Antsevegor2008 avatar antsevegor2008 11 часов назад Литература 5 — 9 классы Прочитайте эпизод из рассказа…
antsevegor2008 avatar
antsevegor2008
11 часов назад
Литература
5 — 9 классы
Прочитайте эпизод из рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки».
1.Ответьте на вопрос: «Какую роль играет этот эпизод в рассказе ?» Как он раскрывает проблему рассказа.
2.Озаглавьте эпизод.
3.Определите отношение автора
1.К главным героям (кого из них считаете главным, почему вы так считаете, какую роль играет в этом эпизоде, как к нему относится автор и вы. Докажите цитатами из отрывка( цитаты оформляются в кавычках))
Оформление ответа : К главным героям относятся………, потому что………. Автор ……… .Я считаю, что автор прав ( не прав), так как эти герои….
2.Второстепенным героям. (кого из них считаете главным, почему вы так считаете, какую роль играет в этом эпизоде, как к нему относится автор и вы. Докажите цитатами из отрывка( цитаты оформляются в кавычках))
Мать давала мне в школу завтрак: два ломтя черного хлеба, густо намазанных клюквенным повидлом. И вот настал день, когда на шумной перемене я вынул свой хлеб и всей кожей ощутил установившуюся вокруг меня тишину. Я растерялся, не посмел тогда предложить ребятам. Однако на следующий день я взял уже не два ломтя, а четыре.
На большой перемене я достал их и, боясь неприятной тишины, которую так трудно нарушить, слишком поспешно и неловко выкрикнул:
— Кто хочет!
— Мне шматочек, — отозвался Пашка Быков, парень с нашей улицы.
— И мне. И мне. Мне тоже.
Со всех сторон тянулись руки, блестели глаза.
— Всем не хватит! — Пашка старался оттолкнуть напиравших, но никто не отступал.
— Мне! Мне! Корочку.
Я отламывал всем по кусочку.
Наверное, от нетерпения, без злого умысла, кто-то подтолкнул мою руку, хлеб упал, задние, желая увидеть, что же случилось с хлебом, наперли на передних, и несколько ног прошлось по кускам, раздавило их.
— Пахорукий! — выругал меня Пашка.
И отошел. За ним все поползли в разные стороны.
На окрашенном повидлом полу лежал растерзанный хлеб. Было такое ощущение, что мы все вгорячах нечаянно убили какое-то животное.
Учительница Ольга Станиславна вошла в класс. По тому, как она отвела глаза, как спросила не сразу, а с еле приметной запинкой, я понял — она голодна тоже.
— Это кто ж такой сытый?
И все те, кого я хотел угостить хлебом, охотно, торжественно, пожалуй, со злорадством объявили:
— Володька Тенков сытый! Он это.
Я жил в пролетарской стране и хорошо знал, как стыдно быть у нас сытым. Но, к сожалению, я действительно был сыт, мой отец, ответственный служащий, получал ответственный паек. Мать даже пекла белые пироги с капустой и рубленым яйцом!
Ольга Станиславна начала урок.
— В прошлый раз мы проходили правописание. — И замолчала. — В прошлый раз мы. — Она старалась не глядеть на раздавленный хлеб. — Володя Тенков, встань, подбери за собой!
Я покорно встал, не пререкаясь, подобрал хлеб, стер вырванным из тетради листком клюквенное повидло с пола. Весь класс молчал, весь класс дышал над моей головой.
После этого я наотрез отказался брать в школу завтраки.

















Там бывают подземные толчки довольно сильные и частые. (И. Ефремов) 9) И воздух ласковый чуть дремлющий ночной как будто сам дрожит и пишет надо мной. (И. Тургенев) 10) За конопляником зеленым и густым бегут одетые туманом голубым стезей широкие разливы. (И. Тургенев) 111) Сад перед домом горел и дымился весь залитый пожаром зари и потопом дождя. (И. Тургенев) 12) Мы ребятишки рады были дождю рады были отдохнуть а дядя Ермолай бригадир недовольно поглядывал на тучу и не спешил. (В. Шукшин) 13) Словом через полчаса мы в ватниках навьюченные рюкзаками с лыжными палками в руках стояли готовые к подъему. (Стругацкие) 14) В девять часов вечера измотанный и злой он вернулся домой. (С. Майоров
Какой смысл вкладывают в слова «шли за своей тенью» баба Глаша и автор рассказа? (По рассказу Я. Шипова «За тенью.»)
Пленные немцы возвращались через русские города города и села. Шли они пешком по утренней прохладе, с полудня работали в деревнях за еду, а ночью спали.
С утра до обеда тень от солнца, встающего на востоке, указывает на запад. За тенью — на запад, в Германию — шли немцы домой. — Так считает в рассказе баба Глаша.
Автор рассказа вкладывает в это понятие более широкий смысл: германцы уходили за тенью войны, боли и страданий, которые она принесла. Жизнь возрождалась, и русские селяне не держали зла на бредущих домой солдат пораженной армии.