Приветствую всех родителей на блоге «ШколаЛа»! Рубрика «Развивашки» продолжает помогать готовиться к школе и учиться легко, преодолевая трудности вместе.
Ни для кого не секрет, что сегодняшние учебные программы – просто кладезь логических умозаключений. Освоение перлов ведущих педагогов страны требует от школьников не просто читать и запоминать материал, но ещё и при этом мыслить логически, самостоятельно приходя к результату. Потому-то развитие логического мышления становится актуальным вопросом при подготовке ребёнка к школе. Чем мы сегодня с вами и займёмся.
План урока:
Что такое логическое мышление и зачем оно нам?
Чтобы понимать, чему мы с вами должны научить дошкольников, прежде чем их отправить в далёкий путь получения знаний, давайте разберёмся, что есть логическое мышление. Делим его на две основные составляющие:
- логика – в переводе с греческого значит «мысль» или «рассуждение», из практики следует, что нужна она для поиска истины посредством выстроенной схемы, ведущей к конечному результату; в основе этого пути к конечной точке – знания, именно они позволяют нашим умозаключениям из множества найти нужные цепочки и их соединить,
- мышление – деятельность мозговая, работающая на подсознательном уровне, отвечающая за обработку информации, помогает нам устанавливать связь между чем-либо.
Теперь объединяем вышесказанное и получаем процесс логического мышления:
- мыслим с использованием полученных ранее знаний,
- обрабатываем мысли в умозаключения,
- выводим цепочку по порядку,
- делаем вывод только на чётких доказательствах и фактах, без фантазий и предположений,
- приходим к финишу, получая истину.
То есть, нам с вами нужно дошколят научить работать головой и привить им умение нестандартно думать.
Зачем нам логика, если можно как в советские времена «по шаблону»? Для школьников это в первую очередь подмога при решении школьных заданий. Особенно много логики понапёхано в математику, и на уроках приходится задачки решать более изощренными приёмами, чем мы с вами делали это в свои далёкие школьные годы.
Но это как раз тот пласт для будущей самостоятельной жизни, который научит ребёнка отделять «зёрна от плевел», находить общее и видеть разницу, доказывать и обоснованно опровергать, ставить цели, делать выводы и искать решения.
Готовимся учиться, играя
Увы, но способность мыслить логически – вещь не врождённая. Её придётся оттачивать. И как обычно, делать это лучше, тренируясь в играх. Начинать упражнения можно уже с двух лет, не дожидаясь, когда до школы остался один летний месяц, а логика так и не подружилась с мозгом ребёнка.
Для самых маленьких наипростейшие причинно-следственные связи сводятся к узнаванию издаваемых животными звуков, игр-угадаек по свойствам предметов, задания на сбор по цвету, форме и размеру.
Но мы-то с вами уже без пяти минут ученики, потому для детей от пяти и старше упражнения уже посложнее, пологичнее.
Логическое мышление дошкольников до 7 лет основано на наглядных образах, в его основе лежит визуализация. Что им подойдёт?
Книги
Вот уже действительно: миллионы раз доказано – лучшие друзья.
Читать с детьми нужно как минимум в день по 10 листочков, разукрашенных яркими иллюстрациями, позволяющими ребёнку сопоставить услышанное и на картинке увиденное. И не просто читать, а анализировать и рассуждать. Очень популярны стали книжки с головоломками
«Что здесь лишнее?»
Всем знакомая игра. Достаточно обзавестись набором ярких картинок и изобретать свои домашние задания, в которых появятся лишние по цвету, лишние по форме, лишние по назначению.
Вот, например:
«По порядку»
Такой игровой приём научит вашего дошкольника выстраивать логическую цепочку. Можно попробовать вырастить свой цветок от семечка до раскрывшегося бутона. Подготовьте карточки похожие на:
«семечко»,
«посадили в землю семечко»,
«поливают посаженное семечко»,
«из земли вырос росточек»,
«росточек вытянулся и появись листочки»,
«у цветочка наметился бутон»,
«бутон раскрылся».
Теперь всё перемешиваем и включаем логику. Ну, кому интереснее суп варить по этапам, можно и обед приготовить. А мальчишки могут и машину в путь отправить. В общем, бытовых ситуаций – пруд пруди.
Загадки
Кладезь логики. Здесь придётся обобщить услышанное, выделить нужное, сопоставить с подходящим и докопаться до истины. Чем не тренировка? Вот, например, по какому животному могут ходить люди и ездить машины? А вот ещё интересная в стихах:
«Заяц, сидя под сосной,
Огласил, что он портной.
И портняжке спустя час
Медвежонок дал заказ.
— Будет твой заказ готов
До январских холодов.
Заяц порет, заяц шьёт,
А медведь в берлоге ждёт.
Вот беда: пришёл медведь,
А штаны нельзя надеть!
Почему?
(Медвежонок-то вырос в целого медведя!)
Игры в слова
К дошкольному возрасту пора пополнять словарный запас. Хорошая тренировка для логики – поиск антонимов и синонимов.
Для тех, кому за…
Состоявшийся школьник уже способен мыслить словесно-логически и абстрактно. Для таких деток вдобавок к предыдущим заданиям можно включить и упражнения посложнее.
«Ищем лишнее?»
Для начальной школы – это вам уже не то, что для детсада! Вот здесь к примеру придётся обмозговать, ведь всё это транспортные средства, но!
Самокат бензином не заправляют, чтобы ехать!
Игры в слова
Они тоже взрослеют. Если такое задание для дошкольников сложновато, то для младших начальных классов должно быть «по зубам». Впишите вместо точек:
Чтение
Уже можно отложить красочные книжки и взять вещи посерьёзнее, из школьной литературы. Тут не придётся вместе с ребёнком перелистывать страницы, так как чтением он уже владеет, но необходимо взять за правило обсуждать прочитанное, особенно поступки героев и их последствия.
«Эрудит»
Игра из нашего детства, когда нужно было, кто больше, составить от букв предложенного слова другие слова по схеме кроссворда. Она, кстати, есть в он-лайне, можно «порезаться» друг с дружкой либо с компьютером.
Математические бусы
Это часто встречающаяся в учебниках математики задачка, когда пример нарисован в виде бус из цифр и математических знаков, некоторые из них пропущены, нужно вставить необходимые. Такие задания хорошо тренируют у школьников и математический счёт, и логику.
Для всех сразу
Применимо ко всем возрастам станет привычка на каждом шагу как бы между прочим спрашивать: «Что нужно сделать, чтобы…». Будьте любопытными, родители, почаще интересуйтесь, у детей в голове столько вариантов решений сложных ситуаций, вам и не снилось!
И уже доставайте скорее шашки, шахматы, домино и заброшенные в угол головоломки кубик Рубика и «Пятнашки», возьмите в помощники пазлы и запаситесь ребусами.
Эти логические тренажёры научат вашего ребёнка просчитывать на несколько ходов вперёд, анализировать и одерживать победу благодаря умению мыслить логически.
Когда всё на месте
Глубоко вздохнуть и поставить себе пятёрку за отличную работу можно, когда:
- ваш ученик самостоятельно выстраивает выводы на основе анализа внутренних свойств предметов, а не только по их внешним качествам,
- он легко щёлкает задачки по возрасту в уме, когда наглядного материала перед глазами нет, либо почти нет,
- будущий школьник без труда рассуждает на заданные темы, при этом выстраивает логические цепочки через обобщение, распределение и умозаключение,
- всё вышеперечисленное он делает с должной быстротой (ищет решение за отведённый промежуток), глубиной (ползёт в самую суть и видит связь между частями) и гибкостью (может переключаться на варианты решений при изменении условий).
Ну как, у вас получилось? Садитесь, пять!
Хотя, нет, не садитесь пока) Сначала присоединитесь к нашей группе «ВКонтакте», там в ленте частенько мелькают разные интересные задания на логическое мышление.
Ваша «ШколаЛа»
Классная статья, много интересных упражнений нашел для своих ребят. Особено понравилась игра с логическими цепочками, мои даже не заметили как подсели) А еще мы с дочкой любим загадки разгадывать, это тоже отлично помогает развивать логику. Надо будет еще и эти задачки, что вы предложили, попробовать.
Круто что статья подняла тему развития логики у детей, мои тоже любят головоломки и задачки. Я читал что даже простые игры вроде «судоку» или шахматы могут помочь улучшить логическое мышление. И еще интересный факт, дети лучше всего учатся на примерах из жизни, так что иногда мы считаем вместе сколько яблок купили или анализируем сказки на предмет логических ошибок.