайком.
И душу чувствами людскими
Не отягчай, себя щадя.
4. Твардовский не может смириться с подобным отношением
к прошлому, ибо, по его мнению, забыть то, что было, –
значит вычеркнуть из памяти отца и мать,
родных и близких.
Поэт считает, что нельзя стремиться к счастью,
не помня об уже ушедшем: «Кто прячет прошлое ревниво,
тот вряд ли с будущим в ладу…»
5.Ошибками, перегибами
6. Они надеялись, что война даст право»
» смыть кровью» клеймо врага народа.
9. Что хотел бы ещё успеть сделать автор поэмы?
А я — не те уже годочки —
Не вправе я себе отсрочки
Предоставлять.
Гора бы с плеч —
Еще успеть без проволочки
Немую боль в слова облечь.
Поэт торопился рассказать о наболевшем.
10. Что говорил о своём отце «кулаке» Твардовский?
Поэт с покаянным чувством и полным пониманием рисует
натруженные руки отца (эта художественная деталь помогает
передать любовь сына к отцу):
Те что – со вздохом – как чужие,
Садясь к столу, он клал на стол.
………………………………….
Отдельных не было мозолей –
Сплошная…
его наивную гордыню ХОЗЯИНА, дорого ему обошедшуюся.
11.Поэт выступает в поэме обвинителем власти и обличителем
ее жестоких, антигуманных действий.
Он выступает как противник тенденций реабилитации
Сталина, считает преступлением сознательное замалчивание
трагических событий советской истории.
12. О какой графе идет речь во 2 главе поэмы?
«…Зловещей некогда графой…»
Графа (в анкете), в данном случае – о социальном
происхождении.
13. В какой «кромешный» список занесен «родитель»?
Враг народа
14. Кого «учителем своим именовал отец смиренно»?
Ленина
15. О ком говорится: «его (Сталина) китайский образец»?
Имеется в виду государственный и политический деятель
Китая, «великий кормчий» Мао Цзедун.
16. В названии заложена проблема памяти, проблема
ответственности перед будущими поколениями за
нежелание разбираться в прошлом:
«Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу».
Мы не в праве забывать свое страшное прошлое, потому
что оно касается всех нас, даже тех, кто не был участником
этих событий.
Объяснение: